В познании действительности приверженцы старых классических теорий и модернизма гоняются, по словам И.Ильина, за "химерами". В чем же видит эти химеры постмодернизм? Он высмеивает 3 неприемлемые формы эстетического опыта: модернизм, реализм и массовую культуру(12).
Именно последняя стала бурно распространяться после второй мировой войны в западном мире. Этому способствовало противостояние двух идеологических систем: социалистической и капиталистической. Массовая культура олицетворяла собой ценности западного мира.
М.Хоркхаймер и Т.Адорно указывали, что свобода западного мира на самом деле мало чем отличается от тоталитаризма в нацистской Германии. Они предостерегали от той несвободы личности в условиях либерализма западной цивилизации, которая особо проявляется в настоящее время. "Книга дописывалась в Америке, но реалии самой демократической в мире страны не заставили авторов переменить взгляды на перспективы развития цивилизации, скорее наоборот. Пропаганда на всех уровнях, от речей президента до рекламы кока-колы, по форме аналогична и в тоталитарных, и в демократических странах. Связано это, по мнению авторов, именно с направленностью европейского просвещения. Тенденция к унификации людей проявляется не только в организациях типа гитлерюгенда, но и в массовой культуре, от кино до эстрады. То, что массовая культура как феномен существует, связано, конечно, с коммерцией (накопительство - во всех его видах - основная черта просвещения), но то, что она существует именно в такой форме, связано с направлением истории цивилизации"(29).
Культурным выражением критики этих процессов стал постмодернизм.
Таким образом, возникновение постмодернизма обусловлено многими факторами: политическим, социально-экономическим, бурным развитием средств коммуникации, духовными потребностями общества, что мы покажем далее.
В качестве дополнения укажем такие черты постмодернизма, как "отказ от дифференциации философского знания на онтологию, гносеологию и т. д., фиксируя невозможность конституирования их в современной ситуации метафизики как таковой и рефлексивно оценивая современный стиль мышления как "постметафизический".
Пользуясь классическими формулами философии, попытаемся ответить на вопрос, как постмодернизм решает онтологические проблемы.
Центральной идеей постмодернизма является отказ от представления о "целостности, упорядоченности, иерархической структурности, центрированности, гармоничной упорядоченности мира", иными словами "постмодернистская чувствительность" (парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса).
Таким образом, постмодернизм предполагает восприятие мира в качестве хаоса, что выражается еще в "смешении литературы, критики и философии", что "характерно для "постмодернистской чувствительности" конца ХХ века"(11).
Каким же образом происходит познание истины постмодернизмом?
Гносеологические идеи раскрываются постмодернизмом с позиции М.Фуко: "Знание - это власть"( подобно бэконовскому заявлению на заре Нового времени). Истина - всегда результат насилия над остальными явлениями и процессами действительности. Философ употребляет для ее обозначения даже эпитет "Воля к истине", отводя решающую роль воле субъекта процесса познания.
Таким образом, постмодернизм в онтологическом плане стоит на агностических позициях.
Каковы корни постмодернизма?
Мы уже отметили, что генезис слова "постмодернизм" связан с идейно-философским течением Х1Х века - модернизмом, олицетворяющим ценности западного мира. Модернизм - ответная реакция на старые ценности, стремление их переосмыслить, освободиться о косного и догматического. Это косное было внесено социальными, политическими, культурными установками предшествующей эпохи - Просвещения ХУШ века: "постмодернисты часто упоминают "Просвещенческий проект", подразумевая идеологию либерального гуманизма, доминировавшую в западной культуре с XVIII века, - идеологию, которая стремилась освободить человечество от материальной нужды и политического угнетения. С точки зрения постмодернистов, этот проект, может, вполне достойный в свое время, сам стал угнетать человечество, заталкивая его в некие жесткие рамки мышления и действий. Ему поэтому и надлежит противостоять"(12).
Но специфика постмодернизма еще и в том, что ревизии подверглись не только философское наследие модернизма, но и ценности других эпох.
Аргументируется это его «метафизичностью»: «с этим тесно связана также критика всего предыдущего образа мышления, т. е. рационализма, как метафизического, и обращение к неофрейдизму…»(12). Здесь возникают противоречия, которое невозможно разрешить с позиций классической философии: отрицаются не только диалектические воззрения Гегеля или Маркса, в основе своей отрицающие метафизический подход, но и любые каноны философии как таковые. Только с позиций релятивизма постмодернистов можно понять, что философия не может разрешить тех проблем сущности и бытия, которые пытались разработать предыдущие философские течения.
Интересен сам подход постмодернизма к термину "метафизика".
В философской науке выделяют три традиции, соответствующие эпохам развития философии: классическую, неклассическую (позитивисты и экзистенциалисты ХХ века, Ницше, Хайдеггер, Гуссерль) и постнеклассическую (соответствующую постмодернизму). Если первая трактовала метафизику как учение о сверхчувственных(трансцендентных) основах и принципах бытия, отождествлялась до ХУШ века с онтологией, то неклассическая традиция представляла ее как "спекулятивно-философский метод" (уже критически отнесясь к понятию), оцениваемый в качестве "альтернативного непосредственному эмпиризму, специфически понятый в диалектике марксизма, это "неотчужденный способ бытия человека в мире и адекватный способ его осмысления" (по М.Хайдеггеру), "субъектное моделирование реальности" (по Гуссерлю) и т. д. Кант критиковал метафизику, оценив ее как "потенциальную ограниченность рассудка по сравнению с разумом"(4, 497).
Постнеклассическая традиция усматривает в ней "классическую философию как таковую", признавая следующие черты: "наличие в Логосе единства бытия", и "презумпция единства бытия и мышления", что есть проявления идеализма.
В общем смысле метафизика противопоставляется современной "философии различия" (постмодернизму) как "философия тождества".
По мысли постмодерниста Т.С.Элиота, философия ХХ века пытается опровергнуть "метафизическую теорию субстанциального единства души" и, в целом, "установиться у границы метафизики"(4, 497).
Таким образом, постмодернизм восходит к неклассической традиции философии. Она начинается с идей Ф.Ницше, далее - к структурному психоанализу, неомарксизму, феноменологии Гуссерля, философии М.Хайдеггера, традициям "постнаучного" и "поэтического мышления", традициям семиотики и структурной лингвистики, далее - к философии диалога и теории языковых игр.
Из сказанного следует, что философия постмодернизма является синтезом неклассических философских учений, но в принципе, отрицающим единичные составляющие этого синтеза. Релятивистский подход приверженцев нового философского направления полностью отрицает любые догмы. Поэтому в рамках классической традиции постмодернизм можно охарактеризовать как объективный релятивизм. Положения постмодернизма "отрицают объективную данность истины" Истина - не более чем лингвистический, исторический, социальный конструкт" и "не существует критерия, позволяющего отличить истину от не-истины"(25, 529-530).
По Лиотару, "сущность знания в современности можно понять только в связи с языком"(18, 16). Поэтому обратимся к пониманию постмодернизмом языковых проблем.
2. Постмодернистская деконструкция классического логоцентризма
Согласно определениям, постмодернизм - это всегда протест, отрицание всего старого, догматичного, любых законов. Главным аргументом постмодернистов является несовершенство нашего знания вследствие неразвитости "передаточного механизма" - языка. Именно к анализу этого предмета и обращаются многие апологеты постмодернизма.
В.С.Данилова приводит три основных тезиса постмодернизма:
люди не имеют доступа к реальности, и, следовательно, не существует средств для постижения истины;
реальность недоступна, потому что мы являемся пленниками языка, который придает форму нашим мыслям прежде, чем мы можем помыслить, и поэтому мы не можем выразить то, о чем мы думаем;
мы создаем реальность посредством языка, и поэтому природа реальности определяется теми, кто имеет власть формировать язык(9, 137).
Согласно Ж.Деррида, "чистая мысль - вопреки претензии философов на противоположное - никогда не свободна от способа ее выражения..."(22).
Поэтому постмодернисты выступают против любых догматических способов выражения мысли, считая, что они в любом случае необъективны.
В этой ситуации выходом является такая специфическая форма передачи мыслей и выражения действительности, как нарратив. "…любой научный анализ начинает оформляться по законам художественного творчества, как "нарратив", то есть рассказ со всеми свойствами и признаками беллетризированного повествования"(21). Часто говорят о возрождении нарратива (этот процесс начался в западной науке еще в 1980-х гг). Применительно к исторической науке это направление, отрицающее статистические и математические методы "новой научной истории" школы Анналов. Как и общее течение постмодернизма, нарратив отрицает засилье строгих методов и форм выражения исторической действительности. Используются такие средства, как романтическое повествование, комедия, трагедия, сатира и т. д. (21)
Что такое классический логоцентризм?
Это основа классической системы познания мира. Он предполагал исключительную роль слова как абстрактного выразителя мыслей и обозначения объектов.
В.А.Кутырев раскрывает генезис логоцентризма и становление современной научной картины мира с позиций модернизма (15).
"Длительный путь от мифа и магии к науке и технике принято считать, и в этом трудно сомневаться, путем обретения людьми власти над природой, возможностей ее преобразования в соответствии со своими потребностями. Это был путь прогресса как движения к расцвету деятельности и могущества человека на Земле", - пишет автор. "То, что во многих мифах кажется наивным и примитивным объяснением, - отмечал Ф.Х.Кессиди, - отнюдь не является таковым на деле, ибо миф - не первоначальная форма философии и науки, а особый вид мироощущения, специфическое, образное, чувственное, синкретическое представление о явлениях природы и общественной жизни". Познавательное отношение к реальности формируется по мере того, как человек отделяет себя от нее не только физически, но и духовно, признавая существующей самостоятельно и независимо от него - как Объект." Происходит формирование абстрактных понятий, "на их основе возникает logos, знание, существующее без непосредственной связи с единичными вещами, обобщенное и абстрактное, то есть рациональное (умозрительное). Его носитель, отличая себя от преобразуемого мира, становится Субъектом. Миф трансформируется в метафизику как философию и первоначальную науку(15).
Страницы: 1, 2, 3, 4