Рефераты. Космическая философия Циолковского

Космическая философия Циолковского

Московский Авиационно-Технологический Институт

(МАТИ-РГТУ)

им. К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО

ДОКЛАД

ПО   ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

НА ТЕМУ:

КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЦИОЛКОВСКОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки группы 3КМ-4-76








Москва 2003 г.

ПЛАН


1.     ВВЕДЕНИЕ


2.    АНТРОПОКОСМИЗМ ЦИОЛКОВСКОГО


3.    КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЦИОЛКОВСКОГО


4.   ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ

Под космизмом понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. В нем ока­зы­ваются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин, и Рерих... Связь человека и космоса была предметом изучения уже первых древнегреческих мудрецов. Так в космисты недолго записать, скажем, Гераклита с его вечноживущим космосом, который не создавали ни боги, ни люди и который живет сам по себе.

Есть не­кое космическое веяние и дыхание в произведениях того или иного творца - и этого оказывается достаточным, чтобы произвести его в космисты. Ощущение глубинной причастности созна­тельного существа космическому бытию, мысль о человеке как микрокосме, вме­стившем в себя все природные, космические стихии и энергии, проходят через мировую культуру, как восточную, так и западную. В древнейших религиозных и мифологических представлениях человек уже прозревал соотношения и взаимо­связи между своим существованием и бытием Вселенной и эту свою интуицию претворял в различные, преимущественно образные, формы. Космические симво­лы и образы народного бытового искусства и поэзии, микро- и макрокосмиче­ские соответствия выражали эту объективную идею целостности мироздания, ор­ганичной включенности в него жизни и сознания. Но рядом всегда существовал и более активный подход, являлось стремление воздействовать на мир в желатель­ном направлении. Преображающая человека и мир мечта стремилась к преодо­лению ограниченности человека в пространстве и времени, она воплощалась в сказочные, фольклорные образы господства над стихиями - воздушные полеты, метаморфозы вещества, живую и мертвую воду... С древности до конца XIX в. эта космическая тема развивалась только в мифе, фольклоре, поэзии, а также в неко­торых философско-утопических, фантастических произведениях ( к примеру, у Сирано де Бержерака, Жюля Верна ).

Именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и  переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в космос, уже начиная  с середины про­шлого столетия вызревает уникальное космическое  направление научно-фи­ло­софской мысли, широко развернувшееся в XX в. В  его ряду стоят такие фило­со­фы и ученые, как В.И. Вернадский,К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров, А.В. Су­хово-Кобылин и др. В  философском наследии мыслителей русского религиоз­ного возрождения -  В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бер­дяева -  также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма. Имеет­ся  в виду то склонение в русской православной философии, которое Н.А.  Бер­дяев называл "космоцентрическим, узревающем божественные энергии в  твар­ном мире, обращенным к преображению мира" и "антропоцентрическим,  обра­щенным к активности человека в природе и обществе". Именно здесь  ста­вятся "проблемы о космосе и человеке", разрабатывается активная,  творческая эсхато­логия, смысл которой, по словам Бердяева, в том, что  "конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта  человека".

Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации.



АНТРОПОКОСМИЗМ ЦИОЛКОВСКОГО

Избежать неправомерного и безмерного расширения русского космизма можно, если сразу же обозначить принципиально  новое качество миро­отно­шения, которое является определяющей его  генетической чертой. По мнению современного специалиста по русскому космизму, автору многих работ, посвященных жизни и творчеству Н.Ф.Федорова, С.Г.Семеновой это идея ак­тивной эволюции, т.е. необходимости  нового сознательного этапа развития ми­ра, когда человечество направляет  его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство.  Поэтому возможно точнее будет определить это направ­ле­ние не столько  как космическое, а как активно-эволюционное, находящееся в процессе  роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое,  при­званное преобразить не только внешний мир, но и собственную  природу. Речь по существу идет о расширении прав сознательно-духовных  сил, об управлении ду­хом материи, об одухотворении мира и человека.  Космисты сумели соединить заботу о большом целом - Земле, биосфере,  космосе с глубочайшими запросами высшей ценности - конкретного  человека. Недаром такое важное место здесь за­нимают проблемы,  связанные с преодолением болезни и смерти и достижением бессмертия.  Гуманизм - гуманизм не прекраснодушный и мечтательный - он ос­нован на  глубоком знании, вытекает из целей и задач самой природной,  косми­ческой эволюции. Человек для русских космистов - существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем призванное изменить не только окружающий мир, но и собственную природу.             

Родоначальником всей космической мысли в России был только в последние годы раскрывающийся во всем многообразии творчества мыслитель второй половины ХIX века Николай Николаевич Федоров. В советское время имя Федорова было предано забвению, хотя до революции к его идеям обращались самые видные из русских философов и деятелей культуры. Так, большое влияние оставили встречи и беседы с Федоровым на творчество Л.Н.Толстого и В.С.Соловьева; большие статьи с разбором философской концепции Федорова оставили Н.А.Бердяев и С.Н.Булгаков. Уже после смерти философа в начале ХХ века вышло двухтомное собрание его избранных трудов, озаглавленное федоровскими учениками “Философия общего дела”. Мизерный тираж в несколько сот экземпляров сразу же сделал труды Федорова библиографической редкостью, однако и это не стало препятствием для распространения идей мыслителя. Так, сильнейшее впечатление произвели работы Федорова на калужского учителя К.Э.Циолковского, чье философское наследие во многом перекликается с федоровскими идеями.

Достаточно взять для примера работу Циолковского “Будущее Земли и человечества”. В ней он ярко воображает наглядные картины самого процесса будущего преобразования планеты. Тут мы найдем немало активно осуществляющихся федоровских проектов: и метеорическую регуляцию, и широкое использование солнечной энергии, и усовершенствование растительных форм. “Солнечная энергия теряется очень незначительно, проходя через тонкий прозрачный покров оранжерей. Мы избавлены от ветров, непогод, туманов, смерчей и их разрушительного действия. Мы не имеем вредителей для растений и человека. Растения утилизуют более 50% солнечной энергии, так как разумно подобраны и имеют самые лучшие условия для своего существования”. Причем Циолковский считает, что для выполнения всех своих грандиозных будущих задач человечество должно умножиться в тысячу и более раз.

Только тогда оно сможет стать абсолютным хозяином почвы, океана. воздуха и самого себя. В своей работе Циолковский разворачивает широкий фронт многомиллионных трудовых армий, основной массированный удар которых направляется на экваториальную область для ее хозяйственного освоения. Он входит во все детали борьбы с экваториальными стихиями, вплоть до постепенно передвигающейся тонкосетчатой ограды, в пространстве которой истребляется дикая тропическая фауна и флора и культивируется полезная человеку.

В “Философии общего дела” мы не найдем такой научно-фантастической увлеченности, гипнотизирующей своим единственно возможным воплощением грядущего. Федоров вырабатывает лишь основную схему, план “общего дела”, ставит в общей принципиальной форме главную задачу человечеству. И в этом смысле он более философ, чем Циолковский, для которого характерна особая художественно-образная детализация предвосхищающей мечты.

Циолковский признает существующей и действующей во Вселенной одну субстанцию и одну силу - материю в ее бесконечном превращении. Материи свойственно усложняться в своем развитии. В отличие от Федорова, Циолковский признает широчайшее распространение жизни в космосе, в разных формах ( до крайне невероятных ) и на различных ступенях ее развития, вплоть до самых совершенных, высокосознательных и бессмертных ее представителей. У него сознательная жизнь буквально кишит во Вселенной. Не говоря уже о бесчисленных планетах, разумные существа живут в эфире, окружают солнца, звезды. Жизнь для Циолковского возникает и продолжается в любых условиях. Сознательная жизнь не имеет никаких пределов и развивается даже без всяких условий: без атмосферного давления, без кислорода, без пищи, довольствуясь только солнечными лучами.

У Циоковского Вселенной свойственна такая организация, при которой она под руководством совершеннейших, подобных богам существ объединяет между собой ближайшие группы солнц, млечные пути, эфирные острова.

Для Циолковского человек - один из немногих далеко отставших меньших братьев тех высокоорганизованных сознательных существ, которые преобладают в космосе.

Напрашивается сравнение. Для Федорова человеческая личность - высшая ценность и, следовательно, такая же ценность - ее бесконечная жизнь, причем развитое нравственное чувство личности требует спасения всех погибших, возвращения всех утраченных. Для Циолковского иначе: смерти, главного врага федоровского человека, не существует. По-настоящему существуют только атомы-граждане, что составляют мозг совершеннейших существ во Вселенной.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.