Рефераты. Кандидатский минимум по истории и философии науки

Наиболее ценным достижением развития синергетики выступает предпринятая в ней попытка соединения объективного мира и мира человека. Гуманитарные и естественные науки больше не представляются разделенными непреодолимой пропастью.

Тенденцию "смыкания наук" уловил В. И. Вернадский. РУССКИЙ КОСМИЗМ появился в 60 годы, в период начала освоения космоса. Главный вопрос -дальнейшие перспективы развития человечества. Р.К – стал обосновывать идею объединения людей не столько из полит и идеолог причин, сколько из эколог и нравст.

Идея Вернадского заключается в следующем: Биосфера – область Земли, охваченная «живым веществом». В биосферу входят нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и литосфера от верхней части до глубины 2-3 км. эволюция биосферы приводит к появлению человечества. Биосфера под влиянием человеческой мысли и труда переходит в новое состояние – ноосферу. К факторам, характеризующим переход к ноосфере, Вернадский относит:

- распространение человека по всей планете и победу в борьбе с другими видами живых существ;- развитие средств связи;- создание новых источников энергии;- демократизацию государственного устройства;- взрыв научного творчества в XX веке.

В переходе к ноосфере первостепенная роль принадлежит науке и связанным с ней достижениям техники передвижения, возможностям «мгновенной передачи мысли».

Экологическая этика представ­ляет собой особую часть общего этического учения, которая исследует нравственные принципы поведения людей, направленные на сохранение и восстановление окружающей природной среды. Возникновение экологической этики было вызвано растущими технологическими перегрузками на биосферу, которые с особой силой стали ощущаться в период начавшегося постиндустриального развития.

Западные ученые раньше других обратились к исследованию проблем экологической этики. Во всех их исследованиях подчеркивается необходимость установления гармонических отношений между обществом и природой. 

О. Леопольд стремится умерить борьбу за индивидуальное существование. Настаивает на необходимости подчинения индивидуальных интересов общественным для достижения гармонического отношений с природой. По мнению Леопольда из завоевателя человек должен превратиться в равноправного члена этого сообщества.

Другие авторы, такие, как Р. Аттфильд, Л. Уайт, считают, что экологическая этика должна ориентироваться на воспитание у людей личной ответственности за сохранение природы. А это требует, по их мнению, обращения к идеалам и требованиям религии.

16.

ХХ век вошел в историю как век крупнейших преобразований в науке, именно поэтому его характеризуют как век научно-технической революции. Изобретение новых средств наблюдения и эксперимента, открытие новых методов познания и другие новации означают значительный прогресс в науке. Однако сами по себе они не означают еще появление революции, хотя во многом этому способствуют. Все подлинные научные революции, как правило, многоаспектны, включают множество сторон и факторов. Так, например, изобретение микроскопа привело к открытию новых, неизвестных ранее объектов для исследования, что в свою очередь, способствовало свершению научной революции в микробиологии.

            научная революция представляет собой разрешение кризиса путем отказа от старой теории и принятия новой, но такой отказ происходит не с помощью компромисса между участниками научного сообщества, а посредством поиска и обоснования новых принципов и методов исследования.

            Наиболее общие виды научных революций в истории науки:

            1) Внутридисциплинарные научные революции происходящие в рамках отдельных научных дисциплин. Причинами подобных революций чаще всего служат переходы к изучению новых объектов и применение новых методов исследования.

            2) Междисциплинарные научные революции происходящие в результате взаимодействия и обмена научными идеями между различными научными дисциплинами. На ранних этапах истории науки такое взаимодействие осуществлялось путем переноса научной картины мира наиболее развитой научной дисциплины на новые, еще складывающиеся дисциплины. В современной науке междисциплинарное взаимодействие осуществляется иначе. Теперь каждая наука обладает самостоятельной картиной мира, поэтому междисциплинарное взаимодействие происходит при анализе общих черт и признаков прежних теорий и концепций.

            3) Глобальные научные революции наиболее известными из которых являются революции в естествознании.

Первую такую революцию обычно связывают с возникновением самого естествознания, в виду перехода от мифологических взглядов на природу к опытному, экспериментальному ее изучению.

Вторая глобальная революция началась в конце XVIII в. и привела к формированию классического естествознания. Его основные особенности: 1) Исходные законы и теории естествознания могут быть получены с помощью обобщения результатов наблюдения и эксперимента; 2) Законы природы имеют универсальный характер и могут быть выражены математически; 3) Предсказания, полученные на основе этих законов, имеют строго однозначный характер; 4) Исходя из этого, все случайные события, происходящие в мире, являются таковым лишь потому, что они еще не познаны. Как только они будут открыты, они перестанут быть случайными.

Третья глобальная революция произошла в конце XIX в. в связи с эпохальными открытиями, сделанными в физике и привела к формированию неклассического естествознания. В рамках неклассического естествознания все научные теории и картины мира рассматриваются как относительные, имеющие приближенный характер и нуждающиеся в дальнейшем уточнении, дополнении и исправлении. В связи с этим, в нем допускается возможность параллельного существования альтернативных теорий, которые с разной полнотой и глубиной отражают различные аспекты изучаемых явлений.

Четвертая глобальная революция произошла во второй половине ХХ в. и привела к формированию постклассического естествознания. В этот период значительный размах приобретают междисциплинарные исследования, нашедшие свое воплощение в возникновении так называемых синтетических наук – биофизика, геохимия и т.д. Характерной чертой постклассического естествознания является глобальный эволюционизм, соединяющий идеи эволюции с идеям системного подхода, устанавливая тем самым связь между живой и неживой природой.

Прогностическая роль философии заключается в возможности на основании существующих знаний об окружающей действительности делать выводы о неизвестных явлениях и событиях, что позволяет со знанием дела поступать как в настоящем, так и в будущем. При этом точность предсказаний зависит от правильности выводов, сделанных при анализе настоящего и изучении прошлого.


15.

Наука обычно представляется как сфера непрерывного творчества, постоянного стремления к новому. Однако в современной методологии науки четко осознано, что научная деятельность может быть традиционной.

Основателем учения о научных традициях является Т.Кун. Традиционная наука называется в его концепции «нормальной наукой», которая представляет собой «исследование, опирающееся на одно или несколько прошлых достижений».

Т.Кун показал, что традиция является не тормозом, а наоборот, необходимым условием быстрого накопления научных знаний. «Нормальная наука» развивается не вопреки традициям, а именно в силу своей традиционности. Традиция организует научное сообщество, порождает «индустрию» производства знаний.

Кризисная ситуация в развитии «нормальной науки» разрешается тем, что возникает новая парадигма. Тем самым происходит научная революция, и вновь складываются условия для функционирования «нормальной науки».

Научные революции обычно затрагивают мировоззренческие и методологические основания науки, нередко изменяя сам стиль мышления. Поэтому они по своей значимости могут выходить далеко за рамки той конкретной области, где они произошли.

Научные революции могут различаться по самым различным признакам, и поэтому не существует ни единой их классификации, ни даже типологии. Тем не менее, можно выделить несколько их типов, согласно характеру их общности, глубине раскрытия сущности изучаемых явлений и процессов, принадлежности к научной дисциплине, тем последствиям, которые они вызвали в научном мире, их влиянию на технический прогресс и духовную культуру общества и т.д.

1. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Наиболее знакомыми революциями такого типа являются революции, которые происходят в рамках отдельных научных дисциплин.

Внутридисциплинарными механизмами научных революций чаще всего служат переходы к изучению новых объектов и применение новых методов исследования. Хотя этому процессу может предшествовать изобретение новых средств наблюдения, эксперимента и измерения. А Поскольку прежние методы объяснения оказываются не в состоянии объяснить свойства новых объектов, то в связи с этим возникают также и новые методы их объяснения сначала в форме гипотез, а затем теорий и других концептуальных систем.

Введение нового объекта исследования совершенно преобразует картину мира соответствующей дисциплины. В большей или меньшей степени преобразуются также и основания науки, т.е. идеалы, цели нормы ее исследования.

2. Междисциплинарные взаимодействия как фактор революционных преобразований в науке. В процессе развития науки происходит постоянное взаимодействие между разными научными дисциплинами, которое находит свое проявление в обмене научными идеями и методами исследования. На первых этапах истории науки такое взаимодействие осуществляется путем переноса парадигмы и научной картины мира наиболее развитой и сформировавшейся научной дисциплины на новые, еще складывающиеся дисциплины.

В современной науке междисциплинарное взаимодействие чаще всего происходит совсем иначе. Теперь каждая наука обладает как собственной парадигмой, так и самостоятельной картиной мира. Поэтому в настоящее время говорят о междисциплинарной парадигме исследования, которая возникает из анализа и синтеза некоторых общих черт и признаков прежних теорий, концепций и частных парадигм исследования.

Нелинейный рост научного знания обусловлен в первую очередь столкновением различных концепций, парадигм и исследовательских программ в рамках определенной отрасли науки. В ходе этого столкновения одни из них побеждают, а другие исчезают.

Бифуркации или качественные изменения в развитии науки зависят не только от совершенства ее понятий и теорий, но главным образом от того, в какой мере она способствует выполнению таких основных ее функций, как объяснение существующих фактов действительности и предсказание новых фактов для рационального осмысления и эффективного действия в будущем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.