С.С. Балабанов, Б.И. Бедный, Е.В. Козлов, Г.А. Максимов
Аспирантура как основная форма подготовки специалистов высшей квалификации для вузов и научных организаций страны является составной частью единой системы "наука — подготовка научных кадров". В настоящее время, когда российская наука переживает системный кризис [1], значительно падает престиж научной деятельности, аспирантура не может в полной мере выполнять свои основные функции. Зачастую она превращается в некое проточное образование, возрастающее в количественном отношении, но не обеспечивающее необходимое кадровое пополнение российского научного сообщества. Ярким примером являются приведенные в работе [2] данные о возрастных распределениях соискателей грантов РФФИ: за последние пять лет на фоне устойчивого пика "двадцатилетних" происходит значительное (в 3,5 раза) сокращение доли научных работников в возрасте 30–40 лет, имеющих ученые степени. По данным госстатистики в целом по стране за период 1994–2000 гг. удельный вес "тридцатилетних" ученых снизился с 24 до 15,6% [3].
Относительная доступность бесплатного послевузовского профессионального образования и весьма ценной на мировом рынке ученой степени в условиях системного кризиса российской науки неизбежно приводит к тому, что значительная часть творчески активной молодежи предпочитает движение по маршруту "аспирантура–диссертация–эмиграция" [4]. Кроме того, многие сильные, конкурентоспособные выпускники аспирантуры уходят из науки и сферы образования в иные, более доходные, области (бизнес, финансы, государственное управление, сфера услуг). Процессы, связанные с внутренней и внешней миграцией научных кадров, приводят к резкому уменьшению доли исследователей и разработчиков по отношению к общему числу людей, занятых в экономике страны, — параметру, характеризующему "наукоемкость" национальной экономики. Необходимость в кратчайшие сроки "омолодить" демографическую структуру кадрового потенциала науки выводит проблему подготовки научных кадров в разряд приоритетных государственных задач [5].
Современные российские аспиранты формировались в новых исторических, социально-экономических и общественно-политических условиях, что отразилось на их системе ценностей, жизненных планах, социальной активности и мотивации научной деятельности. Специфику их социально-психологических характеристик необходимо своевременно выявить и объяснить. Это будет способствовать совершенствованию методов и форм привлечения молодежи в науку, повышению эффективности института аспирантуры.
Кто сегодня идет в аспирантуру? Каковы мотивы и цели этих молодых людей? С какими трудностями в подготовке диссертаций они встречаются? Каковы их жизненные планы после окончания аспирантуры? Можно ли выделить признаки расслоения внутри аспирантского сообщества (по аналогии с расслоением научного сообщества [6]) и предложить многомерную типологию современных аспирантов?
В апреле 2002 г. мы провели исследование воспроизводства научных кадров в аспирантурах пяти государственных университетов Приволжского федерального округа (ПФО) — Нижегородского, Саратовского, Удмуртского, Ульяновского "классических" университетов и Нижегородского технического университета. По квотной выборке опрошено 347 аспирантов, из них 33% — первого, 36% — второго и 31% — третьего годов обучения. Из них 55% специализировались в области точных, естественных и технических наук, остальные — в гуманитарных и общественных науках. Женщины составили 43% от общего числа аспирантов. Одновременно в этих же вузах опрошено 517 студентов четвертого курса и 245 преподавателей — докторов и кандидатов наук.
Научно-педагогическая работа в вузе — самое распространенное в России занятие для лиц с ученой степенью. Привлекает ли эта стезя студенческую молодежь, выбирающую (или корректирующую) свои профессиональные траектории? По мнению многих студентов, у преподавателей и научных сотрудников вуза вполне привлекательный имидж. Характеризуя вузовского преподавателя, они чаще всего употребляют такие эпитеты, как "умный", "эрудированный", "знающий", "увлеченный", "творческий", "доброжелательный".
Таблица 1
Оценка покупательной способности семей студентов, аспирантов и преподавателей, % по столбцу
Характеристики покупательной способности