5.Разновидности
научного поиска.
В зависимости от
конкретной задачи и цели, которую ставит исследователь, он, прежде всего,
подбирает тот или иной подход к своему поиску. Чаще всего такими подходами
являются: 1.Поиск на основе имеющихся знаний о предмете, которые пока ещё не
получили проверки. 2.Поиск того, что ещё не существует, но должно возникнуть
по объективным данным научного прогноза. 3.Поиск в аспекте реальной фантазии.
На практике выделяют сл.
формы поисковых исследований: 1)Предварительный поиск представляет собой так
называемую разведку поискового пути в обл-ти научного исс-ния, выполненную на
упрощенных моделях. Исследователю иногда бывает необходимо выяснить, в самом
общем виде экспресс методом, суть дела в какой-либо слабо изученной
конкретной обл-ти знания. В др. случаях такие предварительные поиски
проводятся на уровне мысленного эксперимента, также с применением не сложных
материальных ср-в. 2)Проверочный поиск. Проверочные поисковые исс-ния требуют
хорошо организованной экспериментальной базы, а также большой и длительной
подготовки. Часто применяется в научных исс-ниях поиск на основе имеющихся
знаний о каких-либо явлениях и предметах, св-ва которых пока не проверены.
Более сложен научный поиск того, что ещё не ясно, но должно проявиться по
данным научного предвидения. Здесь началом исс-ния является взятая за основу
научная гипотеза или предположение.
6.Научное
исс-ние: сущность и особенности.
Научное исс-ние – это
процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной дея-ти,
целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде с-мы понятий,
законов и теорий. Характеризуется сл. показателями: объективностью,
воспроизводимостью, доказательностью и точностью. С научным исс-нием тесно
связаны сл. понятия: 1.Актуальность темы исс-ния, т.е. степень её важности в
данный момент в данной ситуации для решения данной проблемы, задачи, вопроса.
2.Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исс-ния.
3.Исследовательская специальность (часто именуемая, как направление исс-ния)
– это устойчиво сформировавшаяся сфера исс-ния, включающая определенное
кол-во исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включающая
обл-ть её применения. 4.Исследовательское задание – это элементарно
организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых
устанавливаются с достаточной степенью точности. 5.Метод исс-ния (его выбор)
– это способ применения старого знания для получения нового. 6.Объект исс-ния
– это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для
изучения. 7.Предмет исс-ния – это все то, что находится в границах объекта
исс-ния в определенном аспекте рассмотрения.
7.Осн.
этапы выполнения научно-исследовательской темы, последовательность подготовки
письменной работы.
Каждый автор может
писать в той последовательности, которая представляется ему наиболее
рациональной. Вместе с тем существует определенная логическая схема этой
работы: 1.Формирование замысла. 2.Выбор темы, обоснование её актуальности и
новизны. 3.Выявление цели и конкретных задач исс-ния. 4.Определение объекта и
предмета исс-ния. 5.Выбор методов проведения исс-ния. 6.Планирование работы
(эмпирический и теоретический этап исс-ния). 7.Поиск, отбор и оценка
необходимых материалов. 8.Группировка и систематизация материалов.
9.Написание текста. 10.Обсуждение и оценка результатов, формулирование
выводов. 11.Обработка рукописи (композиция, язык, рубрикация).
12.Окончательное оформление работы. 13.Защита работы.
|
8.Методы научных
исс-ний: наблюдение.
Общие методы научных
исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение,
сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на
эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ
и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение
от абстрактного к конкретному).
Наблюдение – это
целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе
которого получают знания о внешних сторонах, св-вах и отношениях изучаемых
объектов. Является основой последующих теоретических и практических действий.
Требования к наблюдению: планомерность, целенаправленность, активность и
систематичность.
9.Методы
научных исс-ний: сравнение.
Общие методы научных
исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение,
сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на
эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ
и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение
от абстрактного к конкретному).
Сравнение позволяет
установить сходство и различие предметов и явлений действительности.
требования к сравнению: сравниваться должны лишь такие явления, между
которыми может существовать определенная объективная общность; сравнение
должно осуществляться по наиболее важным существенным признакам.
10.Методы
научных исс-ний: измерение.
Общие методы научных
исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение,
сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на
эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ
и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение
от абстрактного к конкретному).
Измерение – процедура
определения численного значения некоторой величины посредством ед-цы
измерения. Оно дает точные количественные сведения об окружающей
действительности.
11.Методы
научных исс-ний: эксперимент.
Общие методы научных
исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение,
сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на
эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ
и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение
от абстрактного к конкретному).
Эксперимент – это
апробирование испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых
условиях. Он может быть осуществлен лишь при наличии теории. Стадии
эксперимента:1)Выдвижение научной гипотезы; 2)Постановка конкретной задачи;
3)Выбор объекта исс-ния; 4)Подготовка материальной базы для выполнения
эксперимента; 5)Выбор оптимального пути эксперимента; 6)Наблюдение явлений
при эксперименте и их описание; 7)Анализ и обобщение полученных результатов.
12.Методы
научных исс-ний: абстрагирование.
Общие методы научных
исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение,
сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на
эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ
и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение
от абстрактного к конкретному).
Абстрагирование – это
прием мышления, который заключается в отвлечении отряда св-в и отношений
изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас св-в и отношений.
Результат абстрагирования – построение абстракций, которые позволяют заменить
сравнительно сложное простым.
|
13.Методы
научных исс-ний: анализ и синтез.
Общие методы научных
исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение,
измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на
теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический
метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к
конкретному).
Анализ – разложение
целостного предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения.
Анализ предполагает выяснение различных связей между фактами, между
элементами целого и это придает материало-логическую цельность и
завершенность.
Синтез – соединение
ранее выделенных частей в единое целое. Анализ и синтез – это
противоположности взаимно предполагающие и дополняющие друг друга, тесно
взаимосвязанные.
14.Методы
научных исс-ний: исторический метод.
Общие методы научных
исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение,
сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на
эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ
и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от
абстрактного к конкретному).
Сущность исторического
метода состоит в том, что история изучаемого объекта воспроизводится во всей
своей многогранности с учетом всех мельчайших случайностей. Исторический
метод незаменим, когда нас интересуют имевшие место события, действия
отдельных личностей и т.д. Обл-ть применения этого метода – исс-ние
человеческой истории и различных явлений не живой природы.
15.Методы
научных исс-ний: восхождение от абстрактного к конкретному.
Общие методы научных
исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение,
сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на
эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ
и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение
от абстрактного к конкретному).
Согласно методу
восхождения от абстрактного к конкретному процесс познания разбивается на 2
этапа. На первом этапе происходит переход от конкретного к действительности,
к его абстрактным определениям. Единый объект описывается при помощи
множества понятий и суждений. Второй этап и есть восхождение от абстрактного
к конкретному. Восстанавливается исходная целостность объекта. Он
воспроизводится в мышлении во всей своей многогранности.
16.Применение
логических законов и правил: закон тождества.
Текст научной работы
характеризуется, прежде всего, своей логичностью. Знание законов логики
упрощает анализ изучаемых явлений и фактов, придает уверенность в
справедливости сделанных выводов, повышает их убедительность.
Согласно закону
тождества предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться
неизменным. Все понятия и суждения должны носить однозначный х-р, исключающий
двусмысленность и неопределенность. Наиболее распространенная ошибка здесь –
отождествление различных понятий, т.е. подмена понятия.
17.Применение
логических законов и правил: закон противоречия.
Страницы: 1, 2
|
|