Рефераты. История как предмет философского исследования

Материалистическое понимание истории в настоящее время одними отвергается полностью, другими частично. Но Маркс важное значение придавал и неэкономическим факторам общественного развития, а теоретически это можно обосновать, если общество анализировать философско-исторически и если использовать такие новые категории, как детерминанта, доминанта, варианты, инварианты. Дальше будет сделана попытка такого анализа.

Общество – это сложное структурированное целое. Условно его можно разделить на четыре сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную.

Экономическая сфера представляет собой единство производства, потребления, обмена и распределения. Всякое производство есть вместе с тем и потребление, но всякое потребление есть вместе с тем и производство. В свою очередь производство и потребление не существуют без обмена и распределения. Эти элементы экономической сферы можно разделить на субэлементы, то есть мы видим, что сама экономическая сфера сложна.

Социальную сферу представляют этнические общности людей. Классы делятся на рабов и рабовладельцев, крестьян и помещиков и так далее. Существует множество родов, племен, наций.

Политическая сфера тоже очень сложна. Она включает в себя философские, религиозные, художественные, правовые, политические, этнические воззрения людей, а также их настроения, эмоции, традиции, обычаи. Все эти элементы находятся во взаимной связи и взаимодействии.

Все эти четыре сферы взаимодействуют между собой, обуславливают друг друга и не существуют друг без друга.

Разве экономическая сфера существует без людей? Разве не люди являются носителями форм общественного сознания? Разве общество не является продуктом взаимодействия людей? Очевидно на все эти вопросы можно дать утвердительный ответ.

Общество представляет собой целое. Это значит, что все его элементы как на макро, так и на микроуровне непрерывно взаимодействуют. Они структурно меняются, совершенствуются, развиваются. Иначе говоря, они вариантны. Духовные сферы, например, эпохи рабства и нашего времени резко отличаются друг от друга, поскольку они претерпели качественные и количественные изменения. Но вместе с тем эти же элементы общества инвариантны в том смысле, что возложенные на них функции постоянны на протяжении всей мировой истории. Так, какие бы изменения не произошли в политической сфере, её главной функцией остается властное регулирование общественных отношений, а также отношений между различными классами, группами, индивидами. Как бы не менялись производительные силы и производственные отношения, главной функцией экономики всегда было и будет создание материальных ценностей.

В структурированном целом разные сферы выполняют разные функции, которые отличаются по значимости для субъектов истории, то есть для людей. Чтобы общество функционировало как социальная материя, необходимо прежде всего производство и воспроизводство непосредственной жизни. Другими словами, необходимо постоянно и непрерывно производить материальные ценности, строить жилье, производить пищу, одежду. Это естественный процесс исторического развития общества. Поэтому у Маркса были все основания говорить о том, что «способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще»[25].

Другими словами, экономический фактор, в конечном счете, всегда выступает как детерминанта, движущая сила исторического процесса.

Детерминирующая роль экономического фактора вовсе не значит, что генетически экономическая сфера предшествует другим сферам общественной жизни. Разумеется, это было бы абсурдным утверждением. Все сферы находятся в единстве и ни одна из них не предшествует другой.

Экономика детерминирует весь исторический процесс в конечном счете, но на каждом этапе его развития другие сферы могут выступать в качестве доминанты, то есть могут играть господствующую роль. Так, в становлении капиталистических отношений в Германии доминирующую роль играла протестантская религия.

Кроме того, находясь в постоянном взаимодействии, все сферы жизни влияют друг на друга и тем самым на всё историческое развитие. Общественное сознание, государство, политические институты и другие неэкономические факторы обладают определенной самостоятельностью, и имеют собственные закономерности развития и логику. Так, развитие философии не всегда совпадает с экономическим базисом той или иной сферы. Если взять искусство, то наблюдается такая же картина. Оно как духовный феномен сложно и многообразно и его объяснение нельзя ограничивать одними ссылками на материальные условия жизни. «Относительно искусства, - писал Маркс, - известно, что определенные периоды его расцвета отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и с развитием материальной основы последнего»[26].

Велика роль искусства в жизни людей в формировании их мировоззрения. Оно из духовно обогащает, помогает им познать мир, лучше понять человека со всеми его чувствами, правильно оценивать историческое прошлое и настоящее.

Здесь рассмотрено лишь взаимодействие философии и искусства, но в похожем состоянии находятся и другие неэкономические факторы. Так, например, очень велика роль религии в историческом процессе. Христианство и ислам на протяжении многих лет играли главенствующую роль в духовной и политической жизни стран и сейчас эти религии очень авторитетны.

Таким образом можно сказать, что общество представляет собой некий организм с одной основой, а составными элементами этого организма являются неэкономические факторы. Они вариантны и инвариантны. Они бывают доминантами. Основой является экономический базис. Он детерминанта общественного развития. Доминанты и детерминанты находятся в единстве и постоянно взаимодействуют.

Здесь изложена лишь одна концепция социального детерминизма – марксистская. Но есть и другие. Множество концепций говорит о сложности проблемы социального детерминизма, о важности философско-исторических исследований по данной проблеме.

Теперь немного об историческом познании. Являясь разновидностью социального познания вообще, оно вместе с тем имеет свою специфику, которая выражается в том, что исследуемый объект принадлежит прошлому, в то время как его необходимо перевести в систему современных понятий.

Одной из центральных задач исторического познания являются установление подлинности исторических фактов и событий, открытие новых, неизвестных до сих пор фактов. Тут необходимо уяснить что такое факт. Понятие факта употребляется в двух смыслах. Во-первых, оно принимается для обозначения самих исторических фактов, событий. Во-вторых – для обозначения источников, отражающих исторические факты.

Таким образом различают факты объективной реальности и факты, отражающие эту реальность. Первые существуют объективно, вторые – продукт нашей деятельности. Все это представляет собой познавательный образ, отражающий факты исторической действительности.

Для чего нужно исследование исторических фактов? Изучая историю, человек выясняет закономерности её развития. Анализ исторических фактов и событий позволяет представить мировую историю как единый процесс и понять движущие причины этого процесса. При установлении исторического факта выявляется определенная закономерная связь в поступательном движении человечества. Факт связан с другими фактами и задача исследователя заключается в том, чтобы исследуя тот или иной исторический факт, показать его место среди других фактов, его роль и функции.

Однако при этом нельзя забывать, что изучение исторических фактов представляет определенные трудности, вытекающие из специфики самого объекта исследования. Так, при анализе фактов и установлении их подлинности могут отсутствовать нужные нам источники. Кроме этого, источник может содержать неверную информацию об исторических фактах.

История – это объективный процесс, в котором факты взаимосвязаны и при их изучении можно выделить следующие аспекты? Онтологический, гносеологический и аксиологический.

Онтологический аспект предполагает признание истории как элемента объективной действительности. Для изучения бытия исторического процесса необходимо связать все факты друг с другом и раскрыть их содержание, а этого можно добиться, если бытие фактов рассматривалось в единстве с другими фактами. Если брать исторический факт отдельно от других фактов, например социального, экономического и политического положения исследуемого объекта, то очень трудно раскрыть его содержание.

Гносеологический аспект рассмотрения фактов подразумевает их анализ с точки зрения познавательной функции. Если онтологический аспект непосредственно не учитывает субъективные моменты в историческом процессе, то гносеологический анализ факта имеет в виду эти моменты. Насыщенность факта определяется деятельностью людей, их способностью быстро изменять ход исторического процесса. Исследование фактов в этом аспекте помогает глубже раскрыть то или иное историческое событие.

Аксиологический аспект связан с оценкой исторических фактов и событий. Это самый трудны и сложный аспект, так как тут надо объективно, независимо от собственных симпатий и антипатий оценивать исторический факт.

М. Вебер, размышляя над аксиологическими проблемами, предлагал строго научно, без политических пристрастий оценивать все явления. Он исходил из того, что «установление фактов, установление математического или логического положения вещей или внутренней структуры культурного достояния, с одной стороны, а с другой – ответ на вопросы о ценности культуры и её отдельных образований и соответственно ответ на вопрос о том, как следует действовать в рамках культурной общности и политических союзов, - две совершенно разные проблемы»[27]. Поэтому исследователь должен строго научно излагать факты и только факты. А «там, где человек науки приходит со своими собственными суждениями, уже нет места полному пониманию фактов»[28].

Но тут нельзя не согласиться, что любой исследователь имеет свою позицию. И хотя он должен объективно оценивать факты, тем не менее он еще и человек и поэтому он не просто изучает историческую действительность, но и оценивает те или иные исторические факты и события с точки зрения самого себя, со своей позиции.

Истины и заблуждения исторической науки


            Россия опять начинает движение по новому пути. Как и раньше, все предстоит пройти заново. Но критически оценивая прошлое, нельзя отрицать все свершенное другими поколениями. В процессе переосмысления было бы опрометчиво отбрасывать все то, что уже исследовано и познано исторической наукой, полагая, что сегодняшнее видение смысла истории есть единственно верное. Иначе вряд ли удастся сохранить естественную преемственность, связь времен, извлечь уроки из истории.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.