Рефераты. Концепция человека, общества и государства в философии Платона (по работе Платона "Государство")

Концепция человека, общества и государства в философии Платона (по работе Платона "Государство")

министерство общего и профессионального образования

российской федерации

 

академия бюджета и казначейства

министерства финансов российской федерации

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по философии

 

 

 

 


на тему:  «Концепция человека, общества и государства в философии Платона (по работе Платона «Государство»)»










Выполнила:

Группа 1Ф9

Проверил: Кадомцев Г.А.












Москва 2006

План





Введение _________________________________________________________1


Философия Платона________________________________________________2


Платон о государстве_______________________________________________6


Платон о человеке и обществе ______________________________________10


Заключение______________________________________________________15


Список использованной литературы_________________________________16

Введение

 

Платон - первый в Европе последовательный представитель объективного идеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий.

Платон с редким в истории мысли талантом создает учение объективного идеализма, которое не только направляется против достижений материалистических мыслителей и ученых, но также используется для обоснования реакционной социальной и политической системы взглядов. Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия.

Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий. Платон является общепризнанным основателем мирового идеализма. Он впервые дал идеалистическое обоснование примата идеи над материей. И в этом смысле он, можно сказать, и был, и остается главой и учителем всех идеалистов.  Но, как мы уже видели, общее не остается у Платона лишь противостоящим единичному, оно осмысляет всякую единичность и трактуется как принцип единичного, как закон проявления этого единичного, как модель его построения в статическом и динамическом плане. Не эта ли платоновская теория общего привлекала к себе философские и научно мыслящие умы? Не это ли закономерное построение спутанной чувственной действительности заставляло вновь и вновь обратится к Платону? История философии показывает, что именно эта сторона платонизма имела особенно большое значение для последующих веков: ведь последующие философы имели свое собственное мировоззрение, и платонизм как языческая философия интересовал их меньше всего.

Проблема государственного устройства была, есть и будет  одной  из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих  перед  человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть "в идеале". При этом некоторые люди считают  лучшим  сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема  общественного,  государственного  устройства  перерастает  в проблему понимания блага, человеческих ценностей и  свободы  личности. Этим вопросам и посвящен трактат Платона "Государство".

Философия Платона

 

Можно кратко резюмировать всю филосо­фию Платона вместе с формулировкой того, что еще и до сих пор является в платонизме неопровержимым и полностью достоверным, а также и того, что для настоя­щего времени является далеко ушедшим в прошлое и что, вообще говоря, признается только весьма немногими.

1. Идея вещи есть смысл вещи.

Для того чтобы разли­чать вещи и не оставлять их мало познаваемыми или со­всем непознаваемыми во всеобщем хаосе действительно­сти, мы должны стремиться относительно каждой вещи ответить на вопрос: что такое данная вещь и чем она от­личается от всех прочих вещей? Идея вещи как раз и яв­ляется ответом на вопрос, что такое данная вещь, и по­тому идея вещи в первую очередь есть смысл вещи.

2. Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляет собою в сравнении с ними уже новое качество.

Одна сторона треугольника не есть весь треугольник. Так же и другая, так же третья сторона. Тем не менее из-за определенного объединения этих трех отрезков получается нечто новое, новое качество, а именно треугольник. Рука, взятая са­ма по себе, не есть весь организм (иначе в ампутирован­ном виде она все еще продолжала бы быть цельным живым существом). И то же самое нужно сказать и о ноге, и о сердце, и о легких, и о глазах. Тем не менее, соеди­нение всех этих отдельных частей организма создает не­что целое, что не содержится в каждой такой отдельной части, а именно создает организм. Идея вещи есть целостность всех составляющих ее частей, неделимая на эти части.

3. Идея вещи есть та общность составляющих ее осо­бенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи.

То, что идея вещи есть общий закон, осмысливаю­щий появление и проявление отдельных ее единичных особенностей, видно на любых вещах, и чем вещь слож­нее, тем более видна ее общая идейная закономерность. Уже простой механизм, как, например, часовой меха­низм, свидетельствует о том, что составляющие его ко­лесики или винтики расположены согласно некоторой общей идее, без внедрения которой эти колесики и винтики остались бы вполне чуждыми друг другу и никако­го часового механизма не образовали бы. Всякое хими­ческое соединение тоже образовано по определенному общему закону, как, например, соляная кислота возникает по общему закону, согласно которому в нечто целое объ­единяются один атом водорода и один атом хлора. Идея - есть закон.

4. Идея вещи невещественна.

Это ясно из того, что са­ма вода может замерзать и кипеть, а идея воды не мо­жет ни замерзать, ни кипеть. Сама вода может быть твер­дым и жидким телом, а также может испаряться. Но идея воды не есть ни твердое, ни жидкое, ни газообраз­ное тело и вообще не есть тело.

5. Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть особо­го рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе или выше неба.

С этой точки зрения Платон проповедовал три разновидности бытия. Во-первых, это небесные или занебесные идеи, вечные и неподвижные, предельное совершенство всякой отдельной вещи и бытия в целом. Во-вторых, есть наш земной мир, полный всякой неустойчивости, несовершенства, хаотического движения туда и сюда, постоянной мучительной борьбы за существование и хаоса рождений и смертей. И, в-третьих, это есть космос в целом, который мы созерцаем в виде небесного свода и который состоит из вечного и неуклонного круговращения и постоянного периодического возвращения небесного свода к одной и той же устойчивой картине, так что все небесное круговращение есть наилучшее осуществление высших идей и потому наиболее совершенная красота, то есть необходимый предмет постоянного нашего созерцания и постоянного нашего подражания.

Что же касается общественно-политической жизни, то тут Платон вопреки своему учению о вечном возвращении, то есть о вечном движении, не признавал вообще никакого движения вперед, а всю общественно-политическую жизнь проповедовал в виде неподвижного осуществления мира идей, в той же мере неподвижного, как и самые идеи.

Учитывая эти основные пять пунктов платонизма, мы должны с полной достоверностью констатировать, что только последний, пятый пункт не выдержал критики времени. Что же касается первых четырех пунктов, то после Платона они остались в философии навсегда, если только эта философия хотела быть до конца реалистической и до конца передовой.

Платон был неисправимый мечтатель. Всю жизнь он стремился не только созерцать возвышенные идеи в сте­нах Академии, но отважно пускался в путь, часто с опас­ностью для жизни, чтобы претворить свои идеи в образец справедливого, просвещенного государства. Однако практические усилия Платона уже по одному тому, что они опирались на сиракузскую тиранию, так и остались бес­плодными мечтаниями.

Зато для философского творчества Платона эти мечта­ния оказались чрезвычайно плодотворными. Они придали его сочинениям совершенно особый, изящный, тонко-художественный оттенок, лишив их профессиональной су­хости и узости.

Платон не только философствует строго научно и тео­ретически, пользуясь всем аппаратом логических категорий и неопровержимой устремленностью мыслей, но он с каким-то восторгом неожиданно погружается в самую замысловатую фантастику, вспоминая древние мифы, кон­струируя новые, наполняет их жгучей для его современности проблематикой, хочет вернуться в прекрасную поэтическую мечту и заставляет доверчиво следовать за собой читателя.

В сочинениях Платона настолько тесно переплетаются ученость и художественность, что разделить их невоз­можно так же, как немыслимо отделить Платона-фило­софа и Платона-поэта. Можно сказать и так - ученое слово, или «логос», неразрывно связано у Платона с по­этическим словом - «миф». Если в логосе грек выражал свое умение в процессе мысли расчленить, выделить, раздельно исследовать пред­мет, то в мифе с помощью небывалого воображения этот предмет представал как живая целостность, в которой сообщались опыт прошлого и мечты о будущем.

Миф и логос дополняют у Платона друг друга. Стро­жайший аналитизм, присущий рассуждающему логосу, слит у Платона с вымыслом мифа и его беспредельной изобретательностью.

Платон был настоящим теоретиком и создателем фи­лософских идей, как это понимали именно греки. Их «теория» (theoria) означает не отвлеченное созерцание, а «видение». Слово же «идея» (idea) есть предмет виде­ния. И если герои Гомера «мыслят глазами», так как древний поэт не разделяет процессы умственной или пси­хической и физиологической деятельности, то классиче­ский грек Платон все еще сохраняет непосредственность и свежесть поэтического мышления древних, занятый как бы умственным созерцанием или делая объектом ученого рассуждения не абстрактную, а «видимую» им предмет­ность, то есть идею.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.