Рефераты. Кризис натурфилософии и пути выхода из него во второй половине Х1Х - ХХ веках

Кризис натурфилософии и пути выхода из него во второй половине Х1Х - ХХ веках

КРИЗИС НАТУРФИЛОСОФИИ И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ НЕГО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х - ХХ ВЕКАХ. № 17.


        НАТУРФИЛОСОФИЯ – сформировавшаяся в древней Греции часть философии, умозрительно (путем размышлений) изучающая явления природы (натуры). (Другие части философского знания: онтология, гносеология, социальная философия, методология, этика, эстетика, логика и др.).

        По мере формирования экспериментального естествознания в ХУП веке и его дальнейшего бурного развития, начиная с первой трети Х1Х века, в европейской философской мысли зреет идея о том, что натурфилософия в век науки не нужна. Это одна из центральных идей позитивизма О. Конта. С нее и начинается кризис натурфилософии.

        Какие предлагаются выходы из кризиса? Они нашли свое отражение, например, в следующих философских течениях:

1. Позитивизм. Философия (как и религия) не дает позитивного, научного знания. Следовательно, от философии надо отказаться в пользу науки как позитивного знания. Получается: ФИЛОСОФИЯ ОТЖИЛА СВОЕ, ДОЛЖНА УСТУПИТЬ МЕСТО НАУКЕ.

2. Марксистская философия (диалектический материализм) утверждает, что она -  вершина развития философии и, одновременно конец философии. Энгельс писал, что вместе с  формированием марксовой философской доктрины философии в определенном смысле приходит конец. Марксистская философия – это подлинно научная философия. Получается: ФИЛОСОФИЯ (марксистская) ТОЖДЕСТВЕННА НАУКЕ.

3. Иррационализм принижает интеллектуальные, рационалистические способности человека в сфере познания, а, следовательно, науку как наиболее яркое выражение этих способностей. На первое место выдвигаются другие познавательные способности – сверхразумные, иррациональные, например, интуиция, озарение. Наука здесь оценивается весьма негативно, поскольку она, много рассказав о природе, неспособна дать ответы на самые главные вопросы бытия, например «В чем смысл жизни, суть человеческого существования». Ответы на эти вопросы может дать философия, например, экзистенциализм. Получается: ФИЛОСОФИЯ ЛУЧШЕ, ПОЛЕЗНЕЕ НАУКИ.   

 

 

 

 

 

Позитивизм и его эволюция

ПОЗИТИВИЗМ - от латинского – положительный. Философское направление, основанное на изучении знания данного в опыте, то есть положительного, позитивного знания. Позитивизм, в целом, считает, что:

1. Подлинное, положительное знание может быть получено лишь с помощью специальных наук, которые основываются на фактах, опыте.

2. Философия, занимающаяся мировоззренческими вопросами, не имеет права на существование, не имеет смысла.

3. Философия имеет право на существование лишь в том случае, если будет изучать язык науки.

Реальные факты, послужившие возникновению позитивизма:

– бурное развитие наук, начавшееся в конце Х1Х века, приносит массу нового конкретно-научного знания;

– отсюда: происходит сокращение традиционных онтологических проблем философии (натурфилософии), многое уходит в область естествознания;

– усиливается гносеологическая и методологическая функции философии: философы все чаще имеют дело со знанием добытым науками;

– возникают вопросы  достоверности этих знаний и способах их использования философией.

Этапы позитивизма.

Первая форма позитивизма.

Основатель - Огюст Конт (1797-1857), ввел в оборот сам термин. Продолжатели – Герберт Спенсер (1820-1903), Джон Милль (1806-1873).

Конт и Спенсер считали, что интеллектуальная эволюция человечества прошла три стадии своего развития.

1.    Теологическая  - все явления (в том числе и природные) объяснялись на основе сверхъестественных, религиозных представлений.

2.    Метафизическая – иначе – философская, то есть объяснение явлений природы с точки зрения философии.

3.    Позитивная – иначе – научная, то есть объяснение мира с позиций науки. Конт считал, что эта стадия начинается с появления подлинной науки об обществе – СОЦИОЛОГИИ, понятия, которое ввел в научный оборот он сам.

Суть первой формы позитивизма.

        НАУКА – не есть отражение объективной действительности, и представляет собой систематизацию данных чувственного опыта, получаемых в ходе наблюдения.

         ЗАДАЧА ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ – исследовать структуру научного знания, то есть систематизировать и обобщать факты. При этом факт – это не предмет и не процесс («стакан», «часы идут»), а зафиксированное в чувственном опыте событие.

         ЗАДАЧА НАУКИ – описывать факты, отвечая на вопрос «как» но не на вопрос «почему».

          К концу Х1Х века первая форма позитивизма сталкивается с серьезными трудностями, вызванными развитием естествознания (в математике – появление неевклидовых геометрий; в физике – открытие электрона и микромира). Все это требовало изучения тех самых философских (метафизических) проблем, которых хотел избежать позитивизм.

Вторая форма позитивизма – ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ или махизм по имени создателя – Э.Маха (1838-1916). Соавтор – Р. Авенариус (1843-1896).

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА – существует ли объективная реальность и как к ней относится сознание. Решали этот вопрос с позиций субъективного идеализма, то есть утверждали, что вещи являются субъекту в форме ощущений, названных элементами. Устойчивые комплексы элементов запечатлеваются в памяти и выражаются в речи.

ЗАДАЧА НАУКИ – исследовать законы связи между элементами и между комплексами элементов.

          Критика махизма с позиций диалектического материализма содержится в книге В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».

             Третья форма позитивизма – НЕОПОЗИТИВИЗМ (или логический позитивизм). Его возникновение связано с дальнейшим развитием естествознания, прежде всего математики: а) возрастает абстрактность математики (бесконечно малые величины, теория множеств и т.д.); б) математика сближается с логикой – возникает математическая логика.

             Все это приводит к кризису оснований математики: в этом образце достоверности и истинности возникают нелепости и парадоксы. Это поставило ряд методологических и логических проблем:

1.    Каковы причины парадоксов и способы их устранения?

2.    Проблема истинности математического знания.

3.    Как абстрактные математические формулы связаны с действительностью? Например, чему соответствует в реальности бесконечно малая величина.

            Развитие квантовой механики также поставило перед наукой и философией ряд новых проблем, например, проблему осмысленности научных предложений, возможность опытной проверки абстрактных положений, таких как цикличное течение времени, эффект близнецов и др.

        НЕОПОЗИТИВИЗМ – возникает в 20-е годы ХХ века. Основные идеи сформировались в рамках так называемого «Венского кружка» - группы интеллектуалов Венского университета, объединившихся по инициативе руководителя кафедры философии Морица Шлика. Другие представители: Р.Карнапп (1891-1970),  Б.Рассел (1872-1970),  Л.Витгенщтейн (1889-1951) и др. Неопозитивизм весьма сложная философская система  как  по существу решаемых проблем  и обращении к сложнейшим проблемам современного естествознания, так и потому, что имеет по нескольку вариантов решения одной и той же проблемы разными философами одной и той же школы.

        ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ.

1. Все мировоззренческие (философские) проблемы не имеют смысла и  должны быть изгнаны как из языка науки, так и из обыденного языка. Вся прежняя философия, религия, атеизм лишены научного смысла, занимаются псевдопроблемами, ищут ответа на вопросы, которые в принципе неразрешимы. Например, первичен дух или материя? В чем единство мира? Существует ли Бог? Таким образом, прежняя философия не может быть знанием о природе и обществе. Все это должны изучать специальные науки. А философия должна исследовать только язык науки, осуществлять анализ языка науки.

2. Все научные знания, за исключением математических и логических, имеют эмпирическое (опытное) происхождение. Следовательно, имеют научный смысл лишь тогда, когда они верифицируемы (принципиально проверяемы).

3. Верификация – это процесс установления истинности научных суждений в результате их эмпирической проверки. Верификация распадается на два этапа:

а) проверка предложения на наличие в нем смысла, для чего нужно свести всякое научное утверждение к совокупности протокольных предложений, которые фиксирует чувственный опыт субъекта; например, «снег бел», «сейчас я вижу красное»; если предложение соответствует факту, то оно имеет смысл. Так предложение «снег бел» - имеет смысл, предложение «мир – материален» не имеет смысла.      

б) проверка предложения на истинность, в процессе сопоставления его с чувственным опытом. Например: температура данного тела = 60 градусов;

                                     температура человеческого тела = 37 градусов;

                                       След-но, данный предмет для человека – горячий

4. Принцип конвенционализма – в основе научных теорий, аксиом, законов лежит конвенция (соглашение) между учеными. Этот принцип был сформулирован в связи с появлением неевклидовых геометрий. Основатель конвенционализма французский физии Пуанкаре, считал аксиомы геометрии лишь удобными условностями. Затем принцип был распространен и на физические теории, например, принцип инерции – это тоже произвольное соглашение.

5. Принцип физикализма был выдвинут в 30-е годы ХХ века. Он требовал перевода всякого знания на терминологию физики. Считалось, что это обеспечит успех в любой области научного знания

Четвертая форма позитивизма - ПОСТПОЗИТИВИЗМ – его начало связано с выходом в свет в 1959 году книги Карла Поппера (Англия) «Логика научного открытия» и книги Томаса Куна (США) «Структура научных революций».

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОСТПОЗИТИВИЗМА.

1.    Главное внимание следует уделять истории науки вместо анализа ее языка.

2.    Необходимо изучать особенности развития научного знания: как возникает новая теория? Как она добивается признания? Возможны ли продуктивные контакты между представителями конкурирующих теорий? Каковы критерии выбора конкурирующих теорий?

3.    Смягчается противопоставление  между эмпирическим и теоретическим научным знанием. Если логический позитивизм считает, что надежно лишь эмпирическое знание, то постпозитивизм утверждает относительность границ между эмпирическим базисом науки и теориями.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.