Научное мировоззрение могущественно влияет на все формы жизни, мысли и чувства человека и заключает в себе единственные проявления истины, которые для всех времен и для всех людей являются бесспорными.
В результате научного анализа экономических явлений в жизни человеческого общества Маркс вывел значение науки и как основы социального переустройства социального строя. Научная при правильном ходе государственной работы не должна сталкиваться с государственной силой, ибо она является главным, основным источником народного богатства, основой силы государства. Борьба с ней - болезненное, преходящее явление в государственном строе. Однако такая борьба между свободой научной мысли, свободой научного творчества и государственной силой может иметь место на определенных этапах развития общества. В этой борьбе государственная сила отстаивает старое существующее социальное и экономическое распределение народного богатства, государственно-признанное религиозное понимание жизни и интересы носителей власти. Социально-политическое давление на свободу научного искания не может остановить научную мысль и научное творчество надолго, так как современная социально-политическая государственная жизнь в своих основах все глубже и сильнее захватывается достижениями науки и все более зависит от нее в своей силе. Государство, которое предоставляет максимальный размах свободному научному исканию наиболее устойчиво и прогрессивно.
С поднятием значения науки в государственной жизни неизбежно в конце концов и другое изменение в конструкции государства - усиление его демократической основы. Ибо наука по сути дела глубоко демократична. В процессе жизни человеческого общества неуклонно развивается свобода личности, идет широчайшая демократизация общества, культурный мир охватывает весь земной шар… В унисон с этими элементами будущего человечества идет научная деятельность, развивается наука и в связи с ней развивается научное мировоззрение.
Наука - это еще и то, чему можно научить, или научиться, т.е. передать знания и умения или же добыть это знание и умение самому. Образовательный процесс - это процесс передачи и получения знания и умения. Наука непрерывно требует развития и развивается, а для этого нужна передача знаний из поколения в поколение, нужно образование, обучение. Образование должно обеспечить полную передачу информации обо всех, в том числе новейших достижениях в области фундаментальных наук, передать методы научных исследований. Обучение фундаментальным наукам должно тесно соседствовать с собственными фундаментальными исследованиями.
Дальнейшее развитие науки и общества приведет к сближению естественно научного и гуманитарного познания, составляя основу для их глубокой интеграции. Соединений научных ценностей с социальными ценностями (нравственность, искусство, религиозное и философское постижение мира) в современную эпоху должно привести к возникновению нового типа научной реальности.
4.1. Наука - школа интернационализма.
По выражению Вернадского В.И. "К началу ХХ в. проявилась в ясной реальной форме возможная для создания единства человечества сила -- научная мысль, переживающая небывалый взрыв творчества. Научная мысль впервые выявляется как сила, создающая ноосферу."
Наука в социальной жизни резко отличается от философии и религии тем, что она по существу едина и одинакова для всех времен, социальных сред и государственных образований. Наука охватывает все человечество и дает ему научное единство. Наука одна для всего человечества, философий и религий по существу несколько. Научная мысль - единая для всех, и та же научная методика, единая для всех, сейчас охватила все человечество. Научные истины (при полной свободе личности) обязательные для всех являются объединяющими всех, соединяющими всех в одно целое. Научные истины интернациональны по своей сути.
Научное творчество имеет коллективный характер. Наука, отмечал А. Пуанкаре, «как монументальное сооружение, строить которое нужно века и где каждый должен принести камень, а этот камень часто стоит ему целой жизни. Следовательно, она дает нам чувство необходимой кооперации, солидарности наших трудов струдами наших современников, наших предшественников и наших последователей… Мы чувствуем, что работаем для человечества, и человечество от этого становится нам более дорогим».
В развитии форм совместной деятельности в науке ведущее значение имеет деятельность научных школ, особенно - международных. Последнее стало остро чувствоваться в нашем столетии, и весьма плодотворно проявилось в функционировании школы Н. Бора на базе Института теоретической физики в Копенгагене. Развитие атомной и ядерной физики между двумя мировыми войнами шло под эгидой этого Института. В Копенгагене учились и работали ученые и молодежь из различных стран, независимо от национальности и расовой принадлежности. Творческий подход неотделим от высокого чувства гражданской ответственности. Представители школы первыми заявили о необходимости осознания ответственности политики в связи с разработкой и созданием атомного оружия. Н. Бор настойчиво выступал с утверждениями, что создание атомного оружия требует и нового политического мышления и действий. Свои идеи Бор излагал и ряду руководителей западных стран, и в “Открытом письме” в Организацию объединенных наций. Бор надеялся, что наука может помочь в решении политических проблем. Такую свою позицию он связывал с миссией науки, развитие которой он оценивал в широком контексте культуры. Бор всегда был верен своему идеалу, согласно которому наука должна выполнять культурную миссию объединения народов.
Как средство взаимного понимания народов рассматривал науку и В. Гейзенберг. Он всегда подчеркивал, что наука интернациональна, служит средством общения между народами и направляет мышление человека на вопросы, которые близки многим народам и в решении которых могут в равной мере принимать участие ученые самых различных наций, рас и религии. В нашем столетии под воздействием грандиозных успехов науки эти вопросы рассматриваются заново и на новой основе. Состояние современной науки является самым сильным из имеющихся в нашем распоряжении аргументов в пользу более оптимистических взглядов перед лицом великих мировых проблем .
Возникающие в ходе развития науки проблемы становятся все более сложными, трудоемкими и их исследование все определеннее основывается на международном сотрудничестве ученых. Последнее делается очевидным в наши дни, в период угроз человечеству со стороны глобальных проблем, таких как экологическая или ядерная.
Международное научное сотрудничество содействует взаимопониманию наций и народов. Научная деятельность преодолевает ограниченность разделяющих человечество сил национализма, расизма и различных политических систем. Как многие собственно разделы науки по мере своего развития превратились в интенсивно развивающиеся отрасли производства (атомное машиностроение, радиотехническая и электронная промышленность, лазерная техника, производство синтетических материалов и др.), так и формы научного сотрудничества могут в дальнейшем привести к единению человечества в организации своей жизнедеятельности на основе разума и доброты. В этом и заключено высшее назначение науки, если еще учесть, что общество будущего следует мыслить как общество высокообразованных и высоко квалифицированных личностей. Значение научного сотрудничества далеко выходит за узкие рамки целей более эффективного осуществления наших научных замыслов. Оно подчеркивает связь всех людей. Ученые, откуда бы они ни были, приходят к общему образу мыслей; у них есть общая система ценностей, направляющая их деятельность по крайней мере в пределах их собственной профессии. В этих кругах общества, вероятно, могут с большей легкостью обсуждаться новые подходы к сближению наций, некоторые политические недоразумения могут проясняться, а опасные напряжения сниматься. Во всяком случае опыт науки по организации совместных форм работы имеет несомненную ценность.
4.2. Наука и целостное развитие человека
Первичным в понимании природы науки является ее воздействие на самого человека, на систему его интересов, потребностей и возможностей к действию в организации своего бытия и его совершенствования. Наука не есть нечто внешнее по отношению к сущности человека, она связана с самой его сутью. Последняя выражается прежде всего в потребностях человека. Потребности человека весьма разнообразны. В наше время принято выделять три вида базисных потребностей: витальные (биологические), социальные (принадлежность к определенной группе) и познания. Последнюю группу исходных потребностей составляют идеальные потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и за счет открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям. Познавая действительность, человек стремится уяснить правила и закономерности, которым подчинен окружающий мир.
Важно отметить, что потребность познания не является производной от биологической и социальной потребностей, а ведет свое происхождение от универсальной, свойственной всему живому потребности в информации. Потребность в узнавании является атрибутом жизни. Если не признавать стремление к познанию в качестве базисной потребности человека, то ее нишу займут иные, вспомогательные потребности, среди которых особо агрессивна воля к власти. “Пока мы не признаем,— пишет Г. Башляр,— что в глубинах человеческой души присутствует стремление к познанию, понимаемому как долг, мы будем склонны растворять это стремление в ницшеанской воле к власти” и.
Удовлетворяя и развивая потребности познания, человек делает возможным свое комплексное, целостное развитие. Наука создает идеальный мир, систему идеальных представлений о мире, предваряя этим практические действия. Тем самым наука характеризуется рядом взаимодополняющих функций в жизнедеятельности и личности, и общества. При общей оценке идеального мира, мира знаний особо обращают внимание на два аспекта. Прежде всего отмечается, что вовлечение в научную деятельность, приобщение к сфере знаний повышает и общую культуру человека. Как сказал А. Пуанкаре: «Человек не может отказаться от знания, не опускаясь; поэтому-то интересы науки священны». Данная оценка науки дополняется ее характеристикой как стратегического ресурса общества. «В качестве показателя национального богатства,— пишет А. Б. Мигдал,— выступают не запасы сырья или цифры производства, а количество способных к научному творчеству людей».
В развитии науки воплощена прежде всего эволюция мышления человека, его интеллекта. Именно наука радикальным образом содействует становлению и обогащению абстрактно-логического мышления, делая его все более утонченным и изощренным. Вместе с тем природа человека далеко не сводится к его мыслительной деятельности. Важнейшей характеристикой жизнедеятельности человека является ее эмоционально-нравственный аспект, представления о котором воплощены главным образом в искусстве. Соответственно этому взаимодействие науки и искусства обусловливает целостное развитие человеческой личности, по меньшей мере, ее духовного мира.
Заключение
Причиной зарождения науки, движущей силой развития науки есть жизнь, жажда жизни, стремление человека к улучшению условий жизни. В своем развитии наука прошла путь от эмпирического накопления фактов к теоретическому их обобщению и к предсказанию будущих изменений объектов. На начальном этапе теоретических обобщений возникает прикладное в науке, прикладные исследования, прикладные науки. Прикладные науки являются связующим звеном между фундаментальными знаниями и их воплощением в практику жизни, в технологии на благо жизни. Одновременно с развитием науки нарастали ее функции и формировалась полифункциональность науки: 1)познавательная, 2)мировоззренческая, 3)технологическая, 4)предсказательная (прогностическая), 5)образовательная, 6)интернациональная, 7)социальная функции. В соответствии с этими функциями наука оказывает разнонаправленные воздействия на общество, на каждого человека. Сила науки заключена в истинности научных знаний. В основе науки, научного исследования лежит научная мысль. Развитие науки и развитие научной мысли это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Мысль, мышление это проявление интеллекта. Таким образом развитие науки неизбежно развивает мышление, интеллект, мозг человека и общество неизбежно вступит в стадию общества разума! В этом заключается интеллектуальная функция науки. Под воздействием науки, научной деятельности растет уровень интеллекта не только у тех людей, которые занимаются наукой или изучают науки, но и у всех граждан общества (государства). Рост уровня интеллекта у людей далеких от научных исследований и от изучений наук обеспечивается воздействием на них наукоемких технических систем, которые создаются на основе научных достижений и, которые используются этими людьми постоянно даже в обыденной жизни. Освоение обывателем (с целью практического использования) все новых и новых технических систем приводит неизбежно (хочет он того или нет) росту уровня его интеллекта. Только тогда можно провести демократические реформы в государстве и построить демократическое государство - когда средний уровень интеллекта граждан этого государства равен или больше "демократического интеллектуального минимума" (уровня интеллекта соответствующего демократическому устройству общества). Непосредственно измерить средний уровень интеллекта граждан трудно. Но средний уровень интеллекта граждан (СУИ) (менталитет народа) можно оценить по формуле: СУИ = число граждан в государстве/число ментов в этом государстве. Иными словами, чем больше ментов на душу населения, тем ниже менталитет народа и дальше демократия!
Список использованной литературы.
1. Новая философская энциклопедия. 1-4 т. М.: Мысль. 2001.
2. Новейший философский словарь. Минск. Интерпрессервис. 2001.
3. Карлов Н.В. Вопросы философии. 1995. № 11. С.35-46.
4. Скачков Ю.В. Вопросы философии. 1995. № 11. С.47-57.
5. Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1990.
6. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988.
7. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.
8. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
9. Мигдал А.Б. Поиски истины. М., 1978.
10. Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5