В XX веке намечается переход от физических моделей мира к биологическим. Формируется новое ''биологическое'' мышление. Академик В. И. Вернадский создаёт учение о ноосфере, рассматривая её как область слияния законов общества и природы. Современный человек осознаёт в себе единство природы и космоса.
В заключение можно сказать:
1) Человек в процессе своей деятельности эволюционирует. Он является результатом эволюционных процессов в природе и в обществе.
2). Человек – деятель. Его деятельная природа непосредственно связана сего сознанием, с осознанием себя в окружающем мире.
3). Деятельность человека, его сознание должны быть направлены на понимание своей роли в окружающей природе и обществе, постоянное возвышение и нарастание в нём нравственного начала.
4. Проблема истины и заблуждения.
Важный принцип классического образа научности заключается в требовании истинности научного познания. Истина должна быть одновременно и характеристикой отдельного научного положения и одновременно – его целью, идеалом. Истина не может быть пустой и бессодержательной, - иначе нельзя верить в то чего нет, стремиться к тому, чего нет.
Взгляды философов различных эпох на данную проблему:
· Классическая (аристотелевская) концепция истины
Согласно данной концепции, - истина есть соответствие наших знаний или утверждений (представлений)- действительности, реальному положению дел. Главным здесь является идея соответствия. Знания сравниваются с фактами. Но так как факты выражаются в некоторых утверждениях, то здесь устанавливается лишь соответствие одних фактов – другим фактам. Это так называемая теория корреспонденции, соответствия.
· Когерентная теория (концепция) истины.
Выдающие представители, Гегель, В. Соловьев. Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний. С позиций когерентной теории истины, - истина понимается как некоторый идеал, к которому нужно стремится, но достичь и удостовериться в нем невозможно. Теория когеренции это согласованность одних частей знания с другими, части с целым. Знания об отдельной вещи или явлении должно соответствовать и согласовываться с системой знаний о мире в целом.
· Прагматическая концепция истины.
Теория прагматизма отождествляет истину с пользой для человека. Прагматическая концепция истины берет свое начало в греческой софистике и древней китайской философии. Значительный вклад внесли Ф. Энгельс, В. Ленин. Согласно приверженцам данной концепции, - истинность нашего знания удостоверяется практической применимостью. Практика есть критерий истины – это типично инженерный подход к проблеме истины.
· Диалектико – материалистическая концепция истины.
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, советские философы, - считают, что истина это соответствие субъективного образа объективной реальности. Здесь соответствия насыщается практическим смыслом. Истина - по определению в субъекте, но она так же и вне субъекта. Истина объективна, – истинное содержание человеческих представлений не зависит от человека. Истина субъективна - это значит, что она не существует помимо человека.
Марксистская гносеология исходит из положения о том, что абстрактной истины нет – истина всегда конкретна. Абстрактная истина есть истина пределы применимости которой не установлены. Поэтому она (абстрактная истина) распространяется на неопределенную область явлений, превращаясь в свою противоположность – заблуждение.
Чтобы отличить истинное от заблуждения необходимы критерии. В домарксистских гносеологиях критерий достоверности истинности знания искался в самом знании. В марксистской концепции, критерий истины – в понятии практики. Марксистское определение практики включает в себя целеполагающую деятельность человека.
В качестве критерия истинности выступает так же аксиологический критерий, то есть обращение к ценностным нормам и принципам. Ценностные принципы могут определять направление развития современного человечества
В качестве критерия истинности может выступать также эстетический критерий. Чувство, гармония, совершенство, красота – играют большую роль при выборе тех или иных сценариев развития
5. Смысл существования человека.
Смысл жизни изначально присущ жизни, в её глубинных основаниях бог создал человека по своему образу и подобию. Смысл жизни для верующих в Бога людей, состоит в служении человеку, своей семьи, своим детям, своей родине, Богу.
Вопрос “Для чего жить?” является наиболее характерным в человеческой жизни. От того, как человек относится к этому вопросу, какие цели он ставит перед собой, чем наполнена его духовная жизнь, - зависит его настоящее и бедующее. Вопрос сводится к выбору человека, его свободе выбора жизненного пути.
Закончился XX век впечатляющим шествием цифровых технологий. Необычайное развитие получили космические, медицинские, физико-биологические и другие технологии. Философия, наука, культура, религия, политология образование достигли таких вершин, о которых человечество могло только мечтать. Но техногенная деятельность человека принесла и отрицательные моменты системно-угрожающего характера. Перспектива глобального потепления, гибель огромных массивов тропических лесов, угроза экологических взрывов, огромный экономический разрыв между различными странами, неравномерность социально – экономического и научно технического развития, загрязнение мирового океана, сокращение энергетических и сырьевых запасов, - ставит перед человечеством жизненно важные проблемы. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека в отдельности.
Различают несколько групп глобальных проблем:
Глобальные (общечеловеческие) проблемы:
· Интерсоциальные проблемы.
- Проблемы мира между народами.
- Проблемы создания нового международного экономического порядка.
- Проблемы устранения неравномерности экономического развития разных стран.
- Проблемы связанные с международным терроризмом.
· Проблемы, как результат взаимодействия природы и общества.
- Проблемы природных ресурсов.
- Проблемы освоения мирового океаны с космоса.
- Экологические проблемы.
- Продовольственные проблемы.
· Проблемы как результат взаимодействия человека и общества.
- Проблемы народонаселения (демографические).
- Проблемы здоровья человека.
- Проблемы образования.
Решение этих проблем возможно только совместными усилиями народов всех стран. В каком направлении будет осуществлено их решение, зависят судьбы всего человечества.
Поиск контуров нового мира, где глобальные проблемы смогут найти свое разрешение, привел к серьезным изменениям в общественном сознании. Появляются различные теории, авторы которых предлагают решить эти проблемы, рассматривая человека в качестве части природы.
В трудах русских космистов (Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский) высказывается идея автотрофности будущего человечества. Традиционное представление о мире и человеке в нем исчерпало себя, свои возможности. На смену идет афтотрофно-созидательное будущее, где общество и природа будут рассматриваться в единстве с бесконечным космосом.
8. Космизм – это философское явление, отражающее проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. (Русский космизм. Представители: Н. Ф. Фёдоров, В. С. Соловьёв, В.И. Вернадский, П. А. Флоренский, К. Э.Циолковский.).
2. Философия и мировоззрение. В. Н. Ивановский. Понятие философии. Структура философии.), с. 243., М., 1990.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 21. с. 265.
4. Философия. Справочник студента. М. 1999.
5. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. М. 1989.
6. А. Д. Московченко. Философия. Учебное пособие. Томск . 2001.
Страницы: 1, 2