Рефераты. Мышление и искусственный интеллект

Мышление и искусственный интеллект

МОСКОВСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ  И  ИНФОРМАТИКИ

08.00.05 "Экономика и управление народным хозяйством"

ЭУ-2 «Информационные технологии в экономике»


 

 

 

РЕФЕРАТ

 

ДИСЦИПЛИНА: Философия

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

                                                                     .

ТЕМА: Мышление и искусственный интеллект

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

Аспирант Семичастнов М.А.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Доктор технических наук Африканов И.Н.

 

 

 

 

Москва

2000г.

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1.Механистический подход к исследованию сознания человека……6

Глава 2.Попытки понять сознание …………………………………………..14

Глава 3. Кибернетический подход к исследованию сознания……………..20

Глава 4.Искусственный интеллект. ЗА и ПРОТИВ………………………...22

Заключение……………………………………………………………………28

Список использованных источников:……………………………………….31



«Дороги, которые мы выбираем, следует отличать от дорог, которые выбирают нас"                             Феликс Кривин.

"Печальная ирония факта: некоторые люди отличаются от мыслящих машин только тем, что уже давно ни над чем не задумываются"

       Феликс Кривин.

Введение


Область науки, называемая «искусственный интеллект» (ИИ), занимается изучением самых таинственных вопросов человеческого существования. Какова природа мышления? Какие процессы происходят в нашем организме, когда мы думаем, чувствуем, видим, понимаем? Возможно ли в принци­пе понять, как работает наш мозг? На протяжении тысячеле­тий человек задавался этими вопросами, но до сих пор мы не можем ответить на них сколько-нибудь определенно.

Исследования в области искусственного интеллекта воору­жили нас новым средством для изучения этих вопросов — компьютером. Каждый, кому приходилось иметь дело с ЭВМ, согласится, что часто машина порождает больше проблем, нежели решает. Однако для исследования процесса мышления это только полезно.

ЭВМ помогает нам понять суть процессов познания прежде всего тем, что дает возможность проверить теорети­ческие предположения о том, как работает мозг. Теорий такого рода обычно строятся как описания происходящих процессов. Например, пытаясь понять, как человек получает ответ на вопрос, можно предположить, что при этом вопрос сначала переводится во «внутреннее представление»; затем, пользуясь этим «внутренним представлением» как своего рода указателем, человек находит в памяти нужную информацию, преобразует ее в форму, удобную для ответа, после чего переводит в слова . Казалось бы, подобные описания достаточно хорошо отражают процессы, которые, возможно, происходят в сознании. Однако то, что на первый взгляд выглядит вполне удовлетворительным описанием, на деле, как правило, оказы­вается весьма несовершенным. Разве процессы, связанные с запоминанием какого-либо факта, можно прояснить фразой:

«... пользуясь внутренним представлением как указателем, находят информацию, хранящуюся в памяти…»? Как факты вызываются из памяти? Как эта память организована? Как мозг справляется с огромными объемами информации? А что происходит, если какой-то факт сам по себе не хранится В памяти, а выводится из имеющейся в ней информации? Если программист попытается написать программу на такой прими­тивной теоретической основе, как в приведенном примере, то немедленно столкнется с этими и  я многими другими вопросами. Поэтому и полезно писать программы: они требуют четкости изложения, а это в свою очередь побуждает нас углублять теоретические представления.

Совсем недавно основное внимание ученых  в области искусственного интеллекта было направлено на то, что считалось проявлением высокого интеллекта, а именно на игру в шахматы, доказательство теорем, решение сложных логических головоломок и т. д. Много сил было потрачено на создание эффективных прог­рамм для решения такого рода «интеллектуальных» задач. Однако вскоре обнаружилось, что разработанные методы не похожи на те, которыми в действительности пользуются люди при решении подобных задач. И теперь ученые  занялись исследованием таких вещей, которые любому взрос­лому человеку кажутся тривиальными: использование языка, обращение к «здравому смыслу», умение учиться на собствен­ном опыте.


Сможет ли машина полностью, во всех отношениях заменить человека? Существуют ли вообще какие-нибудь пределы развития кибернетических устройств? Эти вопросы уже десятки лет не утрачивают актуальность, ибо через них проходит линия конфликта между различными философскими школами по поводу современной исторической формы основного вопроса философии : о сущности человеческого  сознания и его отношению к функционированию кибернетических устройств. Именно этим проблемам и посвящен данный реферат.


Глава 1.Механистический подход к исследованию сознания человека

Основная идея современной механистической науки о жизни сводится к тому, что жизнь можно полностью понять, оставаясь в рамках физики и химии. Ее сторонники утверждают, что все свойства жизни — от метаболизма клеток до таких явлений, как мышление, чувства и проявления воли, — могут быть объяснены через описание последовательности лежащих в их основе химических процессов.

Однако несмотря на популярность такого подхода мы можем указать по меньшей мере на одно свойство жизни, которое не поддается объяснению на молекулярном уровне, - сознание. Фе­номен сознания является непосредственным фактом нашего опы­та. Его существование неизменно предполагается во всех наших ощущениях, чувствах, в процессе мышления. Но несмотря на громадную роль, которую играет в нашей жизни сознание, в научных концепциях биологии и физики нет даже места этому понятию, не говоря уже о его объяснении.

Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть как описы­вается процесс осознанного восприятия.    Мы будем анализировать модели этого процесса, постепенно услож­няя их. Переходя ко все более сложным моделям, попытаемся понять, способен ли вообще такой подход пролить свет на при­роду сознания.

Представим себе человека, наблюдающего физический объ­ект, в данном случае термометр.  Процесс восприятия начинается с того, что отраженный термометром свет фокусируется на сетчатке глаза, создавая пе­ревернутое изображение. Свет вызывает в определенных клетках химические изменения, которые возбуждают прилегающие к ним нервные клетки, таким образом генерируя электрические им­пульсы. Эти клетки в свою очередь возбуждают другую группу нервных клеток. Таким путем в зрительный центр головного мозга по эфферентным нервам передается систематизированная последовательность импульсов, которая представляет собой закодированный образ термометра.

В головном мозгу в результате множества электрохимических реакций формируется чрезвычайно сложный отклик, включаю­щий в себя множество электрохимических реакций. Науке сего­дня неизвестны подробности этого феномена, однако среди уче­ных существует единое мнение относительно природы происходящих при этом процессов. Считается, что, достигнув мозга, электрические импульсы изменяют распределение химических концентраций и электрических потенциалов во всей колоссаль­ной сети нервных клеток мозга. Ученые полагают, что это распределение представляет в закодированной форме конкретное содержание мыслей и восприятия человека. Физико-химические  трансформации этого распределения вызывают последовательность импульсов, исходящих из мозга по многочисленным эфферентным нервам, которые в свою очередь вызывают определен­ную последовательность сокращений мышц. Из этих сокраще­ний и складывается внешняя сторона поведения человека, в том числе и вербальное выражение его ощущений, например: «я вижу термометр».

На данном этане нашего исследования  мы можем понять, по крайней мере теоретически, каким образом формируются поведенческие реакции человека на внешние раздражители. Мы мо­жем без труда вообразить машину, состоящую из фоторецепторов и электронной схемы, которая реагировала бы на красный свет включением магнитофонной записи - «я вижу красный свет». Можно усложнить задачу: пусть компьютер распознает создаваемое телекамерой изображение и с помощью генератора звука называет каждый объект. Таким образом, хоть нам и неизвестны подробности физических изменений, происходящих в мозгу, мы по крайней мере можем предположить, что они по­добны процессам операций с символами, вроде тех, что выпол­няются вычислительными машинами. Следовательно, мы можем предположить, что фраза «я вижу термометр» порождается вы­числительным процессом, который реализуется за счет электро­химической активности нервных клеток мозга.

Все это нисколько не объясняет осознанного восприятия че­ловека. Наше описание образа, сформированного на сетчатке глаза, ничего не говорит об осознанном восприятии этого образа . Точно так же утверждение о том, что возбуждение клеток сетчатки вызывает определенную последовательность нервных импульсов, не содержит ни малейшей информации о том, что же собой представляет само субъектив­ное восприятие термометра.

Многие исследователи полагают, что осознанное восприятие происходит именно в мозгу. Однако сколь угодно подробное описание работы мозга будет содержать только набор формул, описывающих электрохимические состояния нейронов. Подоб­ные описания если и имеют какое-то отношение к формам пове­дения человека, к сожалению, совершенно неспособны объяс­нить феномен сознания, ибо просто не принимают его во внима­ние.

Можно возразить, что сознание субъективно и поэтому мы не имеем права использовать понятие «сознание» при научном опи­сании объективной реальности. Наблюдая поведение человека и замеряя физические состояния его мозга, мы скорее всего не сможем обнаружить не поддающиеся измерению проявления его так называемого сознания. В таком случае само утверждение человека о его осознанном восприятии - всего лишь множество электрохимических процессов. Именно эти процессы и нужно исследовать; говорить же при этом о каком-либо реальном суще­ствовании сознания не имеет смысла.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.