Философские вопросы - это вопросы о судьбе, предназначении человека и человечества.
Не философы придумывают эти вопросы. Их создаёт жизнь. Они предстают как фундаментальные противоречия живой человеческой истории, имеющие открытый, независимый характер. Проходя через всю человеческую историю, выступая в определённом смысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи, в различных культурах и свой конкретный неповторимый облик. Философы - в меру своих сил и способностей - решают эти вечные, смысложизненные вопросы. Сам характер философских проблем таков, что простой, однозначный, окончательный результат их разрешения невозможен, их теоретическое решение мыслится не как окончательное, снимающее проблему, а как решения призванные:
-резюмировать прошлое
-определить конкретный облик проблемы в современных условиях
-прагмастически осмыслить будущее
Философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях.
Универсальной проблемой философии является проблема взаимоотношения
"мир - человек". У неё много обличий: "субъект - объект",
"материальное - духовное", "объективное - субъективное" и т.д.
Издавна философы страшились выделить в этой универсальной проблеме главную, так называемый основной вопрос философии.
В марксистской философии этот вопрос был сформулирован Ф. Энгельсом:
"Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию".
Такой подход к формулировке основного вопроса философии базируется на фундаментальных фактах человеческой жизни:
-существуют материальные явления и духовные (сознание, воля, мышление);
-каждый человек выделяет себя из всего того, что его окружает и отличает себя от всего другого;
-он соотносит свои цели с действительностью, оценивает действительность.
"Двойственный" характер человеческой, "удвоение" человеком себя и своего мира в сознании является базисом выделения в качестве основного вопроса об отношении материального и духовного.
Основной вопрос философии имеет две стороны:
Первая: что первично - дух или материя? В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на два главных направления.
Представители первого - материалисты - за основу берут материю, а сознание рассматривают как нечто вторичное, зависимое от материи.
Разновидности: метафизический материализм, вульгарный материализм, диалектический материализм.
Представители второго - идеалисты - первичным считают дух, сознание, а материальный мир, вторичным.
Идеализм существует в двух основных разновидностях: -субъективный идеализм - представители которого считают первичным сознание человека, субъекта;
-объективный идеализм - сторонники которого считают первичным дух, существующий незавимо от человека.
Материализм и идеализм - это монистические направления в философии
(греч. монос - один), так как то и другое направление за основу берут какое-то одно начало. Наряду с философским монизмом существует течение дуализм (лат. дио - два), сторонники которого рассматривают материю и сознание как два параллельных начала.
Вторая сторона основного вопроса философии: Познаваем ли мир? Большинство философов утвердительно отвечает на этот вопрос. Однако часть философов отрицает возможность познания мира полностью или частично. Это были представители агностицизма (греч. а - нет, гносис
- знание). Часть философов признавая познаваемость мира, выражала сомнение в достоверности знаний, их называли скептиками, а направление - скептицизм (греч. скептикоз - критикующий). Рассматривая основной вопрос философии, необходимо отметить, что далеко не все философы с ним согласны. Более того, большинство философов, в прошлом и сейчас, даже и не считают своим важнейшим делом решение именно этого вопроса. На первый план в различных философских учениях выносятся проблемы путей достижения истины, проблемы нравственного долга, свободы, практики и др.:
-Французкий философ А.Камю "Вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов";
-Русский философ Н.А.Бердяев - основная проблема - проблема свободы человека: его сущности, природы, предназначения;
-Немецкий философ П.Рикерт - проблема зла и насилия.
Но тем не менее, любой философ, рассматривая ту или иную проблему, так или иначе рассматривает соотношение "мир - человек", а значит хочет он того или не хочет, обращается к основному вопросу философии.
Философия в системе культуры
Как продукт духовной деятельности людей, философия является неотъемлемой частью культуры человечества. Сама по себе культура (в широком смысле слова) является совокупностью материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством, а также деятельностью людей по воспроизведению и обновлению социального бытия. Отсюда, жизнь человека протекает в системе ценностей, которые для него - это ориентиры в выборе своей судьбы. Ориентация индивидов на систему ценностей и подчинение нормам общежития лежит в основе их приобщения к культуре и выработки у них гражданских качеств. Умение жить в обществе - это не дар природы, а культурное достояние. Философия имеет прямое отношение к теоретическому осмыслению мира ценностей. Само появление философии - это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Отсюда, в целом философское знание есть сердцевина духовной культуры общества, и чем богаче та или иная философская концепция, тем более широкое поле структуры делается в ней предметом мировоззренческого осмысления.
Выводы по первому вопросу:
1. Возникновение философии есть закономерный результат развития общественного сознания, коренной поворот в духовной жизни общества. 2. Возникновение философии тесно связанно с заменой миросозерцания на мировоззрение, которое, в свою очередь, является сложным интегральным образованием знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, сомнения. 3. Истоками философии явились мифология и религия, но в отличии от последних, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру, а на мощь разума, на способность его к научному исследованию реальности, в результате чего становится основой научного мировоззрения.
ВОПРОС №2
Философия как наука. Предмет и функции
философии.
1) Проблема личности философии. Философия возникла раньше науки. По своему происхождению (как тип мировоззрения) она - донаучная форма сознания. С возникновением науки, в особенности науки опытной и математической, встал и реальный вопрос о взаимоотношении этих двух основных форм рациональности.
А) Ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы:
1. Философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяют критерию научного знания;
2. Утверждения философии эмпирически (т.е. в опыте, эксперименте) неопровержимы (как например опровергнуть утверждение, что в основе развития природы лежит саморазвитие духа);
3. В философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов, и каждый самостоятельный мыслитель создаёт собственную философскую систему. Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем, языка философии. Эти претензии к философии имеют место в силу того, что философия не противоположна науке, но и полностью не сводима к ней. Это можно рассмотреть через то, что объединяет и различает науку и философию.
Общее и различное в философии и науке.
1) Общее: Философия и наука опираются по преимуществу на разум и нуждаются в рациональном знании.
Различие: Философия опирается на совокупный опыт человечества. Наука
- только на часть опыта.
Т.е., а) Для философии отличительным признаком является осмысление мирового целого, единства окружающего мира, что крайне важно для специалиста в любой отрасли народного хозяйства и культурной науки. Частное всегда может быть правильно понято лишь в контексте общего и целого. б) В науке: качественное разнообразие реальных процессов оборачивается в общественном сознании набором научных дисциплин, каждая из которых создается для исследования особого фрагмента действительности.
2) Общее: Философия и наука, обеспечивая прогресс человечества, создают развивающуюся систему знаний.
Различие: а) В науке: Научные знания как бы безотносительны к человеку.
Например, для физика- ядерщика совершенно безразлично, живут ли в мире физических величин и скоростей некие существа, которым нравятся или не нравятся элементарные частицы, то есть математика, физика, химия, биология и др. науки стремятся изобразить действительность такой, какова она вне человека, без вмешательства его сознания, его страхов и предпочтений. б) А философия, опираясь на достижения науки, от имени человека оценивает научные открытия и даёт им мировоззренческую и целостную оценки, насколько они согласуются с потребностями и интересами общества, насколько они вписываются в гуманистические идеалы и делают человека более счастливым.
3) Общее: Философия и наука, исторически развиваясь, занимаются научным освоением мира.
Различие: Путь их развития при этом различен. Они как бы идут навстречу друг другу. а) Научное освоение мира идёт от низших, простых форм движения материального мира к формам всё более сложным и высшим, история науки такова: сначала возникает механика, затем физика, за ними химия, биология, позже других - социология. б) Философия неизбежно антропоцентрична - это её естественное состояние, позволяющее на весь окружающий мир перенести проекцию человеческих отношений. Философ не довольствуется объективной картиной мира. Он обязательно "вписывает" в неё человека. Отношение человека к миру - вечный предмет философии. Ницше сказал о философском знании, что оно
"человеческое, слишком человеческое".
4) Общее: Философские и научные знания обладают общим свойством преемственности.
Различие: а) В науке: Научное знание развивается как бы линейно
Т.е. на базе старого знания развивается новое, на нём следующее новое и т.д.
Учёные по образному выражению И. Ньютона, стоят "на плечах" своих предшественников: все они продолжают, развивают одно общее дело. б) В философии: преемственность имеет два аспекта:
1. Теоретическая составляющая философского знания наследуется более сложным путём, т.к. философская идея многозначна, она может быть развита, продолжена в разные, даже противоположные направления. Это происходит потому, что решающая роль в рождении нового философского знания принадлежит творческому гению критики.
Страницы: 1, 2, 3, 4