Рефераты. История философии как науки

История философии как науки

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Уральский государственный экономический университет

Кафедра ____________________________________________________

(название кафедры, на которую передаётся работа)








КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №____________

По дисциплине______________ Философия_______________________

(название дисциплины по учебному плану)

_____________________________________________________________

На тему «История философии как науки»


Вариант________

Студент:

_____________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Преподаватель:___________________

________________________________





Екатеринбург 2010 г.

План

 

История философии как науки

1.                 Философия от древних времен до эпохи Возрождения

2.                 Философия Древней Индии и Китая

3.                 Античная философия

 

История философии как науки

Изучение философии невозможно без обращения к истории философской мысли, поскольку благодаря истории философии предшествующие идеи связывают с настоящими, происходит приобщение нас к выдающемуся наследию мыслителей прошлого. Новейшими философскими и научными достижениями мы во многом обязаны мыслителям прошлого, которыми высказывались оригинальные догадки, послужившие в дальнейшем основой выдающихся теорий и целых учений и получивших в настоящее время практическое подтверждение.

История философии освящает закономерности становления и развития самой философии, определяющих ее условий и факторов. Так что обращение к наследию прошлого помогает оценить путь, пройденный философией и предположить тенденции ее развития в будущем. Пройденный философией путь можно с некоторой долей условности разделить на периоды:

1) древняя философия Древнего Востока, античной Греции и Рима;

2) средневековая;

3) эпохи Возрождения;

4) новая, включая и воззрения философов-просветителей;

5) классическая немецкая и марксистская философия;

6) новейшая.

Данная периодизация связана с тем или иным характерным для определенного периода способом философствования. Особенности эпохи выражаются в самой личности философа, восприятии и понимании им своей роли в обществе, в его жизненных приоритетах. Объединяя не столько единомышленников, сколько современников, исторически тип философствования формируется в едином социальном пространстве и времени, в определенной событийной среде.

Многие философы, в том числе и представители уральской философской школы, в качестве основных типов философствования выделяют космоцентризм, преобладавший в древние и античные времена; теоцентризм, господствовавший в средневековье; антропоцентризм, доминировавший в эпоху Возрождения и Новое время; социоцентризм, присущий марксизму и новейшей философии XX и XXI вв. Впрочем, многосложному новейшему времени присущи, так или иначе, пожалуй, все вышеназванные типы. Философский мир сегодня стремится к синтезу, но пока, это скорее, эклектика, и время подлинного синтеза, надо полагать, ещё предстоит.

1. Философия от древних времен до эпохи Возрождения

Возникла философия на заре мировой цивилизации в Египте и странах Древнего Востока задолго до нашей эры. Так в космологии Месопотамии говорится, что праокеан Тиамат смешался с пресной водой, образуя этот мир. Немало по сути философских суждений, размышлений можно встретить и в «Повести о Гильгамеше» (III тыс. л. до н.э.), где рассматривается вопрос о смысле жизни человека, его смерти и бессмертия. В космологических и иных преданиях порядок часто противостоит хаосу, тогда как хаос враждебен людям, обществу. Высказывалась мысль, что ограниченность во времени земной жизни человека заставляет его сосредоточиться на земных делах как следует, реализовывать поставленные цели. И все же, видимо, следует согласиться с трактовкой этих воззрений как предфилософии. В Месопотамии, как и в иных сопредельных областях древнего Востока, не произошло еще отделения философии и науки от универсального мифологического миропонимания. И было так не потому, что отсутствовали предпосылки такого отделения, но потому что социально-экономические условия складывания авторитарной государственности, смешения родоплеменных патриархальных отношений и рабовладения, авторитет жрецов и накопленный уровень знаний этого не требовали.

В мировую науку мыслители Месопотамии внесли позиционную систему чисел и точную систему измерения времени. Ими первыми час был разделен на шестьдесят минут, а минута – на шестьдесят секунд. Они научились отличать звезды от планет, наряду с астрономическим наследием оставили и астрологию как область знаний о предполагаемой связи небесных светил с судьбами людей. Занимались астрономией, астрологией и египтяне. Они разделили год на триста шестьдесят пять дней, сутки- на двадцать четыре часа. Египтяне были искусными математиками (использовавшими десятичную систему счета, дроби, арифметическую и, видимо, геометрическую прогрессию, вычислившими поверхность шара и т.д.) и химиками (создававшими различны сплавы, краски и т.д.), врачевателями тела и души. Размышления о мире и человеке содержатся в «Беседе разочарованного с его душой», явившейся замечательным памятником ищущей человеческой мысли. В «поучениях» древних мудрецов содержатся различные житейские мудрости, моральные ценности и предписания.


2. Философия Древней Индии и Китая

Древнеиндийские религиозно-философские воззрения выражены в ведах – сборниках гимнов и брахманах – руководствах по осуществлению ритуалов (XII-X в.в. до н.э.) «Ригведа», «Шаанатхабрахмана» и т.д. Эти тексты представляют собой не монолитную систему взглядов и идей, а различные мысли и взгляды на мир и человека. Ведическим религиозно-философским текстам присущи антропоморфизм, стремление найти некий общий принцип, который руководит ходом человеческой жизни, может объяснить процессы и явления окружающего мира. Этот универсальный космический порядок, принцип «рта» властвует над всем сущим, ему подчинены даже божества. Рта - безличный принцип, но иногда его носителем выступает поместивший солнце на небо бог Варуна. А когда-то было некое аморфное единое положившее начало миру- небу и земле, дню и ночи, смерти и бессмертию. В позднейших текстах ведического периода «Упанишадах» духовная сущность человека, душа (атман) отождествляется с универсальным принципом мира (брахма). Круговорот жизни, бесконечная цепь перерождений (сансара) и связанный с этим закон воздаяния (карма), представленные в данных учениях и текстах связаны, судя по всему, с наблюдением за цикличностью природных изменений и попытками их столкновения. Человек, совершавший благие поступки, живший морально, обретает возможность родиться представителем высших варн. Здесь налицо попытка этического обоснования социальных различий, имущественного неравенства.

Путь к вечному блаженству человека пролегает через осознание тождества души и мирового духа – атмана и брахмы, когда прекращается бесконечная череда перерождений в материальном мире и преодолевается влияние кармы. Это отразилось и в «Законах Ману» - сборниках, которые определяют жизнь человека, его деятельность. В этот же период возникает и такое течение как джайнизм. Его приверженцы говорили о двух субстанциях – дживе (душе) и адживе (не-душе, неживом), – а также совершенном и несовершенном как формах бытия дживы. Согласно воззрениям джайнистов, человек с помощью своей духовной сути способен управлять своей материальной сутью, контролировать ее. Для джайнизма бог представляет собой не творца мира, вмешивающегося в человеческие дела, а всего лишь душу, которая когда-то жила в человеческом теле, но потом высвободилась из кармы и череды перерождений. В этике джайнизма выражены такие черты как непричинение вреда живым существами и презрение к мирскому богатству. Джайнизм представляет карму с воздаянием каждому по делам и помыслам его как некую основу нравственной законосообразности всего существующего.

В отличие от джайнизма такое течение как локаята и его разновидность – чарвака (имя Чарвака носил некогда и основатель локаяты) явили собой материалистическую философию. В буквальном смысле «лока» - это люди, признающие только чувственно-воспринимаемый мир. Они отрицали существование какой-либо высшей силы и загробной жизни, считали, что весь мир состоит из материальных элементов. Человеческая жизнь должна быть обращена к земным удовольствиям, чувственным радостям, приятные стороны жизни могут уравновесить зло и страдание. В древнекитайской философии центральное место занимает даосизм. Внимание в нем сосредоточено на природе, космосе и человеке, но постижение их осуществляется не рациональным путем, а путем прямого интуитивного проникновения в природу существования. По даосизму цель мышления в слиянии человека с природой, поскольку и человек есть часть природного целого. Смысл жизни человека можно определить как недеяние «у вэй» – следование естественности, так как дело Дао изменить невозможно, о нем можно только знать, слиться с ним, следовать ему. В даосизме человек сливается с природой, хотя «у вэй» – это не пассивное созерцание, а действие, но осуществляемое в соответствии с космическим порядком. Движущийся, изменяющийся, развивающийся мир есть причина самого себя, неким корнем его является вселенский закон, своего рода путь, которым все идет – Дао. Дао существует независимо от воли и сознания людей, и человек не в силах ему противостоять. «Человек следует Земле. Земля следует Небу. Небо следует Дао, а Дао следует самому себе или естественности». В мире сосуществуют и сталкиваются диалектические противоположности «инь» к «ян», которые имеют место в каждом явлении, процессе и выступают причиной из изменений и движения. Так происходит развитие вещей и мира в целом.

Родоначальник даосизма Лао Цзы (старый учитель) явился старшим современником жившего в 6-5 в.в. до н.э. Конфуция - виднейшего китайского философа основателя конфуцианства. Эта философия организации жизни общества и человека, где этические проблемы несравненно важнее онтологических. Она пережила и тяжелые времена, однако, последние две тысячи лет она достигла почти обожествления и почитания Конфуция как первого мудреца. Воспитание человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу. В социальной этике конфуцианства индивид является существом не «для себя», а для общества. И воспитание- это подведение человека к осуществлению им своей социальной функции.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.