Рефераты. Концепция современного естествознания

Концепция современного естествознания

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических

связей, экономики и права

Филиал в г. Киров







                                                 Факультет              Экономический       

                                              Специальность      Финансы и кредит


Контрольная работа

По дисциплине Концепция современного естествознания.

 

                                                                 Студентки              Вороновой Любовь Васильевны

                                                                                              Группы                                        ФЗ – 32                  .

                                                                                               Преподаватель      Пуртова Ирина Владимировна

                                  





Киров

2008г.

3. Характерные черты науки и её отличие от других отраслей культуры.

         Начальный период развития процесса систематизированного познания человеком окружающей природы называют преднаукой. Характерной её чертой является переход от неупорядоченного, эклектичного, обыденного знания к строгой системе логических доказательств, обоснованных выводов, положенных в дальнейшем в основу новой, научной методологии познания. Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества, возникшим в недрах новоевро­пейской цивилизации в XVI — XVII веках. Она появилась не на пус­том месте. Немецкий философ К. Ясперс говорит о двух этапах ста­новления науки:

I этап: «становление логически и методически осознанной на­уки — греческая наука и параллельно зачатки научного познания мира в Китае и Индии».

II этап: «возникновение современной науки, вырастающей с конца средневековья, решительно утверждающейся с XVII в. и развертывающейся во всей своей широте с XIX в.»

Итак, если теперь попытаться дать общее определение науки, то оно будет выглядеть так: наука — это особый рациональный спо­соб познания мира, основанный на эмпирической проверке или ма­тематическом доказательстве. Возникнув после философии и рели­гии, наука, в определенной степени - синтез этих двух предшество­вавших ей отраслей культуры, результат «существовавшей в средние века непререкаемой веры в рациональность Бога, сочетаю­щего личную энергию Иеговы с рациональностью греческого фило­софа».

О таком многофункциональном явлении как наука можно сказать, что это: 1) отрасль культуры; 2) способ познания мира; 3) специальный институт (в понятие института здесь входит не только высшее учебное заведение, но и наличие научных обществ, академий, лабораторий, журналов и т.п.).

Для того чтобы прояснить взаимоотношения науки с другими формами, отраслями, институтами, нужно выявить специфические черты науки, прежде всего те, которые отличают ее от остального.

Наука универсальна – в том смысле, что она сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.

Наука фрагментальна – в том смысле, что изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные дисциплины. Вообще понятие бытия как философское не приемлемо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.

Наука общезначима – в том смысле, что получаемые ею знания пригодны для всех людей, и ее язык – однозначный, поскольку наука стремится, как можно более четко фиксировать свои термины, что способствует объединению людей, живущих в самых разных уголках планеты.

Наука обезличенна – в том смысле, что ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

Наука систематична -  в том смысле, что она имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

Наука незавершенна – в том смысле, что хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.

Наука преемственна – в том смысле, что новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносится со старыми знаниями.

Наука критична – в том смысле, что всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты.

     Наука рациональна – в том смысле, что получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня и т.д.

Для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значения науки.

На основе всего выше изложенного можно сказать, что наука уникальная отрасль культуры. Как любая уникальная «форма» наука имеет своё отличие от других сфер культуры. Поэтому можно выделить следующие отличия её от других отраслей культуры. Например, от мифологии наука отличается тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку. От мистики наука отличается тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению. От религии наука отличается тем, что разум и опора на чувственную реальность имеют в ней большее значение, чем вера. От философии тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос “почему?”, а на вопрос “как?”, “каким образом?”. Так же наука отличается от искусства своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведение до уровня теорий. Разница между наукой и идеологией состоит в том, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества. От техники наука отличается тем, что нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира. Этот список сравнений можно еще продолжить, но главные отличия я уже указала. Поэтому можно сделать вывод, что наука отличается от обыденного сознания тем, что представляет собой теоретическое освоение действительности. Значение науки неуклонно возрастало вплоть до XX века, и вера в науку поддерживалась ее огромными достижениями. В середине XX века в результате растущей связи науки с техникой произошло событие, равное по масштабу научной революции XVII века, получившее название научно-технической революции и озна­меновавшее новый, третий этап в развитии научного знания.

Список используемой литературы:


1. Фарман, И.П. Теория познания и философия культуры / И.П. Фарман. – М., 1986.

2. Вахтомин, Н.К. Теория  научного  знания Иммануила Канта / Н.К. Вахтомин. –

М., 1986.

          3. Лобачёв, А.И. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / А.И. Лобачёв. – М., 2001.



14. Научная картина мира (определение, примеры).

Во все времена осознание существования закономерностей в природе и возможности ее рационального познания приводило ученых и философов к попыткам живописать научную картину мира. При этом людям для объяснения всего на свете всегда хватало имеющихся в наличии научных знаний, составляющих ядро научной картины мира - совокупности наиболее устойчивых во времени гипотез и теорий, каковыми ныне являются начала термодинамики, законы сохранения, постоянство фундаментальных физических величин. Замена ядра научной картины мира связано с революцией в науке, в силу чего научная картина мира – устойчива, а теории, подрывающие ее, встречают ожесточенное сопротивление, как со стороны научного сообщества, так и со стороны околонаучных и далеких от науки слоев общества. Научная картина мира - модель, сформированная в результате неограниченной экстраполяции конкретных ограниченных научных знаний за пределы возможных в данный момент времени наблюдений и экспериментов. Стихийно научная картина мира распространяется на всю мыслимую действительность. Так было во все времена, не исключением был и Ньютон, создавший первую научную картину мира. Ньютон не мог не задумываться над проблемами, касающимися устройства Вселенной. При этом он, следуя своим правилам, применял метод индукции путем анализа следствий из установленных законов. Так, анализируя следствия из закона всемирного тяготения, в применении его ко всей Вселенной, Ньютон пришел к выводу о бесконечности Вселенной в пространстве. Вселенная должна быть бесконечной, так как только в этом случае в ней могли бы существовать равноправные центры гравитации и множество космических объектов. В конечной же Вселенной все эти объекты рано или поздно слились бы в единое тело (центр мира). Поэтому фундаментом модели Вселенной Ньютона стало представление о бесконечном пространстве и бесчисленном количестве космических объектов. Эти объекты притягиваются друг к другу силой всемирного тяготения, которая и определяет характер их движения. Стержнем механистической картины мира Ньютона была идея материального единства небесного и земного, т. е. мира, созданного некогда Богом и существующего по естественным законам природы. Основой всех явлений и процессов виделось механическое движение, и наиболее универсальной и главной силой в Космосе считалась гравитация. Сменяется электродинамической картиной мира. Согласно этой картине в мире нет пустоты, он заполнен электромагнитным полем, все явления объясняются взаимодействием электрических зарядов. Физическая картина мира рисовалась категориями абсолютного пространства и абсолютного времени, существующих независимо от материи. Феноменологическая, но опиравшаяся на строгие количественные законы, физика Ньютона определила главные черты новой, космофизической картины мира, на два века ставшей направляющим и контролирующим фактором в развитии естествознания. С 1910г. в науку начинают входить квантовые представления о корпускулярно-волновом дуализме элементарных частиц, и наступает время новой, современной картины мира. Вывод напрашивается сам собой, – основой научной картины мира является мировоззрение, которое не исчерпывается лишь данными науки. Именно поэтому атеистам и христианам, оперируя одной и той же суммой научных знаний, удается рисовать принципиально различные научные картины мира.

Используемая литература:

1.      Платонов, Г.В. Картина мира, мировоззрение и идеология / Г.В. Платонов. – М.,1972.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.