7. Античная культура в целом очень высоко оценивала красоту человеческого тела. Искусство скульптуры как раз возникло в ту эпоху. Феномен спортивных состязаний также символизирует восхищение телесным совершенством (Олимпийские игры). Как вы думаете, чем отличается отношение к телесности в современной культуре и в античности?
О культе тела человека в античные времена мы знаем, в основном, из тех источников, которые были возрождены в эпоху Ренессанса, когда античные идеалы, забытые в средневековом теоцентризме, стали ориентирами для обращения к человеческому телу как идеалу красоты. Спортивные состязания, где древние греки могли продемонстрировать силу и мощь, гармонию человеческого тела и его возможности, существуют в современном мире как Олимпийские игры. Тело человека обожествлялось, об этом говорят такие скульптуры, как Венера Милосская и Аполлон Бельведерский.
Если в античные времена тело человека само по себе представляло ценность, то в современной культуре отношение к телу несколько иное.
Вступает в силу власть денег, то есть культ тела должен приносить доход. Если взять спортивную сторону, то тело человека формируется в зависимости от избранного им вида спорта, о гармоничности речь тут не идет, спортсмен развивает свое специальной подготовкой для победы, для успеха.
Если взять такую область, как бодибилдинг, или культуризм, то тело человека подвергается различным воздействиям с целью зрелищности, демонстрации рельефной, гипертрофированной мускулатуры, которая не свойственна, да и не нужна обычному человеку.
Женская красота становится товаром, торговой маркой, лицом фирмы, средством улучшить свое материальное состояние и положение в обществе. Сколько жертв приносится ради омоложения лица и сохранения стройности фигуры, это древним грекам и не снилось. Красота требует жертв, но не следует забывать и духовной пище.
8.Одной из основных проблем схоластики Средних веков стал вопрос об универсалиях (номинализм, концептуализм, реализм). Поясните, каким образом решался данный «спор» и, самое главное, почему, казалось бы, отвлеченный, умозрительный характер данной проблематики привлекал повышенное внимание богословов? Как «спор об универсалиях» связан с познанием и бытием Бога? Какое мировоззренческое значение он имел?
Схоластика – это средневековая латинская теологическая философия Средневековья, которая разрабатывалась и преподавалась в придворных, епископальных и монастырских школах, а затем и в университетах Западной Европы. Схоластическая философия представляет собой общеевропейскую, наднациональную науку, объединенную христианским мировоззрением и общим языком тогдашней науки и образования – латынью. Как правило, философы - схоласты были докторами теологии. В широком смысле к схоластике, помимо западной, относят также восточную (православную, грекоязычную) философию, родоначальником которой считается византийский философ Иоанн Дамаскин. Философская схоластика становится уже не просто знанием, а средством обоснования христианской религии, что в дальнейшем становится одной из характерных черт схоластики. Если вера станет слишком неземной – она выдохнется, превратится в нежизненную идею, а христианство переродится в мистику. Истина не может быть доступна только через откровение и экстаз. К Богу и пониманию ценностей можно придти и путём разума. Более того, разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души человека к познанию истины. Истина, безусловно, одна – это Христос и его учение. Поскольку христианская вера истинная, то всё, что мы познаём в природе, созданной Богом, тоже истина и не противоречит вере. Проблема универсалий представляется как вопрос о том, являются ли роды и виды субстанциями, или просто концептами, и существуют ли они отдельно от вещей, внутри них или связаны с ними. Концептуалистической теории придерживался П. Абеляр.
9.В истории философии существует тема, свидетельствующая о коренных изменениях не только в философии, но во всем облике западноевропейской культуры. Эта тема условно названа - «бритва Оккама». В чем суть данной проблематики? Отражением каких изменений в сознании человека стал данный философский сюжет?
Оккам Уильям – (1285 – 1349 гг.) английский философ, представитель поздней схоластики, монах ордена св. Франциска. Оккам отстаивал независимость веры от разума, за что был подвергнут гонениям со стороны папы Иоанна ХХII. Он считал, что истины веры не самоочевидны, как аксиомы в доказательствах, а принципиально находятся за пределами разума.
Слабая вера ищет доказательств в разумных аргументах – это уже не вера. С другой стороны, разум, опирающийся на веру – ограничен в своих возможностях. Следовательно, вера и разум имеют разные сферы приложения, они не сталкиваются между собой и не противоречат друг другу.
В сфере разума следует стремиться находить наиболее простые и изящные объяснения, «не следует умножать сущности сверх необходимого». Этот принцип получил в философии имя «бритвы Оккама», который призывает отсекать все, что усложняет и запутывает объяснение, это способ экономии мысли и слов. Суть данной проблемы заключается в том, что «бритва Оккама» отделяет разум от веры, тем самым открывая возможность ученым двигать науку вперед, не касаясь веры, но оставаясь верующими людьми. Безусловно, это был коренной переворот в философской мысли. Можно было заниматься наукой без опасения быть объявленным еретиком, врагом церкви, как Галилей, и попасть на костер, как Д. Бруно.
Яркими представителями такого типа ученых в России были физиолог И. П. Павлов, основатель учения о рефлексах и сигнальных системах, и хирург, архиепископ М. В. Войно-Ясенецкий, который в годы войны днем лечил раненых, а вечером проводил богослужения в церкви.
10.Дайте сравнительную характеристику взглядов на человека и его тело в философии Античности и Средних веков (тело, плоть, душа, дух). Аристотель говорит о трех способностях души – растительной, животной и разумной, то есть человеческой. Человек в своем развитии проходит все эти три стадии, но иногда как бы застревает на низших ступенях развития. Каждый человек стремится если не к совершенству, то к тому, чтобы стать лучше, сильнее, умнее, богаче других. Способности человеческой души раскрываются в конкуренции, в борьбе, и от этого никуда не уйти. Если человек не может прямо достичь каких-то успехов, которые оправдывали бы его существование, стали бы смыслом его жизни, то есть он не способен найти счастье как все окружающие, то он ищет свою дорогу, нишу, ищет свои пути к счастью в творчестве, в создании чего-то нового, чего не было до него. «В здоровом теле – здоровый дух».
В Средневековье эти понятия – тело (плоть), душа и дух резко разграничиваются. Тело человека, его плоть – это сосуд греха, плоть надо укрощать, подчинять духовным стремлениям. Душа человека бессмертна, она дана человеку от Бога, который сотворил первого человека (Адама) из глины (а женщину и вовсе из ребра). Но люди погрязли во грехе, они пошли на поводу у собственных телесных вожделений, и Бог отправил их на землю, чтобы мужчины в поте лица добывали свой хлеб, а женщины в муках рожали детей. В средние века была такая монашеская секта - флагелланы, которые публично занимались самобичеванием, умерщвляя свою плоть. Символ средневековья – это изможденный старец, не знающий плотских радостей, а целибат (отказ от брака и отношений с лицами противоположного пола) – был обязательным для церковных деятелей.
И над всем этим возвышался Дух, душа принадлежала человеку от рождения, а Дух снисходил на него в процессе постижения веры и ее таинств. Таким образом, в античности были идеальные и материальные представления о человеке, а в Средние века главенствовали постулаты христианской религии.
11 .Свяжите в логическую последовательность следующие события в культуре эпохи Возрождения: подчеркнутое внимание к человеческой индивидуальности, беспрецедентное развитие живописи, великие географические открытия, десакрализация природы, пантеизм, секуляризация, протестантская этика (отношение к труду) и рождение современного экспериментального естествознания.
Подчеркнутое внимание к человеческой индивидуальности зародилось еще в недрах средневековой философской мысли. Если Бог создал человека по своему образу и подобию, следовательно, человек так же велик на земле, как Бог на небе, и несет в себе все черты одухотворенности, которыми наградил его Бог. Отсюда следует ценность, уникальность и неповторимость каждой личности. Духовная красота вдохновила беспрецедентное развитие живописи, что отражено в бессмертных полотнах Рафаэля, Микеланджело и Леонардо да Винчи, который был не только художником, но и великим ученым.
Человек перестал быть рабом Божьим, и принялся открывать мир, в результате чего произошли великие географические открытия, которые стали возможны благодаря тому, что Земля оказалась круглой, а не плоской, а вращение Земли позволило определять путь по Солнцу.
Хотя мир сотворен Богом, он доступен человеческому пониманию, в результате научных открытий происходит десакрализация природы, а пантеизм – многобожество, вездесущность Божественного позволяет разуму понимать процессы и явления природы.
В результате всего этого происходит секуляризация жизни общества, то есть церковь уже не диктует свои правила жизни, а остается в рамках, оставленных ей обществом. На основе этого возникает протестантская этика (отношение к труду) – идеологическое обоснование капитализма. Работа – это основное предназначение человека, его священный долг. В результате и произошло рождение современного экспериментального естествознания.
Список литературы:
1. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. – М.: Прогресс, 1999 г.
2. Асмус В. Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа. 2001.
3. Романов Ю. И. Сандулов Ю. А. Краткая история философской мысли. СПб.: Лань 2002.
4. Спиркин А. Г. Философия. – М.: Гардарики. 2001.
Страницы: 1, 2