Рефераты. Мировоззрение, убеждение, вера, их взаимосвязь

В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек в своей деятельности получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека по достижении им своих целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, возможностей человека и смысла его деятельности, добра и зла, красоты и безобразия. Наряду с мировоззрением отметим еще понятие, связанное с деятельностью, - менталитет человека.

1.4 Менталитет человека

Менталитет - происходит от французского слова, соответствующего русским словам "склад ума", "умонастроение", "душевность".

Так, говоря о менталитете конкретного человека, мы имеем в виду не просто совокупность знаний, которыми он обладает, не только его природный или выработанный в процессе образования и самовоспитания ум или интеллект, не само мировоззрение как сложная система понятий, в которых отражается многообразие окружающего человека мира и осознание им своего места в этом мире.

Менталитет – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Иными словами, это увязывание различных мыслей и ценностей в сознании индивида, своего рода итоговый сплав, который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам.

Считается, что в силу индивидуального процесса формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности, менталитет - явление сугубо личностное, хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста. У всех представителей данного социального или профессионального слоя в силу их практической деятельности, социального статуса (положения, занимаемого в обществе), некоторой общности жизненного пути, деятельности, которой они занимаются, имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами - в их менталитете.

Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко употребляется термин "русская душа", при этом имеется в виду целый ряд психических качеств - открытость для общения, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т. д.). Разумеется, далеко не каждый представитель русского народа обладает этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты являются типичными именно для русского народа. Современная наука о национальных общностях людей - этнология - предпринимает попытки найти психологические черты, черты менталитета различных наций, народностей, иных этнических групп.

2. О вере


В вере коренится убеждение человека, а также содержание веры, которое этот человек постигает. Вера, которую человек осуществляет и веру которую он в этом осуществлении усваивает. Субъективная и объективная сторона веры составляют единое целое. Если рассматривается только субъективная сторона, верование, вера без предмета, которая как бы верит в самое себя. Если же берется только объективная сторона, то остается содержание веры как предмет, как положение, как догмат.

Свойства веры: целостность (вера не бывает половинчатой, частично) и устойчивость (сложившееся верование с трудом поддается коррекции и тем более коренному изменению, сталкиваясь с противоречивыми фактами).

Функциями веры являются: компенсаторная, в случае недостатка информации, в ситуации неопределенности, в случае потери жизненных ориентиров вера компенсирует все это, поскольку человек убежден, что будущее будет более светлым; санкционирующая, т.е. происходит обеспечение «принятия» идеи, ценности, цели, превращения их из просто «знаемого» в «значимого свое»; активизирующая, вера стимулирует душевные силы, энергию, волю.

Выделяют три виды веры:

- прагматическую веру человека в свою правоту в том или ином единичном случае;

- доктринальную веру - веру в общие положения;

- религиозную веру - это вера в сверхъестественных существ; в возможность общения с ними; в действительное совершение событий, которые описаны в священных книгах; в религиозные авторитеты - «отцов», «учителей», «святых», «пророков» и др.

Вера представляет отображение наличного сквозь призму идеалов и смыслов, под углом зрения желаемого будущего. Вера обеспечивает поддержание целевой установки, постоянного внутреннего напряжения, питает энергию, волю.

Особенно существенна роль веры в экстремальных условиях в наиболее трудных моментах творческой деятельности, когда требуется максимальное напряжение духовных и физических сил, чтобы преодолеть неопределенность, противоречия, препятствия на пути к цели. Вера как бы генерирует энергию, поддерживает внутренние усилия, необходимые для достижения цели.

3. Об убеждениях


Своего рода золотым куполом храма мировоззрения являются убеждения.

Убеждения - это твердо составленная система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей, душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже — в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами. Мировоззрение срастается с миром чувств и формами поведения, оно очерчивает личность, придавая качественную определенность ее духовному миру. В сфере убеждений невозможна сделка — двух безусловных принципов убеждения в душе одной и той же цельной и принципиальной личности быть не может

Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений — это еще не личность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему роли и в конечном счете утрачивающий свое собственное Я. Известно, что именно идейная убежденность позволяет человеку в минуту смертельной опасности преодолевать сильнейший инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать героические поступки. История — свидетель того, что многие великие истины и принципы социальной справедливости «оплачены» кровью их убежденных защитников, которые шли на костер, виселицу, отбывали каторгу, умирали в ссылке.

Убеждения зарождаются и развиваются в ходе нашего становления, в общении с природой, в приобщении к сокровищам культуры. И по нашей воле изменить их нельзя: это нечто укорененное в глубинах нашей души. Однако наши убеждения могут меняться и даже существенным образом в периоды, когда происходит смена парадигмы знания и коренная переоценка всех ценностей, т.е. в переломные периоды в жизни общества, а также индивидуального развития.

Следовательно, убеждения не только зарождаются, но и перерождаются. Примеров этому великое множество. Перемены в убеждениях обсуждать нельзя, если они имеют уважительные основания. Человеку зрелых лет позволительно изменить свои убеждения по поводу того или иного события, факта или вследствие нового, более основательного их изучения, или вследствие какой-нибудь существенной перемены, происшедшей в самих этих фактах. История перерождения убеждений — это, прежде всего, история их рождения. Убеждения вторично рождаются в человеке на его глазах в том возрасте, когда у него достаточно опыта и наблюдательности, чтобы сознательно следить за этим великим и глубоким таинством своей души. Для того чтобы осмыслить действительную суть и жизненную силу мировоззренческих принципов в деятельности человека, нужно высветить не только собственно теоретические аспекты мировоззрения, но и вникнуть в глубины эмоциональных переживаний человеком этих принципов. Тогда открываются мощные мотивы, движущие силы в жизнедеятельности человека, в цепи его поведенческих актов, поступков.

Убеждение и вера

Веру чаще всего связывают только с религиозным мировоззрением, однако понятие веры значительно шире. Верить можно не только в Бога, но и в возможность построения коммунизма, успех реформ, собственные возможности и т. д. Как связаны знание, убеждение и вера?

Мы знаем то, что познали, что получило подтверждение в наших практических делах. Так, мы знаем, что солнце всходит на востоке, а заходит на западе, и наша повседневная жизнь постоянно подтверждает это, делая наши знания прочными, превращая их в убеждения. Мы убеждены, что и завтра, и послезавтра, и через год солнце будет всходить на востоке, а заходить на западе. Наши убеждения покоятся на знаниях, но любое знание конечно и ограничено. Оно ограничивается возможностями человека, возможностями времени, в котором он живет. Окружающий мир человека между тем бесконечен во времени и пространстве, он содержит в себе бесконечно большое разнообразие свойств, качеств, явлений.

Можно ли познать все? Никому и никогда. В мире всегда есть непознанное и недоступное нашему сегодняшнему познанию, хотя, как уже говорилось выше, познаваемое в принципе. Там, где невозможно по тем или иным причинам познание, там нередко открывается поле деятельности для веры. Мы верим там, где не знаем точно. Мы верим, что земля круглая; мы верим, земля вертится вокруг своей оси и солнца; мы верим, что существуют атомы, бактерии, микробы и, в конце концов, Америка.

Отметим различия веры и знания словами Платона: "А между тем убеждением обладают и узнавшие, и поверившие". Таким образом, быть убежденным в чем-либо можно как на основе веры, так и на основе знания.
В убеждении-вере преобладает субъективная уверенность. Она может порождаться неосознанными эмоциями и чувствами, многообразными интуициями. При этом нет потребности в аргументации, рациональной доказательности.

В противовес этому для убеждений-знаний характерна опора на проверенную информацию, логическую обоснованность.

В жизни человека важную роль играет каждый из этих видов убеждения. Убеждения - это осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Давно подмечено, что лично значимые, дорогие человеку убеждения во многом определяют его практическую деятельность, поведение. И не случайно многие самоотверженно отстаивают их. А. И. Герцен писал о В. Г. Белинском: "Без возражения, без раздражения он нехорошо говорил, но когда он чувствовал себя уязвленным, когда касались до его дорогих убеждений, когда у него начинали дрожать мышцы щек и голос прерываться, тут надобно было его видеть: он бросался на противника барсом".

Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, но источники их различны. Одним из них является жизненный опыт. Осмысливая реальные факты своего повседневного бытия, жизни окружающих людей, человек приходит к важным для себя выводам и обобщениям. Нередко убеждения возникают не в результате размышлений, а в итоге непроизвольного усвоения какого-то мнения, готового вывода или под влиянием чувств и настроений.

Большое влияние на формирование убеждения оказывает искусство. Приведем высказывание В.Г.Белинского об ученом и поэте: "Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один логическими выводами, другой картинами. Но первого слушают и понимают немногие, второго - все".

Хорошо известно, например, огромное влияние художественной литературы на жизненные позиции людей, их убеждения. Подчас целые поколения формировались под знаком того или иного литературного героя. Как видим, источником убеждений может стать и наука, теория. Сила таких убеждений в их обоснованности, аргументированности. Вместе с тем, оставаясь только "головными" и книжными убеждениями, они могут не выдержать испытания в столкновении с личным опытом, повседневностью.

Вера представляет собой акт принятия чего-либо как истинного, ценного справедливого, целесообразного в условиях отсутствия или невозможности без достаточных логических и фактических обоснований. По своему конкретному содержанию акт веры может выражать как адекватное, так и превратное отражение действительности и тенденций ее развития. Однако во многих случаях истинность или ложность данного акта веры не поддается определению достаточно длительный период ее функционирования в сознании субъекта. Вера всегда имеет свой конкретный предмет, есть вера во что-то определенное.

Таковы составляющие мировоззрения.


Заключение


Мировоззрение можно определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет ему сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности, принять мир таким, каков он есть, или попытаться изменить его в лучшую сторону. Именно мировоззрение дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей. На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентации человек находит истинные ценности жизни и культуры.

Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, но источники их различны. Одним из них является жизненный опыт. Осмысливая реальные факты своего повседневного бытия, жизни окружающих людей, человек приходит к важным для себя выводам и обобщениям.

Вера, утвержденная на глубокой нравственной потребности души, изящно оживленной «теплым дыханием чувств», - один из стержневых устоев духовного мира человека и человечества. Вера являет собой феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры.

Таким образом, мировоззрение, убеждение, вера – важнейшие составляющие духовного мира человека. Они – плод напряженных исканий, прозрений, мучительных сомнений.

Но, только обретя их, мы получаем твердую почву под ногами в нашем переменчивом и динамичном мире.


Список использованной литературы


1.                 Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности / Г.Е.Залесский. - М.: МГУ, 1994.

2.                 Исаев А.А. Философия: Учебное пособие / А.А.Исаев. - Сургут: Информационно-издательский центр СурГУ, 1997.

3.                 Суворова А.Н. Введение в современную философию. Учебное пособие / А.Н.Суворова. - Киев, 2005.

4.                 Философский энциклопедический словарь – М.: ИНФРА-М. 1999.

5.                 Человек и общество: Учебник / Под ред. Л.Н.Боголюбова. - М.: Просвещение, 2003.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.