Министерство образования и науки Украины
Харьковский национальный педагогический университет
им. Г.С. Сковороды
Реферат по философии
на тему: "Логика научного исследования"
аспирантки 1 курса
факультета физического воспитания
Ильницкой Анны
Харьков - 2011
Логика научного исследования, критически излагающего историю исчислений и оценок народного дохода страны, их методологию и результаты, естественно, требует, чтобы объект исследования - рассматриваемый показатель, прослеживаемый нами в течение почти двух веков, именовался одинаково на протяжении всей работы. История наук и логика научных исследований показывают, что развитие наших знаний возможно только на основе представлений, которые, проявляясь как лейтмотив, направляют все наше мышление. Взаимосвязанное, обоснованное соединение таких средств, действий и суждений называется логикой научного исследования. Аналитику может помочь тут и инструментарий системной методологии, позволяющий использовать известные принципы логики научных исследований, понятийной иерархии науки. Эта методология заставляет его за частным всегда стремиться увидеть общее, то есть строить цепочки. Нередко при установлении даты приоритета открытия возникали сложности, связанные с тем, что сведения об открытии публиковали поэтапно сообразно логике научных исследований. При этом в отдельных публикациях содержалась лишь часть сведений об открытии, например, выдвигалась гипотеза, приводились данные о научных экспериментах и контрольных проверках, обобщались экспериментальные данные или давалось теоретическое обоснование полученных результатов. Дело нередко осложнялось еще и тем, что эти этапы научных работ часто выполнялись различными учеными и коллективами ученых. Вопрос об установлении даты приоритета применительно к подобной ситуации законом не был урегулирован. Рубрикация диссертационной работы представляет собой деление ее текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации и т.п. Рубрикация в диссертации отражает логику научного исследования и потому предполагает четкое подразделение текста рукописи на отдельные логически соподчиненные части. В настоящий момент наибольшую актуальность в экономической науке нашей страны приобретают вопросы трансформации нашего общества, как определенной целостной системы. В связи с этим логика научного исследования выдвигает на первый план использование системного метода исследования. Классификация фактов хозяйственной жизни может быть проведена минимум по двенадцати основаниям. Выбор основания в счетоведении предопределен логикой научного исследования, в счетоводстве интересами лиц, имеющими отношение к хозяйственным процессам. Всякое моделирование, особенно сложное, требует соответствующей подготовки, предварительного выяснения целей и задач моделирования, выбора средств и действий, обоснования этих средств и действий. Взаимосвязанное, обоснованное соединение таких средств, действий и суждений называется логикой научного исследования. Разумеется, сам Кун мифологического содержания науки не видит и не предполагает. Книга его задумана и написана как трактат, с одной стороны, в области логики научного исследования, а с другой - социологии науки, то есть с целью изучения социальных и социально-психологических факторов, детерминирующих научное развитие. Однако, опираясь на аргументацию Куна, нетрудно показать, в сколь значительной степени наука представляет собой не строго рациональное исследование, совпадающее с собственным идеальным образом, а не что иное, как миф и ритуал. При этом практика государственной регистрации научных открытий идет по пути установления так называемого двойного или множественного приоритета открытия. Вопрос этот, бесспорно, нуждается в дальнейшем изучении, однако бесспорным здесь является то положение, что множественность приоритета обусловлена логикой научных исследований и что необходимо нормативное решение об установлении этого приоритета. Наиболее актуальным здесь является, пожалуй, вопрос о значении научной гипотезы. Отмечается также, что гипотеза выполняет чрезвычайно важную роль в научном познании и является важной формой на пути к новому знанию через предположение, основанное на анализе фактических данных, для достоверного объяснения которых в настоящий момент имеющихся знаний недостаточно. Научная гипотеза позволяет определить направление исследования и систематизировать информацию по данной проблеме. Такие исследования могут быть продуктивны, если понятия формы движения и структурного уровня не вводятся apriori, а возникают в результате философского обобщения истории естествознания. Мы, однако, принимаем иной подход, свойственный скорее логике научного исследования. Возникновение квантовой химии трактуется как закономерный итог эволюции физического и химического знания, неизбежности моделирования и выдвижения гипотез и общей тенденции к математизации естествознания. Решение этой проблемы следует искать прежде всего в ликвидации социальных антагонизмов, разумной организации общества, а также в рационализации форм научных публикаций, в организации хранения и автоматизации поиска информации, в использовании современных методов. Возрастающее значение приобретает создание в широких масштабах справочных трудов - универсальных и отраслевых энциклопедий, терминологических словарей. Сказанное выдвигает на весьма видное место логику научного исследования.
Познание всегда связано с созданием новых понятий и теории. Интересно, что часто эксперт как бы на ходу порождает новые знания, прямо в контексте беседы с аналитиком. Такая генерация знаний может быть полезна и самому эксперту, который до того момента маг не осознавать ряда соотношений и закономерностей предметной области. Аналитику, который является повитухой при рождении нового - знания, может помочь тут и инструментарий системной методологии, позволяющий использовать известные принципы логики научных исследований, понятийной иерархии науки.
Мы видим сами в этом исследовании три существеннейших недостатка, которые оказались, к сожалению, непреодолимыми у нас в этом первом опыте, идущем в новом направлении. Первый из них заключается в том, что обществоведческие понятия ребенка взяты более с общей, чем со специфической стороны. Они служили для нас более прототипом всякого научного понятия вообще, чем определенным и своеобразным типом одного специфического вида научных понятий. Это было вызвано тем обстоятельством, что на первых порах исследования в новой области необходимо было отграничить научные понятия от житейских, вскрыть то, что присуще обществоведческим понятиям как частном случаю научных понятий. Различия же, существующие внутри отдельных видов научных понятий (арифметические, естественнонаучные, обществоведческие понятия), могли сделаться предметом исследования не раньше, чем была проведена демаркационная линия, разделяющая научные и житейские понятия. Такова логика научного исследования: сперва находятся общие и слишком широкие черты для данного круга явлений, затем отыскиваются специфические различия внутри самого круга. Но автоматизация поиска информации - поиска многоаспектного (по ряду критериев) - и ее машинная обработка предполагают логическую систематизацию научных дисциплин и документальных материалов. Такая систематизация требуется также в связи с усложнением прогресса науки, когда продолжающееся ветвление наук все сильнее сочетается с их интеграцией, синтезом знания. Обогащение содержания знания, невиданный ранее рост числа собираемых наукой фактов - все это действует в том же направлении: объемность материала требует его представления в компактной и обозримой форме, а для этого логические методы могут представлять значительную ценность. Все это выдвигает на весьма видное место тот комплекс задач, который объединяют понятиями логика научного исследования и формализация. Для разработки проблем логики научного исследования фундаментальна роль математической логики и связанных с ней дисциплин. Учение о научном знании дифференцируется на несколько отраслей. Первая их них, получившая название логики развития науки, направлена на выявление глобальных закономерностей развития научного знания, касающихся глубокой ретроспективы научного поиска и коренных изменений структуры мышления, вызванных научными революциями. Эти исследования, не могут не опираться на исторический анализ длительных промежутков развития науки, охватывающих несколько крупных этапов эволюции научного мышления. Вторую отрасль философских, методологических исследований иногда называют логикой научного исследования, просто логикой науки, или методологией науки, понимаемой в узком смысле. Эта отрасль также ориентируется на историю науки, но ограничивается каким-либо одним периодом ее развития.
Процесс научного исследования может как загнать ученого в угол, так и открыть перед ним все грани свободы. Вопрос лишь в том, как строить научную работу так, чтобы она приносила удовольствие. Проще всего спросить себя "А кто выбирал, кто решил, что научная работа кажется чрезмерно сложной?". Ответ будет однозначным: "Сам выбирал". Такой диалог с собой многим людям помогает в решении обыденных проблем, даёт своеобразный толчок к пониманию причин многих неудач, которые, конечно же, кроются внутри самого человека. В научном поиске этот метод не приносит результатов. Можно заняться аутогенной тренировкой и как мантру повторять "мне нравится наука, мне нравится научная работа, они приносят мне облегчение". Очевидно, это поможет, но ненадолго. Очень хороший способ самомотивации - почитать статью о диалектике в любом словаре. После этого понимаешь, что количество проблем постепенно перейдёт в качество работы, но при условии, что единство и борьба обыденного и научного мышления должны закончится победой научного. Не избежать так же отрицания отрицания и единства логического и исторического. У читателя ещё не начался нервный тик? Конечно, целью данной статьи не является раскрытие вышеперечисленных методов. Ключ к успешной научной работе - научный оптимизм, который является неизбежным результатом научного мировоззрения.
Многие думают, что настоящий учёный - это человек, который вместо того, чтобы удивляться и радоваться миру, кропотливо занимается его серьезным изучением. Это первое заблуждение. Ещё Аристотель говорил, что наука начинается с удивления. Без этого прекрасного чувства невозможно познание. Подумайте, открыл бы Исаак Ньютон закон гравитации, если бы не удивился падению яблока? У него могло бы быть множество отговорок. К примеру, можно проявить безразличие и сказать, что яблоки падали всегда и будут падать (бытовое мышление). Можно сказать, что яблоки падают потому, что этого хочет Бог и поставить на этом точку (религиозное мышление). Можно так же сказать, что яблоки падают, потому, что земля в них нуждается (мифологические мышление). И, наконец, можно восхищаться самим фактом или процессом, но не обращать внимания на его причины (художественное мышление). Ни одна из этих отговорок не повлияла на великого учёного, открытие которого перевернуло все представления о физике. На сегодняшний день, совершенствуясь в науке, человечество обрело динамику технического и умственного развития, какой не было никогда прежде в истории. Причиной этого являются три основные возможности человека: возможность узнать, возможность проверить и возможность повторить, которые до 20 века фактически не возникали одновременно.
Страницы: 1, 2, 3, 4