Рефераты. Молодежь малого города: кризис самоопределения

Молодежь малого города: кризис самоопределения

Молодежь малого города: кризис самоопределения.

Алисов Д.А., Тучина С.П.

О результатах социализации можно судить по тому типу личности, который отражает весь спектр самореализации личности в обществе, особенности ее общественной жизни. Вся полнота проявления личностных параметров становится зримой лишь при анализе трех блоков структуры личности.

Нравственный (степень соответственности гуманистическим общественным ценностям и идеалам).

Интеллектуальный (умственные способности, познавательная активность, эрудиция, степень развития самосознания, изобретательность в сфере потребления информации и ценностей культуры).

Эмоциональный (богатство чувств, переживаний, способность сопереживать, способность к психическому взаимодействию, самоуважение, выбор в сфере досуга).

Нравственное, интеллектуальное и эмоциональное в каждой личности слито воедино, все эти составляющие духовный мир личности возможно разделить только искусственно для исследовательских целей. Поэтому исследователи сделали попытку как дифференцированного анализа этих блоков личности, так и поиска их интегративных оснований, которые находят концентрированное выражение в ценностных ориентациях личности, свидетельствующих о ее стратегической направленности, опосредованной ее самосознанием.

Анализ интеллектуального блока личности старшеклассника показал низкую познавательную активность, отсутствие, культа научных знаний. Об этом свидетельствуют приоритеты в тематическом выборе публикаций. Характерно изменение интереса к научным публикациям в зависимости от того, какому источнику информации респондент доверяет. Там, где доверяют радио и газете - 2О% и 10% соответственно. Из тех кто доверяет телевидению и родителям, читают научные публикации только 9,7% и 8,3% соответственно. И самый низкий показатель, лишь 5%, читающих научные публикации, там где друзья являются самыми главными экспертами по всем вопросам. А таких в г. Ишиме оказалось 32,8%. Характерно, что показатель выбора скандальных, астрологических, мистических публикаций колеблется от 40% до 45,9%, независимо от степени доверия источникам информации. И только любители телевидения здесь значительно отстают (34, 4- 37,7%) Телевидению доверяют 57,8% респондентов. Однако, структура их приоритетов в выборе тематики публикаций так же свидетельствует ни о широте эрудиции, ни о познавательной активности, ни о потребности в научных знаниях. Так, научные публикации выбирают лишь 9,7%, спортивные-5,9%,религиозные - 0,8%, о культуре - 10,1%. В целом, у молодежи преобладает пассивное потреблен информации, не требующей интеллектуального напряжения . Не случайно при самооценке интеллекта 64% юношей 63,4%, девушек оценивают его как средний, а 20% и 26,4% (соответственно) вообще не знают, каков уровень их интеллекта.

Все это свидетельствует как об отсутствии самоуважения, так и уважения со стороны окружающих. Это ведет не только к кризису развития личности, но и предопределяет кризис ее жизненного самоопределения. Следовательно, значительное число выпускников обречены на неудачу в первых своих попытках найти свое место на рынке труда. Недополучение знаний подростками в целом станови некой дурной закономерностью в развитых странах, где уровень безработицы 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых. Причины этого лежат как в объективных условиях социально-экономического и политического характера, так и в субъективных тенденциях формирования молодежной субкультуры где смысложизненными понятиями становятся досуг и отдых, превратившиеся в ведущие формы жизнедеятельности молодежи. (Кравченко А. И. 1997, с. 58-59). Ишимская молодежь не стала исключением. 06 этом свидетельствуют результаты опроса старшеклассников. О предпочтениях в сфере досуга: 40 % юношей 39%, девушек выбирают телевизионные передачи, 60,4%, и 73,2% соответственно выбирают общение с друзьями и лишь 16,7% юношей и 19,6% девушек читают книги в свободное время. Единственно, выводит юношей из состояния полной социальной пассивности,это занятия спортом (42,2%). Зато у девушек здесь лишь 5%.

При выборе тематики телепередач абсолютные приоритеты в потреблении занимают развлекательные передачи у девушек - 94,5%, у юношей - 80,2%. Характерно достаточно резкое отличие предпочтений в выборе телепередач у юношей и девушек за пределами сугубо развлекательных жанров. Это видно из следующей таблицы. Предпочтения юношей и девушек в выборе телепередач.

Таблица 1.

Тематика передач




2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.