Рефераты. Историческое совершенствование философии

·     Редукция, сведение к предельным элементам реальности позволяет избежать, считает Рассел, ложных представлений. Предметное содержание следует сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах еще чего-либо (это, по Расселу, есть его вариант «бритвы Оккама»; британский философ Оккам выступал против преумножения сущностей).

·     Мур выступал в «защиту здравого смысла» в философии.

·     Мур предлагал неясные, спорные суждения переформулировать в более ясные.

Ранний этап развития аналитической философии получил свое завершение в небольшой книжке Витгенштейна «Логико-философский трактат». Основные положения этой первой хрестоматии аналитической философии следующие.

·     Язык есть граница мышления (язык и мышление совпадают; лучше вообще говорить не о мышлении, а просто о языке, мышление «за» языком — это химера).

·     Есть только один мир — мир фактов, со-бытий (сосуществование фактов), которые описываются совокупностью естественных наук.

·     Предложение — картина мира, оно имеет с последним одну и ту же логическую форму (если бы мир был нелогичным, то его нельзя было бы представить в форме предложений).

·     Смысл предложения выражает со-бытие.

·     Сложные предложения состоят из элементарных предложений, которые соотносятся непосредственно с фактами.

·     Высшее невыразимо.

·     «То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно». Обо всем остальном, например мистическом, лучше молчать.

·     Философия не может состоять из научных предложений, ибо философские предложения нельзя проверить на истинность и ложность, они бессмысленны.

·     Цель философии — не особые философские предложения, а логическое прояснение языка. Потому философия — это не особое учение, а деятельность по прояснению языка.

Если местом становления аналитического направления в философии по праву можно считать Англию (Кембридж), где работали Мур, Рассел и Витгенштейн, то позднее центр движения переместился в Вену и Берлин (М. Шлик, Ф. Франк, О. Нейрат, Р. Карнап, К. Гедель, Г. Рейхенбах, К. Гемпель). Всех упомянутых философов объединял интерес к научному постижению мира, прежде всего на основе данных математики, логики и физики. Много внимания уделялось «Логико-философскому трактату» Витгенштейна.

Рассмотрим основные идеи логического позитивизма, т.е. положительного учения, ясного, научного. Его еще называют неопозитивизмом (дело в том, что в XIX веке тоже был позитивизм, его представителями являлись О. Конт и Э. Мах).

·     Отрицание философии как учения о первых принципах. По мнению Карнапа, истинность философских предложений невозможно обосновать. От философии следует отказаться в пользу науки, лишь она представляет собой обоснованное знание.

·     Аналитические и синтетические предложения. Это различение имело важное значение в неопозитивистском понимании предложения, истинность которого определяется его собственным содержанием, чего нет в случае синтетического предложения.

Неопозитивисты считали, что все предложения науки являются либо аналитическими, либо синтетическими. Аналитические предложения логически необходимы

Согласно принципу верификации, достоверность синтетических предложений выявляется в эксперименте. Проще говоря: не доверяй, а проверяй; проверяй каждое суждение. С этой целью сложный текст надо разложить на элементарные предложения (их также называли протокольными предложениями, или предложениями наблюдения). Элементарное предложение проверяется фактами.

История с принципом проверяемости показывает, что при всем желании от философии не избавиться. Стремление к ясности и простоте должно включать философские положения. Без философии так называемое простое и ясное объяснение сродни простоватости, научной поверхностности.

Итак, неопозитивизм, или логический позитивизм, существенно прояснил содержание научного знания, вызвал к жизни многие новые проблемы, в том числе и философского порядка. Что касается философского знания, то оно было существенно реабилитировано уже в работах постпозитивистов (после неопозитивистов), являющихся, как и неопозитивисты, сторонниками научного построения знания.

Постпозитивисты согласны со своими предшественниками неопозитивистами прежде всего в стремлении четко уяснить себе и другим содержание научного знания. При этом нео- и постпозитивисты критически относятся к феноменологическим и герменевтическим установкам. Вместе с тем постпозитивисты достаточно резко отличаются от неопозитивистов.[11]

Постпозитивисты же придают принципиальное значение тому факту, что человек существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Надо обеспечить рост научного знания.

Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем посредством коренных преобразований, научных революций. Постпозитивисты считают, что между наукой и философией нет жесткой границы, но философствовать надо научно.

Основные положения аналитической философии:

·     Язык — граница мышления и действия. Язык дает полнейшую информацию о мышлении и действии.

·     Язык имеет логическую форму.

·     Значение слова есть факт, который оно обозначает (ранний Витгенштейн).

·     Значение слова есть его употребление в языковой игре и практической деятельности (поздний Витгенштейн).

·     Истинность синтетических предложений проверяется их сопоставлением с фактами (тезис неопозитивизма).

·     Истинность синтетических предложений нельзя подтвердить окончательно, но можно проверить неистинность синтетических предложений (принцип фальсификации).

·     Теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру.

·     В процессе роста научного знания происходят научные революции.

·     Добро — это эмоция (тезис неопозитивистов).

·     Добро — это предложение, жизненность которого определяется последствиями его применения (тезис постпозитивистов).

·     Философия не является наукой (тезис неопозитивистов).

·     Философия научна (тезис постпозитивистов).

·     Философия — это прояснение содержания языковой деятельности человека.

 


10. Постмодернизм


Обзор современной философии был бы весьма неполным, если мы прошли мимо постмодернизма. Постмодернизм считается многими экстравагантной философией. Но число его сторонников неуклонно возрастает. Крупнейшими постмодернистами являются французские философы Жак Деррида, Жан Лиотар, много сторонников постмодернизма также в США.

Постмодерн — это прежде всего философия, которая направлена против философии Нового времени. Постмодернисты считают, что феноменология, герменевтика, аналитическая философия по сути своей не отказались от идеалов нововременной философии. Постмодернисты готовы к самым резким выводам. Они стремятся расшатать все то, что сжимает человека в «объятиях тоталитаризма».

Призыв постмодернистов таков: больше хаоса, дискретности, плюрализма, чувственности, кризиса авторитетов, интуитивизма, поиска нестабильности, несогласия, нигилизма, отсутствия единообразия, иронии по отношению к признанным ценностям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости.

Чтобы реализовать призыв, Деррида и настаивает на деконструкции.

Речь идет о том, чтобы разложить на части структуры — философские, политические, культурные. Для каждого слова надо искать заменители. Нужно показать, что именно ты усмотрел в данном слове или высказывании, при этом широко использовать метафоры, символы, описания слов в словарных статьях. Суть философствования Дерриды состоит в высказывании того же самого, но в другой форме — в переписывании мысли.

Новейшие постмодернисты сближают этику с эстетикой. Их философия ориентирована эстетически. Лиотар, один из лидеров постмодернизма, развивает в этой связи своеобразно понятую эстетику возвышенного. Возвышенное понимается как единство удовольствия и боли, сотворение непредставимого. Эстетика возвышенного состоит, по Лиотару, в том, чтобы «зримыми представлениями намекнуть на непредставимое»[12].

Постмодернизм давно завоевал себе право на существование, особенно в мире искусства. Постепенно он проникает и в мир науки и техники, прежде всего туда, где имеют дело с многозначимостью.

Основные положения постмодернизма:

·     Язык — главная среда человеческого существования.

·     Слова, текст надо деконструировать (Деррида), рассеивать (Фуко).

·     Назначение текста — доставлять удовольствие (Борт), чувство возвышенного (Лиотар).

·     Меньше единообразия, власти, тоталитаризма, лицемерного согласия, больше чувственности, иронии, нестабильности.



Заключение


Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Древней Греции.

Научно-философское мировоззрение выполняет познавательные функций, родственные функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

На основе общих принципов рационального понимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики, она создает философские «эскизы» тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимых, логически и теоретически возможных вариантов. Т.о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» познавательной картины мира. Конечно, в конкретном - научном плане пробел предстоит заполнить специалистам - ученым иной общей системы миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления.


Список литературы


1.             Алексеев П.В., Панин A.Д. Философия: Учебник. - М., 2003

2.             Бучилло Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия.изд 2- М.,2004

3.             История современной зарубежной философии. - СПб., 1998.

4.             История философии. Уч.для вузов.- Ростов-на-Дону, 2004

5.             Канке В.А. Философия. Учебное пособие, - М., 2001

6.             Новая философская энциклопедия . В 4 тт.- М.,2000.

7.             Философия. Учебник для вузов. Под ред. Лавриненко В.Н.,Ратникова В.П..- М., 2004

8.             Хрестоматия по философии: Учебное пособие. - М., 2007.


[1] Алексеев П.В., Панин A.Д. Философия: Учебник. - М., 2003

[2] История философии. Уч.для вузов.- Ростов-на-Дону, 2004

[3] Философия. Учебник для вузов. Под ред. Лавриненко В.Н.,Ратникова В.П..- М., 2004

[4] Философия. Учебник для вузов. Под ред. Лавриненко В.Н.,Ратникова В.П..- М., 2004

[5] Канке В.А. Философия. Учебное пособие, - М., 2001

[6] Бучилло Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия.изд 2- М.,2004

[7] Канке В.А. Философия. Учебное пособие, - М., 2001

[8] Канке В.А. Философия. Учебное пособие, - М., 2001

[9] Хрестоматия по философии: Учебное пособие. - М., 2007.

[10] История современной зарубежной философии. - СПб., 1998.

[11] История современной зарубежной философии. - СПб., 1998.

[12] Канке В.А. Философия. Учебное пособие, - М., 2001


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.