МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Национальный Аэрокосмический Университет
им. Н.Е. Жуковского
Эссе по философии
На тему:
Иррационализм в философии Артура Шопенгауэра
Выполнил: студент 750м группы
Проверил: преподаватель
Ковалевская О.В.
2010
Артур Шопенгауэр родился в 1788 году в семье немецкого коммерсанта Генриха Шопенгауэра и Иоганны Шопенгауэр. Семья Шопенгауэров не характеризовалась, как семья живущая в любви и теплых отношениях между членами семьи. Иоганна была намного младше Генриха, тем самым вызывая у него патологическое чувство ревности, муж ей запрещал покидать дом и принимать гостей. В феврале 1788, когда родился Артур, Иоганна в своём дневники писала: «Мне как всякой молодой матери, нравится забавляться со своей «новой куклой». Но новые куклы очень скоро становятся старыми».[1 стр. 90] Из данных слов становится понятно отношение матери к своему ребенку, Иоганна была не принимающей и эгоцентричной матерью.
Вышедшая замуж в молодом возрасте она постоянно будет об этом жалеть, она считала себя способной к поэзии, а ревнивый муж и родившееся дети ей не давали реализоваться как поэтессе.[1]
Отношения отца к Артуру было, как к наследнику главы торгового дома Шопенгауэра в воспитание его он не вмешивался, виделись они очень редко. Через 16 лет после рождения сына, Генрих Шопенгауэр покончит жизнь самоубийством. Иоганна Шопенгауэр, освободившись от пут брака, начинает реализовываться в светской жизни, она становится хозяйкой литературного дома в Веймаре, где она очень близко сойдется с Гёте.[1]
Жизненные пути каждого из членов семьи Шопенгауэров шли по отдельности, Артур и его младшая сестра Адель Шопенгауэр, были обречены на одиночество. Одиночество преследовавшее его с детства не оставит его на протяжении всей его жизни.[1]
Артур Шопенгауэр всю жизнь был холостяком, мотивируя тем, что женщины это те, кто покушается на свободу мужчины. Относился с пренебрежением к субъективным благам но относился очень бережливо к собственному здоровью. По отношению к людям он характеризовался как мизантроп, как известно людей он называл пренебрежительно «Двуногие». Много времени проводил за чтением книг, как он говорил о своём времяпровождении «Не будь на свете книг, я давно пришел бы в отчаяние…», однако к прочитанному относился очень критично, так как выступал за самостоятельное мышление и собственное мнение к прочитанному.[1]
Значимое влияние на философа оказали работы Иммануила Канта и философские идеи Востока (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка Будды), Упанишады и труды стоиков. Критиковал своих современников Гегеля и Фихте.[2] Называл мир, в противоположность измышлениям Лейбница, - «наихудшим из возможных миров», за что и получил прозвище «философа пессимиста».[4]
Свои идеи Шопенгауэр черпал из трудов Платона, трансцендентальной философии И. Канта и древнеиндийский трактат Упанишады. Тем самым Артур Шопенгауэр попытался синтезировать идеи западной культуры (где базисом философии был рационализма) и идеи восточной культур (где в противоположность западу базисом служил иррационализм). Иррациональный стиль мышления основан на вере в существование не подлежащие объяснению и не подчиняющихся разуму сил, управляющих как человек так внешним миром. Эти теории объединяют присутствующая в античной мифологии идея о том, что мир, в котором мы живем, не является единственной реальностью, что существует другая реальность, которая не постигается разумом и наукой, но без учета влияния которой становится противоречивой наша собственная жизнь.
Опираясь на учение Канта, Шопенгауэр пишет: «Кантовский идеализм показывает, что весь материальный мир с его телами, протяженными в пространстве и находящимися посредством времени в отношении причинности друг к другу, и всем с этим связанным, не есть нечто существующее независимо от нашего интеллекта, но имеет свои основные предпосылки в функциях нашего мозга, за счет которых только и возможен такой объективный порядок вещей, поскольку время, пространство и причинность, на которых основаны все реальные объективные процессы, сами есть не что иное, как функции мозга».[5]
Поэтому есть мир, как он есть на самом деле, и есть мир, как он нам видится. Но это нельзя понимать как «вся мировая наука есть иллюзия». И этому Шопенгауэр даёт пояснение: «Ничто не истолковывается на протяжении столь долгого времени и вопреки всем объяснениям столь неправильно, как идеализм, ибо его понимают так будто он отрицает эмпирическую реальность внешнего мира… Непосредственно созноваемое ограничено пределами кожи или, точнее, самыми крайними окончаниями исходящих из церебральной системы нервов. За этими пределами лежит мир, о котором мы знаем только посредством образов в нашем мозгу. Вопрос в том, соответствует ли и насколько соответсвует этим образом мир, существующий независимо от нас».
Кроме внешнего опыта и основанного на нем рационального познания существует внутренний опыт, причем интуитивное познание возникло раньше логического, поэтому разум должен быть дополнен интуицией. Интуиция наряду со всеми законами природы и общественной жизни, за ними, мы воспринимаем мир, прежде всего, как некое единство, обладающее особенностью: как мир в целом, так и любой его фрагмент, процесс частица, каким бы законам они ни подчинялись, - всем им присущее вечное и постоянное движение и изменение, то есть вечная вибрация (постоянное движение), которую Шопенгауэр называет «мировой волей».[5]
Мировая воля есть некая сила, некое движение, творящее все вещи и процессы. Иногда, эти процессы приобретают направленный, последовательный характер. Так происходит тогда, когда воля предстаёт перед оком познания. Так, в зависимости от степени сознательности, мы фиксируем четыре основных ступени проявления «мировой воли»: силы природы, растительный мир, животное царство и, собственно, человек.
I. силы природы (тяготение, магнетизм) — слепое, бесцельное и совершенно бессознательное, лишённое всякого познания стремление.
II. растительный мир, представляющий уже более ясное обнаружение воли, в котором хотя и отсутствует способность к наглядному представлению, отсутствует, собственно говоря, познание, — уже отличается от предыдущей ступени наличием чувствительности, например, к холоду или свету, — неким подобием мира представления. Растительный мир всё ещё слепой, но уже более сознательный для познающих существ (человека), более понятное обнаружение воли.
III. Животное царство, представители которого имеют способность к интуитивному, ограниченному животной натурой, представлению реальности: это далеко от сознательности человека, но уже даёт право заключить о том, что животное обладает рассудком, то есть способностью к познанию причинно-следственной связи явлений, есть величайший прогресс на пути эволюции. В отличие от растений животное уже способно видеть, ощущать и активно действовать в окружающем его мире.
IV. Человек как высшая ступень объективации воли единственный, благодаря отвлечённому мышлению, получает возможность действительно осмыслить себя и свои стремления, осознать свою смертность, трагичность своего бытия: он видит и уже вполне ясно сознаёт, насколько он вообще отстоит от предыдущей ступени объективации воли к жизни и может сознавать, — войны, революции, бессмысленные кровопролития, ложь, обман, разврат и пр.
Человек есть осознанная воля к жизни, пожирающая природу в целом, но благодаря привходящему для нужд воли разуму, — способности к абстракции, получающая возможность уничтожить самое себя и обрести искупление от мира.
«Основное свойство мировой воли состоит в том, что она ни к чему не направлена… нет никакой конечной цели, то есть, нет никакого смысла».
Закон объективации: «Чем более совершенный и сознательный уровень обнаружения мировой воли достигается, тем более трагический характер он приобретает». Шопенгауэр: «Чем умнее и глубже человек, тем труднее и трагичней его жизнь». В противоречие входят две силы: стихия «мировой воли» и человеческий разум. В поисках смысла человек и создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла — иллюзии, придумывание занятий. Человек — это существо, в котором «мировая воля» борется сама с собой. Способы достойной жизни (поиск «тихих гаваней»):
Искусство, которое создает прочную иллюзию красоты.
Этический (моральный) аскетизм: отказ от соблазнов, то есть бессмысленной траты энергии.
Философия, которая выясняет подлинную причину трагичности бытия.
Цель искусства состоит в освобождении души от страданий жизни. Искусство освобождает нас от традиционной суеты жизни.
Воля к жизни реализуется в человеке путем эгоизма (утверждение собственного существования). Но при этом воля проявляет себя двояко. С одной стороны, она — источник безудержного эгоизма, а с другой — реализует себя в свободе. И поэтому человек может пойти против эгоизма по дороге самопожертвования. Нужно относиться к другому как к самому себе, и обогащать свой духовный мир. Но этот удел только для редких и избранных. Шопенгауэр: «И мы видим очень много людей… трудолюбивых… занятых приумножением богатства».
У Шопенгауэра воля — это «вещь в себе». Только воля способна определить все сущее и влиять на него. Воля — это высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Воля — воля к жизни, стремление.
P.S.
Влияние идей Артура Шопенгауэра очень значимо, в искусстве появляется течение декаданс, которое зиждется на пессимизме философа. Так же существует мнение, что стихийная и не обузданная воля описанная Шопенгауэром повлияла на идеи З. Фрейда в частности на понятие Id. Однако представитель и основатель экзистенциальной психологи и логотерапии В. Франкл отмечает: «Шопенгауэр, как известно, с сожалением отмечал, что жизнь человека «болтается между тревогой и скукой». В действительности и то и другое полно глубокого смысла. Скука – это постоянное напоминание. Что приводит к скуке? Бездействие. Но деятельность существует не для того, чтобы спасаться от скуки; скорее скука существует для того, чтобы мы бежали от бездействия и должным образом оценили смысл нашей жизни…»[6 стр.224-225] Здесь да и собственно как и во всей своей теории В. Франкл предлагает искать смысл даже в скуке. Таким образом по желанию можно избежать всякого отсутствия смысла, с помощью все той же направленной воли на поиск смысла.
Список литературы
шопенгауэр иррационализм философия
1. Ялом И. Шопенгауэр как лекарство: психотерапевтические истории / Ирвин Ялом; [пер. с англ. Л. Махалиной]. – М.: Эксмо 2010. – 544 с. – (Практическая психотерапия).
2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 472 с.
3. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости / пер. с нем. Ю. И. Айхенвальда. – СПб.: Азбука, 2000. – 256 с.
4. Шопенгауэр А. О ничтожестве и горестях жизни. / Первоисточник: Шопенгауэр Артур. Собр. Соч. в 4-х томах Т.2. Мир как воля и представление, т.II. Доп. К первому тому./. Пер. и ред. Ю.И. Айхенвальда. – М.: Просвещение, 1992. – 479 .
5. Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. / Разде А. Кончеева в журнале самиздат библиотеки М.Мошкова / http://www.koncheev.narod.ru/sh_4x_root.htm 2007.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./Общ.ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьев. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.