Рефераты. "Молекулы мистики" и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия

"Молекулы мистики" и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия

 







Дипломная работа

 

"Молекулы мистики" и трансцендентация ЭГО:

утрата и обретение целостности бытия.




Научный руководитель:












2000

Содержание

Введение.....................................................................................................................

Стремление к "измерению Иного", к целостности......................

"Молекулы Мистики" (экзогенные и эндогенные) как элемент связи материального и духовного.......................................................................

Классификация и описание действия "молекул мистики"...........................................

Галлюциногенные фенэтилалкиламины (производные природного нейромедиатора дофамина)       

Диссоциативные галлюциногены.....................................................................................................

Индольные галлюциногены.................................................................................................................

Бета-карболины....................................................................................................................................

Ибогаиновое семейство веществ.....................................................................................................

Механизм действия психоделиков...............................................................................................

"Молекулы мистики" как способ трансцендентации ЭГО (теория "квантового резонанса в синапсических полях")...........................................................................................................................

Основные виды мистических переживаний.................................

Перинатальные переживания.............................................................................................................

Трансперсональные переживания..................................................................................................

Экстатические переживания..............................................................................................................

"Вулканический", или "дионисийский" экстаз..............................................................................

"Океанический", или "аполлонический", экстаз...........................................................................

Трансцендентация ЭГО и идея целостности в различных религиях

Шаманизм........................................................................................................................................................

Исихазм..............................................................................................................................................................

Суфизм.................................................................................................................................................................

Даосизм..............................................................................................................................................................

Индуистская йога и тантризм..........................................................................................................

Буддизм..............................................................................................................................................................

Архаичная духовность, целостность бытия и психоактивные вещества.        

Утрата целостности как проявление "Власти над живым"

"Культура Партнерства" и "Культура Владычества". Переход к запрещению психоделиков......................................................................................................

Психотерапия с применением "молекул мистики" - один из современных способов обретения целостности бытия........................................

Литература..............................................................................................................

Введение.

В данной работе будет сделана попытка взглянуть на проблему обретения целостности бытия ("душевной гармонии", ощущение себя частью некой надличностной структуры, неразрывности и нерасчлененности структур сознания) и проблему утраты этой целостности (исчезает упорядоченность мышления, происходит расщепление сознание, вплоть до ощущения нескольких личностей в одном теле - возникает проблема самоидентификации; крайний случай этого - шизофрения).

Я попытаюсь рассмотреть необходимость целостности бытия, причины ее утраты, а также один из основных путей обретения этой целостности - посредством выхода за пределы обыденного сознания (трансцендентации ЭГО) - экстатических переживаний, которые находят свое отражение в различных религиях, экспериментах с применением гипноза, а также с применением психоактивных препаратов группы галлюциногенов - "молекул мистики". Достаточно важной и связанной с проблемой целостности бытия также представляется мне проблема стремления людей к трансцендентным переживаниям, и, как следствие, контроля государства над подобными стремлениями (религиозные табу, политические запрещения и т.д.).

 

Актуальность проблемы: отсутствие целостности бытия.

Если спросить у прохожих на улице "Чувствуете ли Вы себя счастливым человеком?", то очень редко можно услышать утвердительный ответ.

Современная наука обладает всем необходимым, чтобы уничтожить большую часть болезней, справиться с бедностью и голодом, выработать достаточное количество безопасной и обновляющейся энергии. У нас достаточно ресурсов и рабочей силой, чтобы реализовать все мечты, которые когда-либо были у человечества. Если у нас есть средства и технологии, чтобы накормить население планеты, обеспечить всем приемлемый уровень жизни, справиться с болезнями, переориентировать промышленность на неистощимые источники энергии, предотвратить загрязнение окружающей среды, то что же мешает нам сделать эти важные шаги?

По-видимому, ответ состоит в том, что все вышеперечисленные трудности — симптомы одного фундаментального кризиса [5]. В конечном счете проблемы, с которыми мы столкнулись, не являются чисто экономическими, политическими и технологическими по своей природе. Все они отражают эмоциональное, моральное и духовное состояние современного человечества. Злобная агрессивность и ненасытное приобретательство, деструктивные аспекты человеческой психики — силы, ответственные за невообразимые потери, связанные с гонкой вооружений. Они препятствуют разумному распределению ресурсов между людьми, классами и нациями, переориентации на экологические приоритеты, необходимые для сохранения жизни на нашей планете. Эти деструктивные и саморазрушительные элементы современного человека непосредственно отражают его отчуждение от самого себя, от духовной жизни и духовных ценностей [2, 5].

Цивилизация накормила и одела почти все население планеты, изобрела телефон и автомобиль, делает все возможное для удобства и удовольствий человека, а у него все же возникает "дефицит положительных эмоций". Этот дефицит вызван неудовлетворенностью базисной психологической потребности человека - потребности в безопасности [17]. Источник единой для большинства людей тревоги носит фундаментальный характер, хотя часто не осознается как опасность, а считается очевидной нормой. Отказываясь от представления об одушевленности окружающей действительности, отказываясь от веры в сверхъестественное, индивид обрекает свою внутреннюю глубинную сущность (душу) на отсутствие точек опоры, и, как следствие, на исчезновение. Чем бы не развлекала такого человека цивилизация, отношение к жизни будет изначально пессимистичным [40].

Современность ставит перед нами множество проблем. Среди них такие, как эпидемия наркомании, волны насилия и преувеличенное потребление, проблема "бегства от реальности" с помощью ухода в виртуальные миры - мир книг, компьютерных игр, в метареальность, создаваемую средствами массовой информации. Существует и проблема "метафизического голода", который очень часто неудачно удовлетворяется с помощью алкоголя, табака и других наркотиков. Все это угрожает нашей внутренней жизни и мировой экологии.

Люди утрачивают традиции, религию, разочаровываются в догматических идеологиях (напр., в идее коммунизма или в Американской Мечте). Человечество стоит перед выбором - близкая катастрофа (термоядерная ли, экологическая ли, внутренняя экзистенциальная или какая-то другая) или движение к ноосфере и гармонии [18].

В связи с этим одним из обнадеживающих аспектов современности является возрождение интереса к древним духовным традициям и мистическому опыту. Разрушение железного занавеса, Гринпис, психоанализ, рэйв-культура, сексуальная терпимость - все это признаки возвращения к ценностям доисторической племенной жизни. "Культура владычества", которую мы имеем на сегодняшний день, изжила себя и чуть было не довела планету до самоубийства. "Закон, позволяющий уничтожать природу, контролирующий средства информации - от природных до электронных, - не указ племени "мутантов", пускающихся на утлых катерах против авианосцев, начинающих жить на деревьях, приговоренных к вырубке, танцующих в Гоа и на "Tribal Gathering", в то время как грустные, застегнутые на все пуговицы "бобби" охраняют от них покой добропорядочных бюргеров" [14].

Люди, пережившие мощный преобразующий опыт и сумевшие применить его в своей повседневной жизни, отказываются от деструктивных и саморазрушительных черт личности, проявляют качества, способствующие индивидуальному и коллективному выживанию. Пиковые переживания способствуют устранению внутреннего раскола личности, разобщенности между индивидами, конфликта между индивидом и миром, ведущего к утрате единства мира. Люди, имевшие подобные переживания, часто выказывали отчетливую тенденцию к самореализации и самоактуализации [37].

Люди, вовлеченные в процесс духовного развития, начинают по-новому ценить и уважать все формы жизни, постигают всеобщее единство, что часто делает их более терпимыми к другим людям, внимательными к экологии [5]. Общечеловеческие соображения, сострадание всему живому и способность мыслить в планетарных масштабах становятся важнее узколичностных интересов семьи, политической партии, потребностей класса, нации и вероучения. То, что характерно для всех нас, то что связывает нас, становится ценнее различий, а сами различия обогащают, а не отталкивают. Эти изменившиеся благодаря духовному развитию установки противостоят нетерпимости, равнодушию к жизни и моральному банкротству, лежащим в основе глобального кризиса. Можно надеяться, что растущий интерес к духовному миру и значительное число спонтанных мистических переживаний предвещают сдвиг в сознании человечества, который поможет отказаться от нынешнего саморазрушительного направления развития. Это утверждение подкрепляется универсальной культурной тенденцией к изменению "естественного" потока сознания при помощи психоактивных веществ, социально предписанных методов и условий. В соответствии с гипотезой К.Юнга, это стремление не что иное, как поиск организмом структурного единства через интеграцию личного "ЭГО" и истинной самости [21].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.