Рефераты. Методология лженаук

Лженаука проявляет влияние также на уровне наук путем подкупа специалистов и редакторов, пробивая дорогу в научные журналы, получая купленные рецензии, пробивается на конференции и покупая экспертизы в институтах, подкупая патентные экспертизы, пытаясь чисто механически занять место в науке, тем что мелькают в научной среде, и этот способ довольно эффективен, потому и тратятся на это лжеученые особенно. Недалекие люди думают «раз появилась в науке, значит это наука», поэтому затраченные средства лженаук на подкуп редколлегий и рецензентов окупается эффектом маскировки лженаук под науки.

Существует и более масштабное распространение лженаук - посредством СМИ. Особенно стоило бы остановиться на СМИ, которые в силу ограничения интеллектуального потенциала, являясь лишь посредником в передаче информации от источника в народные массы, при отсутствии цензуры и контроля превращаются в неуправляемый источник разной информации, в том числе негативной, рекламной, политического влияния и конечно популяризация лженаук. Лженауки довольно легко проникают в лишенные интеллекта и критики СМИ и распространяют своё влияние, при этом представители СМИ демонстрируют полное пренебрежение к своим читателям и слушателям, тем что готовы им предоставить информационный мусор и ложь, за деньги заказчиков. СМИ должны нести ответственность за передаваемую ими информацию.


2.8 Лженауки оказывают сильное сопротивления всякого рода попыткам их ликвидировать, подключая к этому все возможные ресурсы в которые они проникли, начиная от политиков и судов (судебные процессы против преподавания теории Дарвина), и заканчивая подключением СМИ и подкупленных ученых вплоть до академиков. Столь сильное сопротивление лженауки оказывают по той причине, что они приносят высокие доходы своим создателям, которые в свою очередь легкие доходы терять не хотят и пойдут на любые действия против критиков. Для всяких научных концепций характерен диалог «доказательства-опровержения», что составляет сам научный процесс поиска истины, в котором ключевое значение имеет критика,  но лженауки не могут вести такого диалога, поэтому они избирают тактику агрессивного и упорного противостояния в виде несогласия с критикой, а также атаки на самих  критиков, которые характеризуются уничижительным тоном. Пытаться опровергнуть лженауку также бесполезно, как оправдывать бред, хотя бы потому, что опровергать нечего, трудно найти доводы на произвольные идеи, это не мешает официальным ученым тратить время на опровержение лженаук.

Опровержение лженаук учеными является, несомненно, наиболее надежным средством уничтожения лженаук, но не всегда требуется научное опровержение для ограничения лженаук, поскольку это трата времени и привлечение внимания к лженаукам, и эффективность этих методов временна, поскольку произвольные учения в виде лженаук довольно изменчивы, и способны преодолевать устаревшие опровержения. Наиболее эффективным критерием лженаучности является внутренняя и внешняя противоречивость этих учений: внутренняя связана с противоречиями внутри концепции, которые возникают неизбежно при произвольных выкладках недалеких людей; внешние противоречия связаны с несопоставимостью достигнутому уровню официальной науки.  Заниматься опровержением лженаук довольно неблагодарное дело, поскольку приходится спускаться на уровень развития лжеученых, и уделять им внимание, тем самым косвенно поднимая им статус тем, что на них обратила внимание официальная наука. Критиковать лженауки мало эффективно ещё и потому, что человеческая фантазия неисчерпаема, и лженаука даже при полностью развитой науке найдет своё место для существования, одни лженауки будут уничтожаться, но будут появляться им на смену новые, и так будет вечно, а всякая критика лженаук приведет к желанию лжеученых больше создавать подобных учений, чтобы «противостоять злобной науке». Именно бесполезность критики приводит нынешнюю науку к простому запрету на какие либо концепции, например, запрет на рассмотрение проектов вечных двигателей, или на публикацию критики теории относительности, поскольку на противостояние нескончаемому  потоку лженаучных идей, заведомо  лишенных смысла занимает больше времени, чем собственно развитие науки.

2.9 Лженауки распространив свое влияние в СМИ и политике стремится обрести власть на сознанием обычных людей, и затем «демократическим» путем задавить науку и занять её место. Особенно опасным является укрепление позиций лженаук путем их организации в международные центры и академии, это позволяет лженаукам преодолеть разобщенность и раздробленность, а значит объединить свои возможности.



3. ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ЛЖЕНАУК.


1. Описывают некий непознаваемый, скрытый мир, обладающий той или

иной духовностью, божественностью. Это позволяет использовать

веру недалеких людей в сверхъестественное и увязать это с противником

подобных недоказанных учений –наукой, это позволяет интегрировать

глупое доверие и «сферу наук».


2. Социально-личностная направленность. Лженауки описывают личность, социальную жизнь, отношения людей, болезни, бизнес, войны и катаклизмы и прочие сферы имеющие  непосредственное отношение к жизни человека, не «изучая» других явлений не связанных с человеком. Это указывает на то, что лженаука стремится развиваться в той сфере человеческого мышления, которая имеет для каждого человека наибольшее значение, а значит наибольшую востребованность, что нацелено на наибольший интерес людей к лженауке. В этом же аспекте лженаука пользуясь многосторонними концепциями, от физических до психических, но сводится все «достижения» их только на описании неких сверхспособнотей человека, это опять указывает на направленность лженаук на самого человека. Второй тип лженаук, соответственно направлен на некие сверхтехнологии, которые якобы дадут значительный технический прорыв, превосходство над врагом (психотропное и сейсмическое оружие), либо даст сверхприбыль.

3. Лженаука реализуется в торговле и услугах. Лженауки преимущественно стремятся к непосредственной продаже своей продукции, будь то вещи, в виде амулетов, гороскопов, целительных средств и прочее, или это услуги, в виде предсказания судьбы или «излечения». Этот признак указывает цель лженаук – легкий доход. Поэтому лженауки развиваются там, где у недалеких людей имеются крупные денежные средства и власть, то есть у политиков, бизнесменов, преступников и других, поэтому для разного рода лжеученых характерно стремление в эти круги, дабы дороже продать свои вымыслы, например при дворе королей всегда были собственные астрологи и прочий сброд.

4. Лженаука развивается параллельно официальной науке, адаптируя и заимствуя из науки знания, с целью маскировки себя «научностью»,

именно развивается следом, то есть, догоняя, поскольку в силу ненаучности не может достигать новых знаний.

5. Лженаука попустительствует и развивается в тех направлениях, которые более предпочтительны простым людям с их архаичным мышлением.

Лженаука не пытается переубедить, а напротив соглашается, что существует некий божественный мир непознанного, что человек является высшим существом, что существует душа и прочее, такие взгляды более предпочтительны простым людям, и потому лженаука легко проникает в их сознание. Лженауки «подтверждают», что существуют некие сверхспособности человека, в которые хочет верить обычный человек, эта же лженаука «опровергает» теорию Дарвина, стремясь доказать обычным людям, которые хотят видеть в себе нечто высшее, что они действительно высшие, подобных поощрений архаичному пониманию людей со стороны лженаук много, поскольку это один из стимулов их развития.

6. Для лженаук характерно бурное развитие, поскольку основано оно не на научном поиске, а на произвольных рассуждениях. Та или иная новая лженаучная концепция появляется уже с готовым базисным знанием, которое было словно написано кем-то до них, и длительно кем-то изучалось, хотя в  действите-льности было придумано в короткие сроки неким проходимцем.

Лженаука характеризуется полным отсутствием, каких либо сомнений в себе, она утверждает себя как истинную истину, подобно религии «как есть, так и правильно». Это признак того, что лженаука заимствует самообразование от религиозного способа, и никак не приемлет каких либо опровержений, но в то же время никогда не сойдется в дискуссии с научной экспертизой, результат которой предрешен не в пользу лженаучного учения.

7. Лженауки не противостоят друг другу, вполне терпимо сосуществуя вместе даже притом, что составляют совершенно разные представления и конкуренцию. Казалось бы, религия не должна признавать «чтение мыслей бога» в виде астрологии, и не должна признавать учения не совпадающие с религиозным учением, но нет даже намека на такие противостояния. Официальная наука представляется лженауками как некое точное и доказанное, но неполноценное и ограниченное знание, в то время как лженауки это «глубокие и всесторонние знания», которые представляют собой ту часть «знаний» до которых официальная наука не может или не хочет развиться. Лженауки не составляют друг для друга угрозы, поскольку цель у них одна – влияние на людей. Всякие попытки опровержения лженаук ограничиваются со стороны последних лишь аргументами о том, что «наука не достигла их уровня и потому не может доказать», при этом неизвестно и тем более не доказано каким образом получены эти знания, относящиеся к лженауке.

8. Лженаука обладает высокой универсальностью. Обычно в основе целостного  учения лежит некий единый принцип, напоминающий произвольные  рассуждения, вроде милогии, или единое явление вроде торсионных полей, от которых развивается некое учение, чуть ли не до панацеи или теории всего. Для лженаучных лекарств, способов лечения и аппаратов характерен огромный перечень излечиваемых болезней, на гране панацеи от всего, причем, болезней никак не связанных между собой. Одно и то же лженаучное средство лечит одновременно и ожирение и худобу.

9. Лженаучные учения создаются, заимствуя понятия от разнородных наук,  которые обладают минимальной связью, иначе говоря, лженауки очень междисциплинарные. В своих междисциплинарных достижениях лженауки достигают высоких величин, превращаясь в принципиальный балаган, например, в медицинских и психологических направления лжеученые активно применяют понятия квантовой физики (торсионные поля), в своих физических направлениях применяют  религиозно-эзотерических понятия (милогия),

10. В лженауках все положения основаны на произвольных измышлениях, в виде каких-то философствований или домыслов, которые выдаются в качестве выводов, за которыми должно быть экспериментальное подтверждение. Иначе говоря, лжеученые заменяют эксперименты рассуждениями, в тех случаях, когда это недопустимо.

11. Очень характерным признаком лженаук является их бурное  внедрение в практику. Лженаука не только стремительно достигает уровня практикования своих «идей», которое порой опережает развитие самих этих идей, но и стремление в первую очередь использовать «идею». Ярким примером являются торсионные технологии, которые развились прежде, чем физики развили идею полей кручения, позднее опровергнутую.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.