Содержание
Введение
1. Образование как системное явление
2. Функции института образования в обществе
3. Системный подход к реформе образования в российской федерации
Заключение
Актуальность темы исследования. В настоящий момент реформа образования, которая является составной частью внутренней государственной политики Российской Федерации, в большей степени направлена на интеграцию российской системы образования в мировую образовательную систему с учетом общих закономерностей глобального развития. Растет понимание того, что образование должно быть во многом универсальным, не замыкающимся в национальных границах. Мера развития человека, уровень культуры и духовности в обществе, темпы экономического, научно-технического, социально-политического прогресса, эффективность управления обществом во многом зависят именно от социально образовательной политики государства и качества подготовки специалистов.
Социальное назначение института высшего образования состоит в удовлетворении, с одной стороны, потребности общества в субъектах труда высшей квалификации, а с другой, - в удовлетворении потребностей индивидов в овладении определенным спектром и уровнем знаний.
Между тем, сложившийся огромный разрыв между достигнутыми большими возможностями современной науки, культуры и информатики и их реализацией в жизни всего общества, может быть успешно преодолен только на основе расширения и повышения уровня качества системы образования как в отдельной стране, так и в мировом масштабе. При этом, процесс инновации и интеграции определен как основной в Послании Президента РФ Д. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации в 2008 году. Президент отметил: "… производство (а в перспективе - и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры - это значит достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики, общественной жизни и образования"[1].
Одной из главных задач для современного вуза оказывается создание организационно-управленческого механизма, способного отвечать изменяющимся условиям современной экономики, обеспечивать высококачественное образование, способствовать тому, чтобы выпускники оказались конкурентоспособными на рынке труда.
В связи с эти на приоритетное место среди направлений реформы образования выходит интеграция российского образования в единое европейское образовательное пространство, которое позволит разрешить ряд существующих в образовательной сфере трудностей, но и, разумеется, образует ряд новых. Все это требует детального осмысления.
Особое значение имеет философское осмысление образовательной реформы, которое позволит рассмотреть в философском контексте все положительные и отрицательные моменты реформирования.
Степень научной разработанности темы. Рассмотрению проблем современного образования посвящены труды М.В. Артюхова, Е.П. Белозерцева, О.Н. Козловой, А.И. Ковалевой, А.П. Огурцова, О.М. Розина, А. Тихонова, В.Л. Шаповалова, С.С. Шевелевой, Г.О. Шило, П.Г. Щедровицкого и других.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением образовательной реформы, направленной на интеграцию российского образования в единое европейское образовательное пространство.
Предметом исследования является осмысление процесса реформирования образования, результатов реформирования, а также влияние образовательной реформы на развитие российского общества.
Исходя из выше сказанного, целью настоящей работы является рассмотрение образовательной реформы в Российской Федерации с точки зрения ее философского осмысления.
Достижение указанной цели предопределило постановку и попытку разрешения следующих задач:
рассмотреть образование как философскую категорию;
проанализировать функции института образования применительно к обществу;
рассмотреть реформу образования в Российской Федерации с точки зрения ее философского осмысления.
Методологическую основу работы составили общенаучные методы познания, а в частности, диалектический и системный подходы к изучения социальных явлений, а также такие общенаучные методы как сравнительный, системный, дедукция и индукция.
Структура работы состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Под образованием, согласно преамбуле Закона РФ "Об образовании", понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Социологи нередко определяют образование как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки, знания от одного человека или группы другим. Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом[2].
Сегодня становится все более очевидным, что классическая модель образования фактически исчерпала себя: она уже не отвечает требованиям, предъявляемым к школе и образованию современным обществом и производством. Не случайно, в последние двадцать-тридцать лет интенсивно развивается такая молодая дисциплина, как философия образования, в ней заново обсуждаются фундаментальные педагогические идеи: идеал образованности, цели образования, рассматривается история образовательных систем, влияние философии на образование и т.д. Другими словами философское осмысление образования нашло свое отражение в формировании самостоятельной дисциплины - философии образования.
При этом, философия образования, интегрируя и конкретизируя теоретико-методологический аппарат общей философии и используя знания, накопленные специальными науками, вырабатывает отношение к педагогической действительности, ее проблемам и противоречиям, наделяя эту действительность определенными смыслами и выдвигая возможные концептуальные варианты ее преобразования[3].
Пожалуй, в истории не было ни одного периода, когда общество было бы довольно своей системой образования. Можно вспомнить годы, когда иностранцы высоко оценивали систему образования в России, но трудно вспомнить, чтобы люди, живущие в этой стране, как и в любой другой, были бы довольны существующей в ней системой образования.
Надо сказать, что классическая парадигма образования получила различное обоснование в ходе истории. Идеалы, нормы, присущие классической парадигме, модифицировались, дополнялись и трансформировались. Ориентация на универсальное образование, которая воплотилась в системе начального и среднего образования, позднее была восполнена другой идеей - идеей естественных прав личности, в том числе и права на образование. В нашей стране идея естественных прав личности долгое время вообще не была значимой. В государственной системе определенный уровень образования (весьма средний) сначала был классово дифференцирован, а затем стал общеобразовательным. При этом совершенно упускалось из виду, что существует право личности на выбор образования.
Вместе с тем изменяются и подходы к пониманию образованности. Наряду с традиционными, сегодня складываются новые представления о человеке и образованности, происходит смена антропологических оснований педагогики. Образованный человек - это не столько "человек знающий", даже со сформировавшимся мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в жизни[4]. Образование должно создавать условия для формирования свободной личности, для понимания других людей, для формирования мышления, общения, наконец, практических действий и поступков человека.
Образование должно создавать условия для развития человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, и личности - и всех сторон человека, о которых мы еще недостаточно знаем[5].
Другое требование, важное для нашего времени, - понимание и принятие чужой культуры. Это можно понимать в том смысле, что внутри самой себя она не осознается; лишь при взаимодействии, встрече, диалоге, различных культур становятся взаимными или понятными основания и особенности собственной культуры. Это означает, что образованный человек является культурным и в том смысле понимает и принимает иные культурные позиции и ценности, умеет пойти на компромисс, понимает ценность не только собственной независимости, но и чужой.
Еще одно настоятельное требование - формировать нравственного ответственного человека. Сегодня оно становится в плане осмысления человеком нравственных реалий, добра и зла, своего места в жизни, познания, ответственности за природу, за судьбу культуры, близких и т.п. Другими словами, прежде всего в гуманитарном ключе. Естественнонаучное мировоззрение, можно сказать, вменяется современной культурой и образованием едва ли не каждому второму, но все более ощущается недостаток гуманитарного мироощущения, оно чаще осознается как насущный идеал.
Таким образом, философия образования, интегрируя и конкретизируя теоретико-методологический аппарат общей философии и используя знания, накопленные специальными науками, вырабатывает отношение к педагогической действительности, ее проблемам и противоречиям, наделяя эту действительность определенными смыслами и выдвигая возможные концептуальные варианты ее преобразования.
Рассмотрение данного вопроса вызвано тем, что, рассматривая образование как философскую категорию, необходимо определить и влияние образования на общество, а это возможно при анализе функций образования в обществе. Их достаточно много, и различные авторы акцентируют внимание на разных сторонах деятельности института образования.
В литературе выделяют следующие социальные функции института образования[6].
1) Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и наиболее существенная из них. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, инструментом просвещения общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, а стало быть, система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится носителем национального сознания и национальной психологии.
Страницы: 1, 2