Рефераты. Наука и религия после просвещения: об утрате культурной значимости научных представлений о мире

В 1943 г. умер всемирно известный немецкий математик Давид Гильберт. В завещании он распорядился начертать на своем надгробном камне следующие слова : "Мы должны знать – мы будем знать". Резь идет здесь об антитезе пресловутого изречения Дюбуа-Реймона "Мы не знаем – мы не узнаем"30 . В данном случае нас нисколько не интересует, какие вопросы имел в виду Дюбуа-Реймон в 70-х годах прошлого века, считая, что на них никогда не будут получены ответы31 , можно ли на эти вопросы ответить сегодня и были ли они поставлены правильно. Совершенно независимо от этого эпитафия Гильберта впечатляет ставшей ныне вполне очевидной (как в научно-, так и в культурно-историческом плане) невозможностью сказать, о чéм он столь настойчиво призывал получить знания, что даже обязал потомство высечь обещание этого будущего научного знания в камне. Точно также немыслимо, чтобы сегодня какому-либо архитектору пришла в голову мысль написать на университетском портале то, что еще в начале века золотыми буквами было выбито на главном здании университета им. Альберта-Людвига во Фрейбурге, а именно научную аппликацию изречения из Евангелия от Иоанна – "Истина сделает Вас свободными".

Вследствие научно-культурной нейтрализации научных представлений о мире положение науки в общем контексте нашей общественной культуры глубоко изменилось. Очень сжато я бы охарактеризовал происшедшие изменения так : в соотношении двух важных моментов, традиционно легитимирующих научную деятельность, – любознательности, с одной стороны, и релевантности, с другой, – значение релевантности стало доминирующим32 . Об этом, как я считаю, необратимом культурно-историческом процессе говорят такие слабые сигналы, как, например, то, что даже ученые, занимающиеся фундаментальными исследованиями, обосновывая свои финансовые требования, по праву ссылаются не на любознательность, которая не должна испытывать никаких ограничений, а прежде всего на необходимость фундаментальных исследований для сохранения релевантности науки. Наука, в которой доминирует принцип релевантности, не способна к пафосу. От профессора больше не требуется качества духовника. Наука становится таким же профессиональным занятием, как любое другое занятие, а научное просвещение, исполненное пафоса культурной эмансипации любознательности, осталось в прошлом.

Список литературы

1 Подробнее об этом : "Die Wissenschaften und die Zukunft unserer Kultur", in: Hermann Lьbbe : Fortschrittsreaktionen. Ьber konservative und destruktive Modernitдt. Graz, Wien, Kцln 1987. pp. 137-175, bes. pp. 169ff.

2 Häckel E. Natьrliche Schцpfungsgeschichte. Berlin, 1868; рус. пер.: Э.Геккель. Естественная история миротворения. Т. 1-2. СПБ, 1914.

3 Strauss D.F. Der alte und der neue Glaube : Ein Bekenntnis. Leipzig, 1872; рус. пер.: Д.Ф.Штраус. Старая и новая вера. СПБ, 1906.

4 Подробно об Э. Дюбуа-Реймоне см.: Naturwissen und Erkenntnis im 19. Jahrhundert: Emil Du Bois-Reymond . Ed. Mann G. Hildeshein, 1981.

5 Reden von Emil Du Bois-Reymind . Ed. Du Bois-Reymond Estelle. 2 Bde. Bd. 2. Leipzig, 1912. S. 243-248.

6 Cм.: Die Statistik der Aufwedungen fьr Forschung und Entwicklung im Bundesbericht Forschung 1984 / Der Bundesminister fьr Forschung und Technologie. Bonn, 1984.

7 См., напр.: Fear of Science - Trust in Science. Conditions for Change in the Climate of Opinion / Eds Markovits A.S., Deutsch K.W. Cambridge (Mass.); Kцnigstein/Ts., 1980.

8 Cм.: Popper K. The Rationality of Scientific Revolutions // Problem of Scientific Revolution : Progress and Obstacles to Progress in the Sciences / Harrй R. Oxford, 1975. P.88.

9 Cм.: Kьppers B.O. Der Ursprung biologischer Information. Zur Naturphilosophie der Lebensentstehung. Mьnchen, Zьrich, 1986. S. 126 ff. Эта книга к тому же прекрасный пример изложения специального знания в форме, понятной для интересующихся читателей за пределами научного сообщества.

10 Cм.: Priester W. Vom Ursprung des Universums // Zeugen des Wissens /Ed. Maier-Leibnitz H. Mainz, 1986. S. 127-156.

11 См.: Eigen M. Stufen zum Leben. Die Entstehung des Lebens aus molekularbiologischer Sicht // Zeugen des Wissens / Ed. Maier-Leibnitz H. Mainz, 1986. S. 341-377.

12 Cуществование такой публики, на наш взгляд, является предпосылкой нынешнего широкого общественного интереса к популярным изложениям современных космологических теорий. Очевидно, основное содержание этих теорий даже в такой форме понятно исключительно посвященным. Уже по этой причине они не могут вызвать никакого мировозренческого спора. См., напр.: Hawking S.W. Eine kurze Geschichte der Zeit. Die Suche nach der Urkraft des Universums. Mit einer Einleitung von Carl Sagan. Reinbek b. Hamburg, 1988.

13 См., напр.: Eysenck H.-J. The Inequality of Man. L., 1973.

14 Вопреки распространенным представлениям, исследование феномена служения науки национал-социалистической диктатуре началось в ФРГ уже довольно давно, еще до начала внутриакадемической "культурной революции" конца 60-х годов. См., напр.: Deutsches Geistesleben und Nationalsozialismus / Ed. Fitner A. Tьbingen, 1965.

15 О необходимости запрета дифференцировать признание прав человека в зависимости от степени согласия человека с теми или иными идеалами см.: Spämann R. Zur Kritik der politischen Utopie/ Zehn Kapitel politischer Philosophie. Stuttgart, 1977; Lьbbe H. Religion nach der Aufklдrung. Graz, Wien, Kцln, 1986. S. 297-306.

16 Подробнее см. об этом : Creationism, and the Law. The Arkansas Case / Ed. La Follette M.C. Cambridge (Mass.). L., 1983.

17 Популярные знания могут восприниматься лишь пассивно. Это значит, что сам исследовательский процесс, с помощью которого добыто то или иное знание, нельзя объяснить в доступной форме. И именно это обстоятельство во всевозрастающей мере ограничивает понятность популярного изложения.

18 Cм.: Querner H. Darwin, sein Werk und der Darwinismus // Biologismus im 19. Jahrhundert / Ed. Mann G. Stuttgart, 1973. S. 10-29; Janson H.W. Apes and Ape Lore in the Middle Ages and the Renaissance. L., 1952. P. 327 ff.

19 Cм.: Husserl E. Die Kritis der europдischen Wissenschaften und die transzendentale Phдnomenologie. Haag. 1962.

20 Cм.: Luckmann Th. Lebenswelt und Gesellschaft. Grund-strukturen und geschichtliche Wandlungen. Paderborn etc., 1980; Luckmann B. The Small Life-Worlds of Modern Man // Phenomenology and Sociology. .Ed. Luckmann Th. Harmondsworth 1978. P. 275-290.

21 См.: Preiester W. Op. cit. S. 129.

22 Cм.: Haken H. Physik und Synergetyk. Die Vielfalt der Phдnomene und die Einheit des Denkens // Zeugen des Wissens /Ed. Maier-Leibnitz. Mainz, 1986. S.199.

23 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 363: "... у нас есть уверенность в том, что материя во всех своих превращениях остается одной и той же, что ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен и что поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле свой высший цвет - мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время".

24 Cм.: Blumenberg H. Die Genesis der Kopernikanischen Welt. Frankfurt a.M., 1975. S. 782 ff.

25 Cм.: Lьbbe H. Religion nach der Aufklдrung. Graz, Wien, Kцln, 1986. Kap. 1 "Wissenschaft nach der Aufklдrung". S. 19-73.

26 О культурно-исторических аспектах того, какое смятение вызвала в религиозных и теологических кругах теория эволюции см. : Benz E. Thologie der Evolution im 19. Jahrhundert // Biologismus im 19. Jahrhundert / Ed. Mann G., S. 43-72.

27 Дольше всего, конечно, в идейно политическом контексте марксизма-ленинизма в тех коммунистических странах, где еще сравнительно недавно при гражданской конфирмации в качества эквивалента Библии вручались книги, представляющие как канонизированное просвещение научную картину мира в духе диалектического и исторического материализма от динозавров и до Октябрьской революции. См., напр.: Weltall, Erde, Mensch. Ein Sammelwerk zur Entwicklungsgeschichte von Natur und Gesellschaft. Red. Buschendorf G., Wolfgramm H., Radant I. Leipzig, 1954.

28 Ostwald W. Monistische Sonntagspredigten. Erste Reihe. Leipzig, 1911, zweite Reihe, Leipzig, 1912. Об историко-идеологическом контексте этой научно-культурной эрзац-религии см.: Lьbbe H. Politische Philosophie in Deutschland. Basel, Stuttgart, 1963. S. 127-172.

29 Основан в 1906 г. Основным документом этого движением может считаться Häckel E. Der Monistenbund. Thesen zur Organisation des Monismus (1904) // Gemeinverstдndliche Werke. Vortrдge und Abhandlungen. Bd. 5 / Ed. Schmidt H. Leipzig, Berlin, 1924. S. 481-491.

30 См.: Du Bois-Reymond. Ьber die Grenzen des Naturerkennens // Du Bois-Reymond E. Reden. Bd. 1. Leipzig, 1912. S. 441-464.

31 Речь шла прежде всего о вопросе, как "объяснить" сознание, исходя из материальной базы, с которой оно связано, то есть центральной нервной системы, являвшейся частной системой высокоразвитых организмов.

32 См.: Lьbbe H. Relevanz contra Ciriositas. Ьber die anwachsende Wissenschaftsfeindschaft // Lьbbe H. Wissenschaftspolitik. Plannung, Politisierung, Relevanz. Zьrich, 1977. S. 7-29.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gumer.info/



Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.