Рефераты. Концепция атомизма. Античность и современность

Таким было начало концепции атомизма, триумф человеческого разума или острой интуиции. Но начало это было независимым и явно подверженным влиянию своеобразной эпохи и окружения. Всплеск, но никак не взрыв, скажет серьёзный исследователь. Для взрыва нужен могучий заряд, идейный катализатор, который предложит совсем другая земля с совершенно иными нравами.


1.2 АНТИЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – ОТ ФАЛЕСА К ДЕМОКРИТУ

Поиск истины важнее, чем обладание истиной

Альберт Эйнштейн


Я уже частично затрагивал уникальные особенности древнегреческого социума, которые породили философское знание. Но объяснить её первоначальный характер несколько сложнее. Следует вспомнить, что направленность мышления всех людей древних цивилизаций была неразрывно связана с мифом. Греческая мифология изначально была религией природы, и одним из первостепенных её вопросов был вопрос о происхождении всего сущего. Важное различие между мифологией и философией состояло, однако, в том, что миф повествовал, кто родил все сущее, а философ спрашивал, из чего оно произошло. Гомер в "Илиаде" рассказывает о рождении богов от Океана и Тефиды; в других вариантах мифа у истоков всего сущего стоят Царица Ночь, Мать Земля, подземная река Стикс. В "Теогонии" Гесиода читаем, что раньше всего возник Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос - любовное влечение. Даже без скрупулёзного анализа теогонических мифов можно сделать вывод, что вопрос о возникновении мира - традиционный для древнегреческого сознания.

Именно поэтому разум греческого мудреца стремится постичь сущность природы, Космоса и мира в целом. Постепенно философское мышление отрывается от абстрактных мифологем и по возможности ищет рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения мира и его сущности, отказываясь (хотя в начале и не полностью) от характерных для языческих верований персонификаций, а тем самым от образа "порождения". На место "порождения" становится "причина".

«Причин» же первыми-исследователями-натурфилософами выдвигалось немало, и эти первоначало не совсем соотносились с веществом в современном естественнонаучном понимании. Так, вероятно первым философом, заложившим камень в фундамент этого знания, стал Фалес из Милета. Он первый на европейской земле рассудочно рассмотрел вопрос: «Из чего состоит мир?» Основное положение Фалеса по этому поводу: вода есть начало всего. Высказывание это всегда толковалось неоднозначно. Говорит ли Фалес, что все возникло из воды (учение, которое в 16 веке повторил Парацельс), или он указывает в воде постоянное начало, неизменно лежащее в основе изменчивых разнообразных форм природы? Далее, имелось ли в виду вода как вещество природы или любая жидкость? Так расходятся взгляды ученых в истолковании положения Фалеса «вода есть начало всего». В принципе, все «греческие первоэлементы» можно рассматривать с точки зрения комбинации «архэ-стойхейон», которая подразумевает соответственно материальную и логическую первооснову мира. Вода Фалеса – не исключение. И, несмотря на наивность и примитивизм этого предположения, мы обязаны признать величие ученого, который логично, основываясь на объективных соображениях (география того времени, биологические наблюдения - значение влаги для жизни растений и животных, наконец, общие соображения относительно свойств жидких тел - их бесконечная подвижность и изменчивость, или свойств воды - три состояния ее, образ пребывающей текучести и т. д.) выдвинул первую достойную внимания модель образования мира.

Однако греческие философы-классики указывают на очевидный недостаток концепции Фалеса. Она носила чисто космогоничный характер («всё произошло из воды»), но вовсе не утверждала, что вода составляла неизменную основу вещей. Честь выдвижения этого предположения принадлежит Анаксимандру. Место, которое занимает Анаксимандр в истории мысли, может быть охарактеризовано следующими двумя формулами. Во-первых, Анаксимандр может быть назван творцом первой системы философии. Во-вторых, ему принадлежит в истории человеческой мысли «первая попытка вполне естественного мирообъяснения, основанного на механическом принципе» (Форлендер), и поэтому «Анаксимандр может быть назван истинным творцом греческой, а вместе с тем и всей европейской науки о природе». (Т. Гомперц). Воистину, Анаксимандр осознавал спорность сведения всего мира к одной чувственной форме и предложил в качестве альтернативы абстрактную умозрительную конструкцию – апейрон (беспредельное). В этом термине Анаксимандр сливает следующие качества: качественную неопределенность, неограниченность количественную, пространственную неизмеримость, неисчерпаемость творческой силы, вечность и неизменность и даже вездесущие. Апейрон есть нечто большее, чем первовещество, из которого все возникло, так как оно является неизменным, пребывающим началом. Т.е. апейрон опять же являет попытку объединения «архэ» и «стойхейон» в рамках одной концепции. Понятие «апейрон» помогло избежать привязки к конкретной среде (воде, воздуху, огню), но фактически представляло логическую абстракцию, не подтверждённую фактическим материалом.

Продолжил традицию наглядно-образного толкования действительности Гераклит Эфесский. В вопросах первоосновы мира он был достаточно консервативен и считал ей огонь. Но главная заслуга мудреца в том, что он развил идеи диалектического развития, относительности и полного детерминизма мира (последняя с течением времени станет стержнем атомистического учения).

Становлению соответствующей понятийного, математического и логического аппарата способствовали работы представителей элейской школы и школы пифагорейцев (6 в. до н.э.).

Пифагорейцы стали первыми, кто попробовал постичь количественный аспект универсума. Они развили направление, которое сейчас называется теоретической математикой, параллельно разрабатывая принципы абстракции, логического доказательства и строгости системы. Школа пифагорейцев была по сути закрытым полумистическим орденом, члены которого абсолютизировали роль числа, приписывая ему свойства реальной сущности вещей (т.е. практически не различали числа и вещи). Подобная математизация природы сочеталась с невозможностью (нежеланием?) пифагорейцев отказаться от божественного и потустороннего в строгой арифметико-геометрической системе мироздания. Вместе с тем, первоначальная интуиция Пифагора о том, что, что тела состоят из неделимых точек-монад, число которых конечно, и общее отделение обыденного познания от теоретического имеет много общего с концепцией атомизма.

Ещё одной школой, причастной к созданию истинно философского взгляда на мир, была школа элеатов. Главные представители – Парменид и его ученик Зенон. Парменид ввёл в лексикон науки понятие «бытие», описывающее сущее в его целостности, вечности, неразрушимости, беспредельности. Другим важнейшим достижением элеатов стала разработка проблемы бесконечности и связанное с ней зарождение собственно научного знания. Очень важной предпосылкой в становлении атомизма стали апории Зенона, в которых исследовались понятия множества и движения. Зенон выдвинул проблему, имеющую значение и в наши дни: дискретен или непрерывен континуум? В других апориях Зенон показал, что если континуум мыслится как актуально данное бесконечное множество, то движение в таком континууме невозможно мыслить, ибо занять бесконечное число последовательных положений в ограниченный промежуток времени невозможно. В основе другой известной апории «Ахиллес» лежит то же противоречие: чтобы догнать черепаху, Ахиллес должен занять бесконечное множество "мест", которые до тех пор занимала черепаха. Апория «Стрела» доказывает, что летящая стрела стоит неподвижно; идея вытекает из предположения, что время слагается из отдельных "теперь". Все эти критические парадоксы, которые по сути обосновывали невозможность движения, бросили вызов потомкам Зенона и подготовили почву для разработки важнейших понятий континуума и движения. Одним из вариантов разрешения противоречия стал атомизм Демокрита…



1.3 ПЕРВАЯ АТОМНАЯ ЭПОХА


Гений – это способность видеть невидимое.

Жозеф Жубер

1.3.1 Общий обзор

Как мы знаем, грекам была свойственна парадоксальность мышления, делающая их замечательными исследователями. Как позже заметит Энгельс, греческие натурфилософы были прирождёнными стихийными диалектиками и стремились познать мир во всей его полноте и взаимосвязи. Эта, с позволения, особенность эллинского восприятия Универсума позволила им критически анализировать достаточно стройные теоретические модели предшественников и строит на их основе принципиально новые выводы. Именно так осуществил переворот в философии Демокрит из Абдеры.

Стоит заметить, что Демокрит вовсе не был первым человеком, использовавшим атомарную концепцию для толкования бытия. Левкипп, учитель Демокрита (500 – 440 до н.э.). Более ранние проблемы движения и бесконечной делимости элеатов он разрешил радикально – путём введения в мироздание небытия, пустоты. Цельное бытие у него принимает форму бесконечного числа дискретных неделимых атомов ( от др.-греч. atomos – «неделимый, нерассекаемый») – абсолютных «кирпичиков», составляющих весь материальный мир. Атомы без пустоты немыслимы и обладают рядом фундаментальных свойств, среди которых Левкипп выделяет форму, порядок и положение. Атомы обладают свойством естественного движения в пустоте. В целом, Левкипп создал все предпосылки для развития своего учения, что и проделал Демокрит.

Демокрит (460-370 до н.э.) – один из ярчайших греческих умов досократовского периода. Его жизненный путь был достаточно примечателен: родился в городе Абдеры, много и долго путешествовал. По его собственным словам: «… Я объездил больше: чем кто-либо из современных мне людей, подробнейшим образом исследуя её, я видел больше, чем все другие, мужей и земель и беседовал с наибольшим числом ученых людей. И никто не обличил меня в ошибках при складывании линий, сопровождающихся доказательством. Я провел на чужбине около 8 лет». После продолжительных странствий, Демокрит вернулся в Абдеры. Путешествия Демокрита и его личные связи с философами и выдающимися учеными ряда стран в известной мере способствовали возникновению такой совершенной по тому времени материалистической системы, какой являлось учение Демокрита. В Абдерах существовал закон, согласно которому, каждый гражданин должен был преумножить имущество, доставшееся ему в наследство, а если гражданин нарушал этот закон, то такого гражданина изгоняли. Демокрит же во время путешествия истратил все свое наследство и таким образом подлежал изгнанию. По словам Антисфена, Демокрит, чтобы избежать наказания, читает на суде своё самое значимое произведение – «Большой мирострой». Оно было оценено в такую же сумму, что и наследство Демокрита, а по некоторым источникам и в пять раз большую – 500 талантов. Демокрита почтили медными статуями, за его деятельность в дальнейшем, за полезные советы городу ему дали почетное прозвище «Мудрость». Неизвестно точно, в какое время, но возможно, когда родина оказалась в опасности, его сделали архонтом, и за свои заслуги он получил прозвище «Патриот». Демокрит был похоронен в родном городе за государственный счет. Об уважении к Демокриту его сограждан, свидетельствует древняя Абдерская монета с гербом города и надписью «При Демокрите». Демокрит был известен в античности как большой знаток политической истории Греции.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.