Рефераты. Логика античного времени

Аристотель свое логическое учение называл "Аналитика". В богатом творческом наследии Аристотеля принципы логики, впервые им сформулированы, играют очень важную роль. Законы мышления он трактовал как законы природа, имеющих всеобщий характер. Аристотель доказал, что в мышлении есть такие принципы, имеющих общечеловеческое значение и поэтому их следует соблюдать, ища истину в процессе научных исследований. О любой предмет нельзя утверждать и отрицать одно и то же. Необходимым условием истинных высказываний он считал однозначность и постоянство содержания каждого слова в рамках определенного рассуждения.

Аристотель тщательно исследовал три из известных в традиционной логике закона: закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего, между которыми он устанавливал определенный взаимосвязь. Закон достаточного основания не был предметом его особого внимания.

Закон тождества сформулирован Аристотелем в труде "Первая Аналитика". Он отмечал: "В высказывается и о самом себе". В этом законе отражены требование определенности мысли.

Закон противоречия формулируется Аристотелем в таком виде:

Невозможно, чтобы спорные утверждения были одновременно истинны отношении одного и того же предмета.

Аристотель

Такая формулировка закона исключает возможность противоречия в мышлении. Аристотель не признавал противоречия ни в онтологическом, ни в гносеологическом аспектах. Значительное внимание Аристотель уделил закона исключенного третьего, позднее известному как принцип tertium non datur.

Между членами противоречия нет ничего.

Аристотель

Этот закон, по мнению Аристотеля, не может быть использован для анализа событий будущего.

В творчестве Аристотеля находим также высказывания, которые можно толковать как определенные подходы к осмыслению закона достаточного основания. В трактате "Вторая Аналитика" говорится следующее:

Любое учение и любое обучение основано на определенном уже ранее приобретенном знании ... О каждой вещи мы думаем, что знаем ее безусловно, а не софистической, по случайным признакам, когда мы считаем, что знаем причину, по которой эта вещь есть, значит, что она его причина и что это не может быть иначе.

Аристотель

Значительное место в логическом наследии Аристотеля занимает учение о формах мышления. Суждением он называл высказывание о наличии или отсутствии чего-то в чем-то. В языковом контексте суждения всегда является истинным или ложным высказываниям. Термины "истина" и "ложь", по мнению Аристотеля, не могут применяться к ощущения, восприятия и интуиций ума. Однако не каждое предложение он считал суждением. В вопросительных и побудительных предложениях не содержится значение истинности или ложности, следовательно они не являются суждениями.


4. Аристотелевская классификация суждений


Другая форма мышления - понятия, по Аристотелю, - это общее, присущее всем предметам рода или вида, оно отражает сущность вещей. В его произведениях находим классификацию понятий: * тождественны, * контрарные, * контрадиктори, * подчинены, * спивпидпорядковани, * субконтрарни понятия, а также * категории. Процесс мышления, как считал Аристотель, идет от менее общих понятий к более общим и завершается наиболее широкими по объему понятиями - категориями, которые находятся на вершине иерархии понятий.

Крупнейшим достижением в области логики Аристотель считал открытие силлогизма, т.е. рассуждение, в котором при утверждении любого из него необходимо вытекает несколько отличное от того, что утверждается, и именно вследствие того, что это есть. Такое отличное не требует никакого постороннего срока, чтобы следовать из имеющихся суждений с необходимостью. Аристотель подает и более узкое определение силлогизма как умозаключения, в котором один из терминов должен содержаться в утвердительном предпосылки и один должен быть взят в полном объеме, поскольку без общего предпосылки корректный силлогизм невозможен. Силлогизмы первой фигуры он считал совершенными. Аристотель сформулировал следующие общие правила силлогизма:

- Если оба предпосылки отрицательные или частичные, то из них невозможно сделать вывод;

- В силлогизме один посылка должна быть общим, другой утверждающим;

- В силлогизме должно быть три и не более сроки.

Аристотелевская силлогистика была первой дедуктивной системой. Она заложила фундамент формализации процессов мышления и тем самым создала основы формальной логики как науки о законах и формах правильного мышления. На этой системе базировалась концепция исчисления предикатов в современной математической логике. Хотя Аристотель существенно опирался в логических исследованиях на идеи Гераклита, Демокрита, Платона и других древнегреческих мыслителей, он, бесспорно, является новатором, автором гениальных открытий в области логики. Он впервые изложил положения логики в систематическом виде, поэтому по праву считается основоположником логики как науки.

Рассмотрим ряд направлений в области логики, которые развивались после Аристотеля. Его ученики Феофраст и Евдем Родосский продолжали исследования своего учителя. Теофраст внес некоторые уточнения в трактовку операций отрицания и квантификации. Он подчеркивал, что не равнодушен, где ставить возражения: перед глаголом или существительным. Например, суждение "х не знает науку" и "х знает науку" друг друга отрицают. Если поставить частицу "не" перед существительным, а не глаголом, такие суждения не являются отрицательные "х знает науку", "х знает не науку".

Основы пропозиционной логики, или логики высказываний заложено логической школой стоиков. Ее основателем был Зенон из Китиона (336-264), а наибольший вклад в эту область логики сделал Хризипп (281-208). Стоикам принадлежит концепция аксиоматического построения теории, а также осмысление и систематизация несиллогистических и релятивных умозаключений. По мнению стоиков, соблюдение правил формальной логики гарантирует лишь корректность вывода выводу из предпосылок, а не действительную истинность заключения. Логическое учение стоиков было новаторским по сравнению с подходами Аристотеля и его учеников.

Существенный вклад в разработку логической проблематики осуществили мыслители школы, основателем которой был Эпикур (341-270) из Афин. Он считал, что мышление является воспоминанием о прошлом опыте. Эпикур использует индуктивный подход к объяснению возникновения логических форм. Все мысли рождаются с чувств благодаря совпадению, соответствия, сходства и синтеза.

Епикур

Важным основополагающим принципом эпикуреизма есть такая идея: "Исследовать природу нужно не на основе полых посылок и предубеждений, а так, как того требуют сами явления". На этом положении основывается индукция эпикурейцев - первичными в процессе познания есть явления, а не аксиомы. Наиболее известным последователем Эпикура в области логики был Филодем (110-39) с Гадара, римлянин, современник Цицерона. На основе индукции он разработал метод аналогии, сравнивал факты и явления и соотносил их с другими фактами и явлениями.

Современниками стоиков и эпикурейцев были скептики, которые также интересовались логикой. Представители этой школы Пиррон (365-275), Тимон (320-230), Карнеад (214-129) сделали существенный вклад в теорию аргументации. Каждый высказывание они рассматривали как тезис и антитезис, подчеркивая, что тезис не является правильной, но и антитеза некорректна. Следовательно, и тезис, и антитезис являются ошибочными. Поэтому вполне правомерно сомнение о возможности существования истинных аподиктические суждений.

После долгого периода упадка логической науки в Ш-1V ст. н.э. возникает мистико-идеалистическая философия неоплатонизма. Логические исследования сводятся к комментариям положений Аристотеля. Самым талантливым комментатором аристотелевских работ был Порфирий (232-301). Он написал труд "Введение в" Категорий "Аристотеля", в которой анализируются такие понятия логики: * род, * вид, * видовое отличие, * собственная признак ", * случайная признак". Порфирий поставил вопрос об онтологическом статусе понятий, то есть о том, соответствует общим понятием что-то в реальной действительности и в каком смысле существуют эти универсалии - в зависимости от того или рядом с ними. Считается, что Порфирий заложил основы исчисления классов. В "Введении" Порфирия содержатся положения об отличной признак, по сути, отделяет одну вещь от другой.

Достижения логики римской эпохи античности стали промежуточным звеном между логическим учением Аристотеля, его последователей и логическими идеями Средневековья. В римский период наблюдается сближение проблематики логики с задачами Ритарыки. Организация общественной жизни Древнего рифму обусловила большую популярность ораторского искусства, благодаря чему была разработана латиномовна терминология. Значительный вклад в категориальный аппарат логики сделал М. Т. Цицерон (106-43). Он ввел ряд терминов, важных для развития логики: "evidente" - отчетливое представление, "varietas" - разнообразие, "differentia" - разница, "notio" - понятие, "propositio" - посылка силлогизма, "partitio" - разделение целого на части , "disparatus" - противоречивый, "complementum" - дополнения и др.


5. Гераклит

Диалектическая проблематика, заключавшаяся в искании общего, рождается в недрах материалистической теории. Эта наивно-материалистически поставленная проблема с самого начала уже потребовала диалектики. Поставив проблему сущности и предприняв известную попытку решения её, милетские философы тем самым уже бросили искру в будущий костёр мышления. Мысль начинает брезжить в поисках понятийного осмысления действительности.

Логическим результатом этого явилась философия Гераклита, которую можно причислить к школе ионийских философов, т. к. в ней на более высоком уровне получают своё логическое подтверждение отдельные робкие подходы к объективной диалектике.

В отличие от философов милетской школы и пифагорейцев, Гераклит открыто пренебрегает занятиями математикой и естествознанием. С характерной для него загадочной иронией Гераклит утверждает, что ширина Солнца равна человеческой ступне. Мудрость – это не коллекция сведений о явлениях природы, а знание закона, который правит миром. «Многознание уму не научает...» – говорит Гераклит .

Его учение – это первая в истории человечества философия в чистом виде, без всяких примесей в те времена еще очень примитивных опытных знаний о природе. Возможно, поэтому она вызывает искреннее восхищение и двадцать пять столетий спустя: великий немецкий философ-диалектик Георг Гегель утверждал, что нет ни одного положения Гераклита, которое он не принял бы в свою «Логику».

Первое начало Природы Гераклит именует «Logos». У этого слова имеется множество разных значений, основные среди которых – «разумная речь», «истина», «закон». Демократическое устройство греческого полиса прочно связало эти значения в человеческом мышлении: все общественные дела решаются здесь общим собранием граждан полиса, а главным инструментом власти становится слово. Разумное, истинное слово – Логос – превращается в закон. Не удивительно, что верховный закон мироздания у Гераклита зовется «Логосом» (хотя, вообще говоря, Гераклита никак нельзя отнести к сторонникам демократического строя).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.