Рефераты. Основные теоретические аспекты Д. Юма

Основные теоретические аспекты Д. Юма

Нижегородская Государственная Медицинская Академия

Кафедра Гуманитарных наук






Доклад

По теме: Основные теоретические аспекты Д. Юма







Выполнила:

Студентка 2 курса лечебного факультета

Федотова Вера Александровна

Проверил: Гусев Е. К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2003-11-07

 
 
































































ВВЕДЕНИЕ

Период его творчества был временем необычайного подъема и развития английской философии. Ф.Бекон, Т.Гоббс, Д.Локк, Д.Беркли и Д.Юм - эти имена известны всем. Их творчество определило основы главных философских течений: идеализма и материализма. Почему же мы обращаемся к творчеству Юма? Дело в том, что в недавнем прошлом именно этот философ в нашей стране подвергся большой критике с позиций материализма. Его философские концепции излагались как реакционные. Но хотелось бы рассмотреть их непредвзято, так как сформировать свое мировоззрение, независимую жизненную позицию и ценностные идеалы невозможно, опираясь на расхожие мнения и стереотипы. Будем следовать принципу, о котором говорил Джордж Беркли: "Единственное преимущество на которое я претендую, - это то, что я всегда мыслил и судил самостоятельно". Кроме того, хотелось бы, по мере возможности, сравнить взгляды двух философов, чье миропонимание формировалось в одинаковых условиях, в одинаковой среде.


БИОГРАФИЯ ДАВИДА ЮМА.


     Давид Юм родился в 1711 г. в столице Шотландии Эдинбурге, в семье  небогатого дворянина,  занимавшегося юридической практикой. Некоторое время Юм посещал Эдинбургский университет, но из-за материальных затруднений вынужден был оставить учебу. Позже, в 1734 году, он совершил образовательную поездку во Францию на три года,  большую часть из которых провел в Ля-Флеш.

     Во время  пребывания  во  Франции Юм написал "Трактат о человеческой природе" в составе трех книг, который был опубликован в Лондоне в 1737-1740 г.г. В произведении рассматривались вопросы теории познания, психологии и морали.

     В 1741-1742  годах  Юм  опубликовал книгу под названием "Моральные и политические очерки (эссе)".Эта книга  принесла ему значительную популярность на родине.

     В середине 40-х годов Юм в качестве секретаря  генерала Сен-Клера отправился в военную экспедицию против французской Канады, а затем,  в составе военных миссий,  посетил  Вену и Турин. В  Италии  он  переделал  первую  книгу  "Трактата" в "Исследование о человеческом познании".

     В 1752  году Общество юристов избрало Юма своим библиотекарем, и он взялся за создание шести томной  "Истории  Англии" - книги, вызвавшей неоднозначное к себе отношение.

     В 1763-1766 годах Юм находился на дипломатической службе во французской столице. После возвращения он два года занимал пост помощника государственного секретаря. В 1769  году он вышел в отставку и возвратился в Эдинбург,  где стал секретарем Философского общества и  занимался  просветительской деятельностью.

     В начале 70-х годов Юм не раз возвращался к работе  над своим последним  крупным произведением "Диалоги о естественной религии", но так и не закончил его.

     Юм скончался в августе 1776 года.


                

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДАВИДА ЮМА.


Основные положения.


    Юм переделал  учения Беркли и Локка на агностический манер,  сглаживая острые углы и устраняя крайние положения. Юм стремился  создать  философию  "здравого смысла",  философию осторожную, "сдержанную", чуждую как материализму, так и наивному спиритуализму.

     Исходный пункт рассуждений Юма заключается в убеждении, что  имеется факт непосредственной данности нам ощущения,  а отсюда и наших эмоциональных переживаний.  Юм сделал  вывод, будто  мы  в принципе не знаем и не можем знать,  существует или же не существует материальный мир как  внешний  источник ощущений. "... Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание  немногих  поверхностных качеств" (1, т. 2, стр. 35).

     Почти вся последующая философия Юма строится им как теория познания,  описывающая факты сознания. Превращая ощущения в абсолютное "начало" познания,  он рассматривает структуру  субъекта  в  изоляции ее от его предметно-практической деятельности.  Эта структура, по его мнению, состоит из атомарных впечатлений (impressons) и из тех психических продуктов,  которые от этих впечатлений производны. Более всего из числа  этих  производных  видов психической деятельности Юма интересуют "идеи (ideas)",  под которыми он имеет в виду  не ощущения, как это было у Беркли, а нечто иное. "Впечатления" и  "идеи"   в   совокупности   Юм   называет   «восприятиями» (perceptions).

     "Впечатления" - это те ощущения,  которые получает  тот или  иной субъект от событий и процессов,  разыгрывающихся в поле действия его органов чувств.  Итак,  "впечатления" суть ощущения субъекта. Но не только. Нередко под "впечатлениями" Юм понимал и восприятия в смысле,  отличающем их от ощущений (ощущаются отдельные свойства вещей, а воспринимаются вещи в их интегральном виде).  Таким образом, Юмовы "впечатления" - это не только простые чувственные переживания,  но и сложные чувственные образования.  В состав впечатлений  он  включает кроме  ощущения  эмоции,  в  том  числе и бурные (страсти) и спокойные (calm)" переживания  морального  и  эстетического характера.

     Что же  понимал  Юм  под "идеями"?  "Идеи" в его теории познания - это образные представления и  чувственные  образы памяти, а кроме того, продукты воображения, в том числе продукты искаженные,  фантастические. К числу "идей" Юм относил также и понятия,  так как он был склонен растворять теоретическое (абстрактное)  мышление  в  переживаниях  эмпирических (конкретно-чувственных) образов,  подобно тому, как это делал и Беркли.

     Итак, "идеи"  в  системе  терминологии Юма представляют собой приблизительное,  более слабое  или  менее  яркое  (не столь "живое") воспроизведение "впечатлений", то есть их отражение внутри сферы сознания.  "...  Все идеи скопированы с впечатлений" (1,  т.  1,  стр.  271). В зависимости от того, простыми или сложными оказываются  впечатления,  идеи  также бывают соответственно простыми или сложными.

     "Восприятия" включают в себя  "впечатления"  и  "идеи". Они для Юма суть познавательные объекты,  предстоящие сознанию.


Ассоциации и абстракции.


     Человек не может ограничиваться только простыми впечатлениями.  Для успеха своей ориентировки в  среде  он  должен воспринимать  сложные,  составные  впечатления,  структура и группировка которых зависят  от  структуры  самого  внешнего опыта.  Но кроме впечатлений есть еще идеи. Они также бывают сложными. Как же образуются последние? На этот вопрос Юм дает  свой  ответ:  они  образуются посредством ассоциирования простых впечатлений и идей.

     В ассоциациях  Юм  видит главный,  если не единственный способ мышления посредством чувственных образов,  а  таковым для него является не только художественное, но и всякое мышление вообще. Ассоциации прихотливы и направляются случайными комбинациями элементов опыта, а потому сами они по содержанию случайны,  хотя по форме и  согласуются  с  некоторыми постоянными (и в этом смысле необходимыми) схемами.

     Юм выделял и различал следующие три главные вида  ассоциативных  связей:  во-первых,  по сходству,  во-вторых,  по смежности в пространстве и времени,  в-третьих,  по  причинно следственной  зависимости.  В рамках этих трех видов могут ассоциироваться впечатления, впечатления и идеи, идеи друг с другом  и  с состояниями предрасположенности (установками) к продолжению ранее возникших переживаний.  "...  Когда  любое впечатление воспринимается нами,  то оно не только переносит ум к связанным с этим впечатлением идеям,  но и сообщает  им часть своей силы и живости...  после того как ум уже возбужден наличным впечатлением, он образует более живую идею связанных  с  ним объектов благодаря естественному переключению установки (disposition) с первого на второе" (1,  т. 1, стр. 198).

     Во-первых, ассоциации происходят по  сходству,  которое бывает  не только положительным, но и отрицательным по своему характеру.  Последнее означает,  что вместо сходства  налицо контраст:  так,  при  переживаниях эмоций нередко появляется состояние аффекта,  противоположное прежнему состоянию. "... Второстепенный импульс (movement), - пишет Юм в эссе "О трагедии", - преобразуется в доминирующий и дает ему силу, хотя иного, а иногда и противоположного характера...

     Однако большинство ассоциаций по  сходству  положительное.  Юм считает, что ассоциации по сходству играют наибольшую роль в математических размышлениях.

     Во-вторых, ассоциирование  происходит  по  смежности  в пространстве и  по  непосредственной  последовательности  во времени,  то есть также по смежности. Это более всего случается с идеями внешних впечатлений,  то есть с воспоминаниями о прежних ощущениях, упорядоченных пространственно-временным образом сами по  себе  идеи,  а  тем  более  эмоции  "пространственно смежными" в буквальном смысле, находясь в психике человека,  не бывают, хотя они, конечно, локализованы в мозгу.  Больше  всего  полезных случаев ассоциирования по смежности,  полагает Юм,  может быть указано из области  эмпирического  естествознания.  Так  "мысль  о каком-нибудь объекте легко переносит нас к тому,  что с ним смежно,  но лишь  непосредственное  присутствие  объекта  делает это с наивысшей живостью" (1, т. 2, стр. 55).

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.