Рефераты. Методологическое и логическое основания применения системно-философского подхода к изучению конкретн...
Любая система существует лишь при наличии в среде строго
определенных видов материи в необходимых количественных отношениях. Если же в
среде отсутствует необходимая для данной системы материя, то какой бы
энергетически насыщенной ни была среда, система в ней существовать не может.
3. Активные системы являются генераторами качественно новых
видов материи в природе, так как в результате их самораспада выделяются отходы
существования системы и активные радикалы, дающие начало новым поколениям
систем и повторению циклов самоизменения материи в них.
4. Диалектика материального обмена в комплексе «система –
окружающая среда» приводит к его закономерному самодвижению. Любая активная структура
(космической, биотической или социальной природы) появляется лишь при наличии в
среде соответствующей материи и существует только при наличии материального
обмена веществом и энергией с окружающей средой. В результате этого активная
структура поглощает необходимые вещества и энергетические компоненты среды, а
выбрасывает в нее отходы своего существования. Вследствие чего эволюция системы
и ряда поколений аналогичных систем приводит к диалектическому изменению
окружающей материальной среды в следующих направлениях:
-
среда все более обедняется необходимыми для данных
систем компонентами;
-
среда насыщается отходами существования, т.е.
продуктами материального обмена и самораспада систем.
Таким образом, само развитие систем приводит к
неадекватности видов материи и в итоге к появлению непригодной для данных
систем среды обитания. Если отсутствуют условия восстановления первичной среды,
она необратимо исчезает, а с ней и первичные системы, так как вторичная среда
для них непригодна. На их месте во вторичной среде появляются новые, вторичные
системы и т.д. Таким образом, идет взаимосвязанная эволюция комплекса «система
– окружающая среда» по пути, который можно условно обозначить как тип эволюции
комплекса, самоуничтожающий систему.
Описанный ранее процесс реализуется в том случае, когда
среда и существующие в ней системы представляют относительно изолированный
комплекс или в том случае, когда самовосстановление среды происходит, но оно
менее интенсивное, чем изменение ее активными системами.
В первом случае деградация окружающей среды идет быстрее, а
во втором – несколько замедляется вследствие частичного восстановления. К
сожалению, современное общество развивается пока по типу, самоуничтожающему
систему. Оно потребляет из окружающей среды в огромных масштабах необходимые
ему вещества и энергию, а выбрасывает туда отходы своего существования.
Существует закономерность, согласно которой, чем больше
однородных систем находится в окружающей среде и чем интенсивнее их
самодвижение, тем быстрее они изменяют среду, сами создают непригодные условия
для своего существования и открывают путь к появлению и эволюции других
структур. Отсюда вытекает, что, чем больше количество людей на планете и чем
интенсивнее их деятельность, тем быстрее становится непригодной для
существования человека измененная природная среда.
Для существования людям необходимы три основные
составляющие важных компонентов:
-
продукты питания;
-
кислород для дыхания;
-
вещества и энергия для создания искусственной среды
существования с оптимальными для человека условиями.
В настоящее время самым губительным процессом является
изменение состава атмосферы: уменьшение содержания кислорода, увеличение
содержания углекислого газа и увеличение концентрации вредных газов.
Кислородный баланс изменяется по причинам беспощадной вырубки лесов на всех
континентах планеты и загрязнения водных бассейнов нефтяными, полимерными и др.
пленками, а также другими отходами антропогенного происхождения.
С другой стороны, под действием человека изменился характер
потребления кислорода: основным его потребителем становится промышленность и
транспорт. Например, один автомобиль за 950 километров пробега потребляет
столько кислорода, сколько хватило бы человеку на один год.
Кроме этого, деятельность человечества приводит к
исчерпанию природных полезных ископаемых и к изменениям в геологических
масштабах неживой природы на планете. Она разрушает биоценозы и экосистемы.
Первое может привести к определенному изменению литосферы, гидросферы,
атмосферы и ионосферы; второе – к разрушению сложившейся структуры биосферы и
биотического круговорота.
Таким образом, в современных условиях необходим глобальный
подход к экологическим проблемам, который позволяет глубже раскрыть основные
общие закономерности самодвижения материи в комплексе «система – окружающая
среда». Общую онтологическую базу глобального подхода к экологическим проблемам
составляют современные философские и общенаучные представления о единстве
материального мира и его системности. Согласно этому представлению неживая
природа (космическая материя), живая материя (биотическая материя) и общество
(социальная материя) состоят из бесконечного множества систем макромира,
микромира и мегамира, различающиеся размерами, особенностями структуры,
саморазвития, характером внутренних и внешних взаимодействий и т.д.
Но если учитывать объективную диалектику взаимодействия
любой активной системы и среды, то напрашивается методологический вывод о том,
что необходимо исследовать взаимодействие активных космических систем и среды
их существования (космической экологии). Это означает, что современная экология
должна опираться на три фундаментальных блока – космическая, биотическая и
социальная экологии, в совокупности отражающие все проблемы современности.
Забвение или уход от решения глобальных проблем в настоящее время равносильны в
итоге полному разрушению среды существования человечества и его гибели.
Таким образом в современной экологической науке все более необходимым
становится системно-философский подход – использование принципа
системности. В синтезирующем целостном представлении о развитии природы
объединяются все науки. Поток информации идет в разных направлениях: от
естественных наук к социальным и от социальных наук к естественным. Здесь главной
задачей является сведение всех знаний о природе в целостную систему,
элементы которой связаны между собой предельными переходами. Такой
интегративный подход, преодолевающий границы между традиционными научными дисциплинами,
более адекватно отражает Вселенную, а в методологическом понимании поднимает
саму науку на высший уровень теоретической зрелости.
Методологически этот подход может осуществляться на базе
использования универсальных закономерностей взаимодействия среды и системы или
на основе применения результатов конкретно-научных исследований, при творческом
применении выводов одних областей науки в смежных областях, путем научной
экстраполяции эмпирических и теоретических обобщений. Итогом подобного подхода в
глобальном масштабе станет разработка и осуществление конкретных мероприятий по
стабилизации и улучшению экологической обстановки в биосфере и ноосфере.
Наука в целом мыслится как единая система знаний, все
более полно и точно отражающая многообразие окружающего мира с помощью
различных методов и приемов. Метод науки понимается
как определенный набор инструментов общего арсенала средств научного познания.
Собственно, методологическая задача состоит в том, чтобы определить набор этих
инструментов и способ их применения в избранной области науки. Изменилась роль
методолога: он стал прежде всего исследователем. Если раньше философия науки
вооружала его своеобразным кодексом поведения ученого, с помощью которого он
начинал судить, достойна ли теория считаться научной, то теперь философия науки
снабдила его инструментом для анализа научных знаний. Следовательно, можно
сказать, что сегодня методолог – это прежде всего специалист, изучающий
состояние и эволюцию системы научных знаний.
Теперь необходимо проанализировать эффективность
использования системно-философского подхода при изучении различных явлений
природы с точки зрения применения особого приема – метафоры. Метафоры – это
стандартный прием языковой практики, которые имеют важную познавательную
функцию. В 1994 году А. Клеймер и Т. Леокард предложили следующую типологию
научных метафор: педагогические метафоры, эвристические метафоры и
конститутивные метафоры.
Педагогические метафоры –
призваны прояснять сложные научные цели для непосвященных, обычно путем
создания соответствующих визуальных образов.
Эвристические метафоры – это
образы, чаще всего аналогии, которые помогают ученому осмыслить интересующую
его проблему.
Конститутивные метафоры – это
целостные концептуальные схемы, с помощью которых человек постигает окружающий
мир. Такие метафоры стоят у истоков целых научных школ и исследовательских
программ, определяя общую направленность научной мысли.
Все три типа метафор можно встретить в схеме алгоритма
самодвижения симметричной активной системы. [10, с. 54]. Материал, накопленный естественными и
социальными науками, показывает, что первичное происхождение качественно новых
систем – всеобщая закономерность космической, биотической и социальной материи.
Поэтому в механизм и алгоритм самодвижения активных систем включены как их
первичное происхождение из материи среды, так и вторичное образование из
радикалов предыдущих поколений системы. Следовательно, процесс круговорота
материи в системе при взаимодействии с окружающей средой есть не что иное, как
описание механизма и алгоритма самодвижения активных систем. Схематично он
отражен в приложении 1.
Использование в данной схеме педагогических метафор через
создание особых визуальных образов способствует оптимальному развитию памяти.
Поэтому можно сказать, что системный подход в образовании стимулирует
разработку умения высшего типа – рассуждать логично, обоснованно, творчески и
т.д. И если не упустить момент и систематически стимулировать свойственные
всем людям качества удивления перед миром и создавать в классе атмосферу
удовольствия от интеллектуального поиска, то резервы интеллекта, которые в
неблагоприятных условиях остаются невостребованными, могут быть максимально
задействованы. Например, на обобщающих уроках по биофизике и др. вполне логично
использование подобных схем при анализе существующих связей между двумя
естественными науками или между естественными и социальными науками. (см.
приложение 2)
В качестве эвристической метафоры можно привести пример с
воздушным шариком [10, c. 40]. Для лучшего понимания двух
различных сторон системы, ее представляют в виде постоянно надуваемого и
сдуваемого резинового, воздушного шарика. Сам шарик – это собственно структура,
а его содержимое (вещество и энергия) – это материальное содержимое. Конечно,
данная аналогия очень условна, поскольку между статистической и динамической
частями нет непереходимой грани, но все же она дает в какой-то мере наглядное
представление о соотношении отмеченных частей.
Но наибольшее значение в этой схеме имеет, все-таки,
конститутивные метафоры. Через подобные схемы формируются особые достояния
человеческого сознания – от мировоззренческих образов до научной картины мира. В данном случае, логика рассуждения опирается на доказательство и
обоснование знаний из различных областей частных наук, следовательно, системные
знания о научной картине мира создают цельную основу мышления, миропонимания и
деятельности человека. Самое главное, системные знания помогают значительно
быстрее и эффективнее усваивать множество знаний из конкретных наук.
В учебном процессе при изучении систем различной природы,
таким образом, рекомендуется иметь ввиду следующие предположения:
-
критерием логического основания теории НКМ
является ее непротиворечивость;
-
системы Космоса, Биоты и Социума – историчны,
т.е. они изменяются и развиваются во времени;
-
использование системно-философского подхода в
современном образовании продиктовано закономерной эволюцией к интеграции и
синтезу знаний во всех сферах человечества;
-
схемы и таблицы в приложении помогут значительно
быстрее и эффективнее усваивать множество знаний из конкретных наук.
Схема алгоритма
самодвижения симметричной активной системы:
I — этап
концентрации материи системой: II — переходный, или этап поляризации системы;
III — этап рассеяния материи из системы; IV — этап самоорганизации
предструктур (1) или новых протоструктур за счет взаимодействия радикалов (9);
1— 9 — стадии самодвижения активной системы; 1 — предструктура; 2 —
протоструктура; 3 — незрелая структура; 4 — зрелая структура; 5 — поляризованная
структура: 6 — структура с разорванным центром; 7 — распадающаяся структура; 8
— образование радикалов; 9 — взаимодействие радикалов с образованием новой
протоструктуры (2); ВПС — воспринимающие подструктуры, ППС —
проводяще-преобразующие подструктуры; КПС — концентрирующие подструктуры; qP —
радикалы.
Общие структуры активных
систем Космоса, Биоты и Социума
Школьный предмет
Система
ВПС
ППС
КПС
Физика
Атом
Внешние электроны
Внутренние электроны
Ядро из протонов и
нейтронов
Биология
Живая клетка
Мембрана
Цитоплазма
Ядро
География, астрономия
Планета Земля
Внешние геосферы: лито-,
гидро-, атмо-, био-, магнито-, ноосферы
Мантия
Ядро
Астрономия
Звезда Солнце
Фотосфера
Зона конвекции и зона
переноса лучистой энергии
Ядро – зона термоядерных
реакций
История государства и права
Государство
Граница
Основная территория
Столица
Население государства
Трудящиеся: крестьяне,
рабочие, интеллигенция и т.д.
Средний класс: чиновники,
работники торговли и т.д.
Правящий класс: дворянство,
Дума и т.д.
Анатомия
Человек
Эпителий, органы чувств
Органы, осуществляющие
обмен веществ, скелет, мышцы
Мозг, половая система
Зуб
Эмаль
Дентин
Пульпа
Глазное яблоко
Склера
Стекловидное тело
сетчатка