| 
   5.Разновидности
  научного поиска. 
  В зависимости от
  конкретной задачи и цели, которую ставит исследователь, он, прежде всего,
  подбирает тот или иной подход к своему поиску. Чаще всего такими подходами
  являются: 1.Поиск на основе имеющихся знаний о предмете, которые пока ещё не
  получили проверки. 2.Поиск того, что ещё не существует, но должно возникнуть
  по объективным данным научного прогноза. 3.Поиск в аспекте реальной фантазии. 
  На практике выделяют сл.
  формы поисковых исследований: 1)Предварительный поиск представляет собой так
  называемую разведку поискового пути в обл-ти научного исс-ния, выполненную на
  упрощенных моделях. Исследователю иногда бывает необходимо выяснить, в самом
  общем виде экспресс методом, суть дела в какой-либо слабо изученной
  конкретной обл-ти знания. В др. случаях такие предварительные поиски
  проводятся на уровне мысленного эксперимента, также с применением не сложных
  материальных ср-в. 2)Проверочный поиск. Проверочные поисковые исс-ния требуют
  хорошо организованной экспериментальной базы, а также большой и длительной
  подготовки. Часто применяется в научных исс-ниях поиск на основе имеющихся
  знаний о каких-либо явлениях и предметах, св-ва которых пока не проверены.
  Более сложен научный поиск того, что ещё не ясно, но должно проявиться по
  данным научного предвидения. Здесь началом исс-ния является взятая за основу
  научная гипотеза или предположение.  
  6.Научное
  исс-ние: сущность и особенности. 
  Научное исс-ние – это
  процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной дея-ти,
  целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде с-мы понятий,
  законов и теорий. Характеризуется сл. показателями: объективностью,
  воспроизводимостью, доказательностью и точностью. С научным исс-нием тесно
  связаны сл. понятия: 1.Актуальность темы исс-ния, т.е. степень её важности в
  данный момент в данной ситуации для решения данной проблемы, задачи, вопроса.
  2.Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исс-ния.
  3.Исследовательская специальность (часто именуемая, как направление исс-ния)
  – это устойчиво сформировавшаяся сфера исс-ния, включающая определенное
  кол-во исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включающая
  обл-ть её применения. 4.Исследовательское задание – это элементарно
  организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых
  устанавливаются с достаточной степенью точности. 5.Метод исс-ния (его выбор)
  – это способ применения старого знания для получения нового. 6.Объект исс-ния
  – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для
  изучения. 7.Предмет исс-ния – это все то, что находится в границах объекта
  исс-ния в определенном аспекте рассмотрения. 
  7.Осн.
  этапы выполнения научно-исследовательской темы, последовательность подготовки
  письменной работы. 
  Каждый автор может
  писать в той последовательности, которая представляется ему наиболее
  рациональной. Вместе с тем существует определенная логическая схема этой
  работы: 1.Формирование замысла. 2.Выбор темы, обоснование её актуальности и
  новизны. 3.Выявление цели и конкретных задач исс-ния. 4.Определение объекта и
  предмета исс-ния. 5.Выбор методов проведения исс-ния. 6.Планирование работы
  (эмпирический и теоретический этап исс-ния). 7.Поиск, отбор и оценка
  необходимых материалов. 8.Группировка и систематизация материалов.
  9.Написание текста. 10.Обсуждение и оценка результатов, формулирование
  выводов. 11.Обработка рукописи (композиция, язык, рубрикация).
  12.Окончательное оформление работы. 13.Защита работы. 
   | 
  
    8.Методы научных
  исс-ний: наблюдение. 
  Общие методы научных
  исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение,
  сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на
  эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ
  и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение
  от абстрактного к конкретному). 
  Наблюдение – это
  целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе
  которого получают знания о внешних сторонах, св-вах и отношениях изучаемых
  объектов. Является основой последующих теоретических и практических действий.
  Требования к наблюдению: планомерность, целенаправленность, активность и
  систематичность. 
  9.Методы
  научных исс-ний: сравнение. 
  Общие методы научных
  исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение,
  сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на
  эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ
  и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение
  от абстрактного к конкретному). 
  Сравнение позволяет
  установить сходство и различие предметов и явлений действительности.
  требования к сравнению: сравниваться должны лишь такие явления, между
  которыми может существовать определенная объективная общность; сравнение
  должно осуществляться по наиболее важным существенным признакам. 
  10.Методы
  научных исс-ний: измерение. 
  Общие методы научных
  исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение,
  сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на
  эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ
  и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение
  от абстрактного к конкретному). 
  Измерение – процедура
  определения численного значения некоторой величины посредством ед-цы
  измерения. Оно дает точные количественные сведения об окружающей
  действительности. 
  11.Методы
  научных исс-ний: эксперимент. 
  Общие методы научных
  исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение,
  сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на
  эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ
  и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение
  от абстрактного к конкретному). 
  Эксперимент – это
  апробирование испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых
  условиях. Он может быть осуществлен лишь при наличии теории. Стадии
  эксперимента:1)Выдвижение научной гипотезы; 2)Постановка конкретной задачи;
  3)Выбор объекта исс-ния; 4)Подготовка материальной базы для выполнения
  эксперимента; 5)Выбор оптимального пути эксперимента; 6)Наблюдение явлений
  при эксперименте и их описание; 7)Анализ и обобщение полученных результатов. 
  12.Методы
  научных исс-ний: абстрагирование. 
  Общие методы научных
  исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение,
  сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на
  эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ
  и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение
  от абстрактного к конкретному). 
  Абстрагирование – это
  прием мышления, который заключается в отвлечении отряда св-в и отношений
  изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас св-в и отношений.
  Результат абстрагирования – построение абстракций, которые позволяют заменить
  сравнительно сложное простым. 
   
   | 
  
   13.Методы
  научных исс-ний: анализ и синтез. 
  Общие методы научных
  исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение,
  измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на
  теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический
  метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к
  конкретному). 
  Анализ – разложение
  целостного предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения.
  Анализ предполагает выяснение различных связей между фактами, между
  элементами целого и это придает материало-логическую цельность и
  завершенность. 
  Синтез – соединение
  ранее выделенных частей в единое целое. Анализ и синтез – это
  противоположности взаимно предполагающие и дополняющие друг друга, тесно
  взаимосвязанные. 
  14.Методы
  научных исс-ний: исторический метод. 
  Общие методы научных
  исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение,
  сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на
  эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ
  и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от
  абстрактного к конкретному). 
  Сущность исторического
  метода состоит в том, что история изучаемого объекта воспроизводится во всей
  своей многогранности с учетом всех мельчайших случайностей. Исторический
  метод незаменим, когда нас интересуют имевшие место события, действия
  отдельных личностей и т.д. Обл-ть применения этого метода – исс-ние
  человеческой истории и различных явлений не живой природы. 
  15.Методы
  научных исс-ний: восхождение от абстрактного к конкретному. 
  Общие методы научных
  исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение,
  сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на
  эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ
  и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение
  от абстрактного к конкретному). 
  Согласно методу
  восхождения от абстрактного к конкретному процесс познания разбивается на 2
  этапа. На первом этапе происходит переход от конкретного к действительности,
  к его абстрактным определениям. Единый объект описывается при помощи
  множества понятий и суждений. Второй этап и есть восхождение от абстрактного
  к конкретному. Восстанавливается исходная целостность объекта. Он
  воспроизводится в мышлении во всей своей многогранности. 
  16.Применение
  логических законов и правил: закон тождества. 
  Текст научной работы
  характеризуется, прежде всего, своей логичностью. Знание законов логики
  упрощает анализ изучаемых явлений и фактов, придает уверенность в
  справедливости сделанных выводов, повышает их убедительность. 
   Согласно закону
  тождества предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться
  неизменным. Все понятия и суждения должны носить однозначный х-р, исключающий
  двусмысленность и неопределенность. Наиболее распространенная ошибка здесь –
  отождествление различных понятий, т.е. подмена понятия. 
  17.Применение
  логических законов и правил: закон противоречия. 
Страницы: 1, 2 
   
 
          
           | 
          
          
            
          
             
            
              
              
              
              
              
             
              
              
          
            |