Дубинин, 1981. Дубинин Н.П. Диалектика скачков и история жизни // Материалы III Всесоюз. совещ. по философским вопросам совр. естествознания.- М.: Наука, 1981. - Вып. 2.-С. 83-110.
Дубровский, 1991. Дубровский В.Н. Концепции пространства-времени.- М.: Наука, 1991.-168 с.
Жданов, 1980. Жданов Ю.А. Материалистическая диалектика и проблемы химической эволюции // Вопросы философии.-1980.-№ 2.-С. 59-80.
Кант, 1965. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения: В 6 т.-М.: Мысль, 1965.-Т. 4, ч. 1.-С.311-501.
Коллинз, 2008. Коллинз Ф. Доказательство Бога. Аргументы ученого. - М.: Издательство АНФ, 2008 - 216 с. (название первоисточника “The language of God. Scientist presents evidence for belief”).
Крик, 1974. Крик Ф., Оргелл Л. Направленная панспермия // Химия и жизнь.-1974.-№ 9.-С. 75-79.
Кураев, 2006. Диакон Андрей Кураев. Может ли православный быть эволюционистом? - Клин: «Христианская жизнь», 2006. - 112 с.
Курашов, 1995а. Курашов В.И. Экология и эсхатология // Вопросы философии.-1995. № 3.-С.29-36. (Kurashov V.I. Ecology and Eschatology // Russian Studies in Philosophy, Winter 1998-99.-Vol. 37, № 3. - P.8-19).
Курашов, 1995. Курашов В.И. Познание природы в интеллектуальных коллизиях научных знаний: Научная мысль России на пути в XXI век. - М.: Наука, 1995.-283 с.
Курашов, 2007а. Курашов В.И Начала философии - М.: КДУ, 2007. - 344 с.
Курашов, 2007б. Курашов В.И Начала философии науки - М.: КДУ, 2007. - 448 с.
Курашов, 2009. Курашов В.И История и философия химии - М.: КДУ, 2009. - 608 с.
Лен, 1998. Лен Ж.-М. Супрамолекулярная химия. Концепции и перспективы. / Пер. с англ. под ред. В.В. Власова, А.А. Варнека. - Новосибирск: Наука, 1998. - 334 с.
Линде, 1985. Линде А. Раздувающаяся вселенная //Наука и жизнь, 1985, №8. - С.25-32.
Наука, 1989. Teaching Science in a Climate of Controversy: A view from the American Scientific Affiliation. - Ipswich: Committee for Integrity in Scince Education, 1989. - 48 p.
Ницше, 1994. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей. - М.: ИЧП «Жанна», 1994 - 363 с.
Осипов, 2003. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. - М.: Издание Сретенского монастыря, 2003. - 432 - с.
Пивоваров, 2004. Пивоваров Д.В. Креационизм научный // Современный философский словарь. - М.: Академический Проект, 2004. - С.341-343.
Рис, 1988. Рис Э., Стенберг М. От клеток к атомам: Иллюстрированное введение в молекулярную биологию.- М.: Мир, 1988.-144 с.
Твердислов, 2000. Твердислов В.А., Яковенко Л.В. Активные среды, автоволны и самоорганизация. От физико-химических систем к биологическим и социальным системам //Российский химический журнал, 2000, т.44, с.21-32.
Томпсон, 1985. Томпсон Дж. М.Т. Неустойчивости и катастрофы в науке и технике.- М.: Мир, 1985.-254 с.
Фесенкова, 2003. Фесенкова Л.В. Теория эволюции и ее отражение в культуре. - М.: ИФ РАН, 2003. - 174 с.
Хокинг, 1990. Хокинг С. От Большого взрыва до черных дыр: Краткая история времени. - М.: Мир, 1990.-168 с. (Hawking, 1990. Hawking S. A Brief History of Time: From the Big Bang to Black Holes. - Bantam Books: New York; London etc., 1990. - 198 p.).
Шамин, 1986. Шамин А.Н. Проблемы истории физико-химической биологии и биотехнологии // Вопросы истории естествознания и техники.-1986.-№ 2.-С. 29-37.
Шпенглер, 1993. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. 1: Генштальт и действительность. М.: Мысль, 1993. 663 с.
Шульц, 1982. Шульц Г., Ширмер Р. Принципы структурной организации белков.- М.: Мир, 1982.-354 с.
Эйген, 1982. Эйген М., Шустер П. Гиперцикл: Принципы самоорганизации макромолекул.- М: Мир, 1982.-270 с.
Приложение
Я хочу привести стихотворение выдающегося поэта и мыслителя Виля Мустафина (03.05.1935-16.09.2009), смыслы которого сами по себе отзовутся у каждого, кто задумывается о сущности жизни - явлении для нас, смертных, повседневном, но непостижимом во всей глубине божественного замысла.
Сорочья баллада
Всяк муж достойный, являясь в мир сей,
должен посадить дерево, построить дом
и вырастить сына.
Поговорка
Как-то в возрасте довольно невеликом
насаждали мы зеленые саженья,
оставляя нарочитые улики
пребывания земного и служенья
догмам мира: сложим дом и в нем детишек
нарожаем, суть мирскую завершая,
остальное принимая за излишек,
что карман не тяготит и не мешает
сознавать: тобою долг людской исполнен,
и теперь ты можешь вольно любоваться
с высоты тобой обжитой колокольни
красотою (лет пятнадцать, или двадцать)…
За окном, пейзаж мирской разнообразя,
времена меняют краски декораций,
привнося в привычный ракурс раз за разом
незнакомые синдромы аберраций.
То навалит чернота чернее ночи,
то рассвет лучами тучи продырявит,
то закатный горизонт закровоточит,
то в зените ослепительность проявит
наше древнее надмирное светило…
Но и этого природе маловато,
что изрядно твой рассудок помутило, -
у нее совсем иная голова-то
и совсем иные мысли в голове той,
и не нашего ума ее резоны, -
ей понадобились вдруг зима и лето
(а быть может, просто нравятся сезоны)…
Иногда окно - гравюрой черно-белой -
разрисуют очертанья голых веток,
намекая, что зима взялась за дело,
заполняя пустоту оконных клеток.
А весною!.. О, друзья мои, весною
что творится на глазах у очевидца!..
(Может статься, это нечто возрастное,
и мечта желает явью отчудиться?)
За моим окошком живопись творится:
грунт холста голубизны неимоверной
заполняют то ли личики, то ль лица,
то ли это только почечки на вербе…
На моих глазах природа-роженица
набухает сотней будущих листочков,
чтоб явить на фоне сини эти лица,
чтоб явить из ничего, - из черной точки…
И стоишь, насквозь пронзенный синей синью,
донца глаз прикрыв ладонью от порыва,
но зрачок запечатлеет мнимый снимок,
восприняв как непосильные дары нам…
В утомлении опустишь долу руки,
отдаваясь далям горним в полоненье,
и отпустишь душу, словно на поруки
силам неба - в состояньи поклоненья.
А природа тут же милостью ответит
и жалеючи беднягу обласкает,
не оставя даже памятных отметин
от растерянности, явленной некстати.
И продолжит живописное творенье,
загустивши зелень лиственной окраски, -
ornamentum неизменных повторений
оградит твои виденья от огласки.
Словно занавес, окно завесит крона, -
плотный занавес, подвластный только ветру,
воплощая круговую оборону
от соблазнов, посягающих на веру.
В полумраке, сберегающем от зноя,
в полушепоте охраны заоконной
обнаружишь преимущества покоя
по сравненью с суетою беспокойной.
Не заметишь, как замедлятся движенья
серых мыслей, копошащихся в коробке,
и любая смена тела положенья
станет медленной, степенной, неторопкой.
Но такая жизнь продержится не долго, -
благо коротко, как коротки сезоны,
и нежданно поутру иголкой колкой
вдруг пронижет твой рассудок полусонный
солнца луч, пробравшись вовсе без помехи
сквозь прорехи постаревшей занавески, -
лето кончилось, а осени успехи
в раздирании древес довольно дерзки.
Желтизною и скукоженностью жалкой
пару дней еще продержатся растенья,
наблюдая, как одежда их на свалках
под дымами истлевает постепенно.
Но зима возьмет свое и пепел бурый,
и остатки желтизны покроет снегом,
а в окне моем проявится гравюра
черно-белая: сучки в контрасте с небом…
Все вернется на круги своя, и это
отразит в себе окна прямоугольник.
(То ли мне в сыром тумане предрассвета
примерещился дядёк белопогонник?..)
Как положено, сезоны повторятся:
за зимой придет весна, за ними лето, -
чередою заоконных декораций,
с неизменностью припева и куплета.
Но однажды на заре, весною ранней,
той порой, когда черты гравюры резки,
средь ветвей возникло нечто вроде брани,
словно кто-то их тревожил, то ли лез к ним.
Я привстал, и мне открылася картина:
две сороки, две сороки-белобоки
меж ветвей, как будто мухи в паутине,
копошились, но настырно, словно доки.
То толкнут одну из веток острым клювом,
то другую цепкой лапой раскачают,
поведеньем беспардонным, даже лютым
выражают, не скрывая, что серчают.
Что за свара?.. От чего такая сшибка?..
В чем причина столь дурного поведенья?..
Разрешилось очень просто: я ошибся -
по неведенью людскому… Целый день я
наблюдал затем за делом пары пташек,
восхищаясь их сноровкой и силищей:
две сороки, два супруга, две «иптЩшки»*)
занимались созиданием жилища.
Ни обедов, ни бесед, ни перекуров, -
непрерывно, как игрушки заводные.
(Если б это увидали наши куры,
то, наверное, с ума б сошли, родные)…
При закате завершалось пташье дело…
Я глядел, лучами солнца ослепленный,
и раздумывал: безумство или смелость -
в этой близости, пусть даже застекленной?..
Но закон стихии, мозгу неподвластный,
водит нас как поводырь в полях эстетства
естества, минуя прелести соблазна,
ослепительно манящие нас с детства…
Вот вам чёрный, вот вам белый, - пораздельно.
Ну, а этот чёрно-белый - целокупно.
Мы ж от лени, нам присущей, и безделья
единение приемлем лишь лоскутно.
Приглядитесь: пресловутые сороки
(из отряда воронёно-черноперых)
белизною обладают, что уроки
преподносят нашей гордости… Во-первых:
всё искусственно, придуманное мозгом;
во-вторых: совсем уж незачем соваться
под оглобли нáми груженного воза
(только разве что конем порисоваться)…
Было так: в интимной близости телесной,
огражденной лишь докучливостью рамы,
мы прожили, - словно вечность, - это лето
в ежедневных обновленьях панорамы.
Вот и села та сорока, что поменьше,
и сидела, не слезая, чуть не месяц;
означало: будет мамой та, что меньше,
тот, что больше, станет папой в этот месяц,
обретя… Сперва малюсенький комочек,
что пищал, направя клювик в выси мира.
Мама с папою - посменно - дни и ночи
изощрялись тонкий писк утихомирить,
принося в своих изысканных пинцетах
всяких-разных червячков и мошек-блошек,
а быть может, части розовой плаценты,
а быть может, и кусочки всяких крошек…
Тут уж зрак мой человечий слаб, простите,
потому как слабоват его придаток,
но поить, кормить детей, т.е. растить их, -
долг родительский - на жизни всей остаток…
Маленькая шустрая сорочка,
высиженная в начале лета,
к сентябрю уж помнила построчно
все азы сорочьего балета.
К моему окошку подлетая
и владея шириной карниза
эта балетэсса молодая
раздавала адресно сюрпризы:
то кота раздразнит до трясучки,
то меня походкой умиляет,
затрещит, как баба на толкучке,
а потом хвостом заковыляет.
Мы сдружились с этой вертихвосткой,
чем могли красотку угощали.
(Мать с отцом, режим имея жесткий,
нашему общенью не мешали)...
Но не к месту осень подкатилась, -
холода, дожди, - и наши птицы
испарились, даже не простившись, -
в чуждом духе аглицких традиций.
Ведь по-русски - надо бы обняться,
трижды почеломкать в щеки, в губы,
а потом всплакнуть и отдаляться
медленно помахивая грубой
дланью… Но наставшею весною
снова прилетели две сороки,
третью (к сожалению, - не скрою),
видно, замуж выдали в дороге -
по пути домой… Четыре года
повторялся распорядок действий
двух частиц сорочьего народа,
род продляющих. И в качестве последствий
каждый год один сынок иль дочка
объявляли писко-стрекотаньем
о рожденьи нового комочка
в неизменном месте обитанья.
Но на пятый год, и вновь весною
эта пара, - только что вернувшись
из отлучки, - словно бы беснуясь,
стала разрывать, крушить и рушить
то гнездо, что сами сочиняли
(между прочим, - с тем же самым рвеньем),
но не починяли, - расчленяли,
разочаровавшися твореньем
собственным, служившим им годами
домом, где родили и растили
собственных детей, а покидали
лишь на зиму. А теперь вот мстили…
дому… Но за что?.. Понять не в силах,
я взирал… Покуда не отметил,
что они куда-то уносили
веточки… И сам себе ответил -
с облегченьем радостного вздоха:
где-то тут, вблизи, в соседней роще
строятся по-новой. Даже крохи
не уронят на земь... А короче:
переносят старое жилище
в новый ареальчик обитанья, -
может быть, - поближе к сытой пище,
может быть, - почище для дыханья.
Так ли, сяк ли, нам того не вемо,
что за мысли в их головки птичьи
нашептали гены или небо
об оценках качеств и отличий.
За полдня гнездо исчезло вовсе,
дерево оставя в непорочье,
(люди тоже избы переносят,
двигают столы, шкафы и прочая)…
А в июне буря налетела,
ураган какой-то, не из местных,
и упало дерево, как тело
человечье падает при вести,
что пришла пора уйти из мира…
Вот такие, братцы, повороты…
Таковы природы «майны-виры»…
Нашим разуменьям укороты…
P.S.
А потом через годик, затем через два
прилетали сорочки к окну моему, -
оперившись едва, обучившись едва
и летать-то… Что надо им было?.. Уму
не понятно… Быть может, прародина-мать
побуждала малюток сюда прилетать?..
*) иптЩш (тат.) - товарищ, друг, подруга;
в просторечии - супруг, супруга.
20.03.2006
См. Мустафин В. Дневные сны и бдения ночные: стихотворения, эссе, воспоминания друзей /Составители Г.М.Килеева, В.И.Курашов, Ф.С.Мустакимова - Казань: «Отечество» - 2009. - 422 с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта <http://www.bibliofond.ru>
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11