Рефераты. История права и философское знание

История права и философское знание

Коломенский Педагогический Институт

Кафедра Философии, Политологии и Права

 

 

 

 

 

 

Зачетная работа по дисциплине

"Философия"

История права и философское знание








Выполнил: Студент группы П-404

Мартинов Ксенофонт Валерьевич

Принял: ассистент кафедры Философии, политологии и права

Лимончикова Анастасия Тарасовна







г. Коломна 2007

Введение

Историей науки давно подтвержден факт теснейшей связи всех наук с философским знанием. Все науки в той или иной степени находят в философии основополагающие методологические идеи. Особенна роль философского знания в переломные периоды человеческого развития, поскольку в такие эпохи всегда идут напряженные поиски новых мировоззренческих ориентиров.

В каждой сфере научного познания обязательно наличествует философский уровень. Этот уровень выясняется через раскрытие соотношения данной сферы научного познания с философским знанием.

Взаимоотношения историко-правовой науки с философским знанием являются наиболее сложными. Представляется, что при рассмотрении данной проблемы следует исходить прежде всего из своеобразия предмета истории права, а также из сложившейся структуры философского знания. Именно тот факт, что при историческом изучении права присутствуют одновременно и "право", и "история", делает необходимым выяснение взаимоотношений ее с философским осмыслением как права, так и истории, которое осуществляется в рамках специальных философских дисциплин, то есть с философией права и философией истории.

Определить взаимоотношения истории права и философского знания - значит установить ее взаимосвязи не только с философией вообще, но и со специальными философскими дисциплинами, к которым относятся: а) философия, имеющая дело непосредственно с правовой материей, - философия права; б) философия, занимающаяся постижением истории, - философия истории. в) философия  - есть словесная мастурбация.

 Исторический взгляд на право

Если историю права с философией права сближает общность объекта (обе они занимаются изучением права), то с философией истории - направленность их на постижение истории. Каково же соотношение истории вообще, истории права в частности, с философией истории? Чтобы ответить на этот вопрос, следует прежде всего уточнить, что представляет собой философия истории, что является главным в ее предмете, тем более что на этот счет среди исследователей нет единого мнения. Нередко даже само понятие философии истории трактуется весьма неоднозначно и противоречиво, что отчетливо видно из нижеследующего краткого анализа.

Хотя философско-историческая проблематика существовала давно*(1), как особая подсистема философского знания, философия истории сложилась в XVIII веке*(2). Ее проблематика и содержание, находясь в центре внимания всех великих мыслителей, постоянно развиваясь, существенно изменялись с течением времени.

Характер этих изменений английский философ истории Р. Дж. Коллингвуд описывает следующим образом: "Термин "философия истории" изобрел в восемнадцатом веке Вольтер, который понимал под ним всего лишь критическую, или научную, историю, тот способ исторического мышления, когда историк самостоятельно судит о предмете, вместо того чтобы повторять истории, вычитанные из старинных книг. Этим же термином пользовались Гегель и другие авторы в конце восемнадцатого века, но они придали ему другой смысл: у них он означал просто всеобщую, или всемирную, историю. Третье значение данного термина можно найти у некоторых позитивистов девятнадцатого века: для них философия истории означала открытие общих законов, управляющих ходом событий, о которых обязана рассказать история"*(3). А сам Коллингвуд термин "философия истории" употребляет в ином значении, отличающемся от всех изложенных выше; для него философия истории - это теория исторического познания.

До сих пор не утратила своего значения сформулированная Г. Риккертом программа философско-исторического знания, в рамках которой он придает три значения понятию философии истории: "это всеобщая история, учение о принципах исторической жизни и логика исторической науки"*(4). Представляется неправомерным отождествление философии истории с всемирной историей, как поступали многие и до, и после него. Если в первом случае история как всемирно-исторический процесс анализируется по-философски, то есть всемирная история выступает объектом философского рассмотрения, то во втором она хронологически излагается во всемирном масштабе. По Гегелю, философия истории или философская история "означает не что иное, как мыслящее рассмотрение" всемирной истории*(5).

Широкое распространение получило деление проблематики в рамках философии истории на два основных направления: онтологическое и гносеологическое. При этом, однако, определились несколько позиций. Некоторые ученые, хотя признают существование указанных направлений, но, являясь сторонниками того или другого, главное внимание обращают или на исследование бытия исторического процесса (О. Шпенглер, А. Тойнби), или на проблемы познания исторических явлений (В. Дилтей, Б. Кроче, В. Виндельбанд, Р. Коллингвуд, Р. Арон, А. Данто). В рамках гносеологического направления исследовались также логико-методологические проблемы историографии; некоторые авторы (К. Поппер, К. Гемпель) считали своей задачей описание и анализ используемых историками исследовательских процедур и объяснительных приемов.

Другие, узко трактуя философию истории, считают, что она должна заниматься только онтологическими (например, ранний Н. Кареев, из современников - А. Ивин) или только гносеологическими проблемами (например, Г. Зиммель, В. М. Хвостов).

Третьи исходят из единства онтологического и гносеологического аспектов. Например, из современных исследователей И. А. Гобозов, вслед за Э. Бернгеймом, считает, что предметом философии истории являются как гносеологические, так и онтологические проблемы, причем она (философия истории) их рассматривает в единстве, во взаимной связи, хотя при этом не исключается их анализ отдельно друг от друга с целью более глубокого изучения*(6).

Более подробную характеристику указанных двух аспектов Ю. А. Кимелев дает следующим образом: "Предметом философии истории является историческое измерение бытия человека. Объектом философского рассмотрения становится тот или иной сегмент исторической жизни человечества или всемирная история в целом. Особую сферу образует философское изучение границ, возможностей и способов исторического познания в его различных видах, прежде всего изучение научно-историографического и философского же познания истории. В этом случае философия берет на себя функции методологической рефлексии относительно исторического познания в его теоретических формах. Отсюда принятое в последнее столетие разделение философии истории на две разновидности. Первая осуществляет философскую тематизацию, философское исследование и осмысление исторического процесса как определенной бытийной сферы, объективной данности, как одного из важнейших, если не важнейшего, контекста существования человека. Такую философию истории, наиболее ярко и полно воплощенную в классических образцах, имевшую явное преобладание в истории существования этой философской дисциплины, принято называть материальной, или субстанциональной философией истории. Это название призвано отделить первую разновидность философии истории от второй, связанной с рефлексией относительно природы исторического познания, особенно теоретических способов постижения истории, и соответственно обозначаемой как формальная или рефлективная"*(7).

Украинский ученый И. В. Бойченко, соглашаясь с этой точкой зрения, выступает адептом выделения третьей разновидности философии истории: "Как видно, в этом случае, и это довольно типично, выделяются, по сути, только две ипостаси философии истории - онтологическая и гносеологическая, поскольку третья, методологическая, лишь подразумевается, отождествляясь с другой - гносеологической: Между тем особенно важным и отдельным, специальным, предметом исследования, по крайней мере, в современной философии истории, являются также методы познания и преобразования исторической действительности, их природа, механизмы их формирования и использования. В этом срезе философия истории приобретает значение методологии истории"*(8).

В литературе встречаются и иные трактовки, основывающиеся на более широком подходе. Так, И. С.Кон выделяет четыре аспекта, присутствующих в любой философии истории: 1) онтологический; 2) гносеологический; 3) методологический; 4) логический. При этом методологический аспект, по мнению автора, дает историку правильное понимание методов исторического исследования и их соотношения друг с другом, а логический аспект анализирует логические формы и способы исторического объяснения*(9). М. А. Кукарцева, наряду с традиционными - онтологической и гносеологической (по терминологии автора - эпистемологической), выделяет и аксиологическую сферу философии истории*(10).

Если учесть, что существование вопросов методологии, логики, аксиологии - не самоцель и они приобретают смысл и значение только в связи с познанием*(11), то включенность разработки и изложение их применительно к проблемам познания становится эксплицитной. Потому и все указанные аспекты философско-исторических размышлений можно обозначить выражением "философская теория исторического познания". В этой связи чрезвычайно интересным представляется подход А. И. Ракитова, который "для обозначения всего круга проблем, связанных с изучением специфики исторического познания вообще и исторической науки как его высшей стадии в особенности", вместо выражения "теория исторического познания" вводит равнозначный, по его мнению, термин "историческая эпистемология", однако по стилистическим соображениям предпочтение отдается последнему*(12). Вызывает возражение взгляд автора на статус исторической эпистемологии: в его схеме она целиком входит в систему философии истории, включая при этом как теоретические, так и философские знания*(13). Следует ли забывать, что если любое философское знание является теоретическим, то не всякое теоретическое знание может быть философским. Поэтому философия истории как философское знание может включать в себя только часть теории исторического познания, то есть философскую теорию исторического познания.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.