Рефераты. Инженерная деятельность и ответственность инженера за последствия научно-технического прогресса

Социотехническое проектирование выходит за пределы традиционной схемы «наука - инженерия - производство» и соприкасается с различными видами социальной практики, где классическая инженерная установка перестает действовать, а иногда имеет и отрицательное значение. Все это ведет к изменению самого содержания проектной деятельности, которое прорывает (ставшие для него узкими) рамки инженерной деятельности и становится самостоятельной сферой современной культуры.

Социотехническая установка современного проектирования оказывает влияние на все сферы инженерной деятельности и всю техносферу. Это выражается прежде всего в признании необходимости социальной, экологической (и аналогичных) оценок техники, в осознании громадной степени социальной ответственности инженера и проектировщика, в выдвижении проблем ответственности ученых и инженеров за свою деятельность как важнейших для последующего развития научно-технического прогресса.



2. Ответственность ученых за научно-технический прогресс


Наука и техника воздействуют на личностные качества их творцов. Чем глубже человек познает окружающий мир, тем большую роль в его деятельности играют нравственные факторы, и отсюда - моральная ответственность. «Тяжкий путь познания очерчивает перед человечеством круг моральных проблем, которые требуют своего решения, - пишет А.И. Огурцов. Знание поднимает человека на Голгофу нравственных переживаний, только с помощью его возможно ясное и ответственное поведение, рефлективный и самостоятельный выбор и принятие решений». Здесь во многих случаях мы имеем дело не с возрастанием чувства ответственности современного ученого, а скорее, с возрастанием чувства его вины.

В процессе нравственной оценки своей деятельности и ее результатов ученый приходит к выводу о своей зависимости от общества. Взгляд «исключительности» ученого сменяется пониманием им самого себя как гражданина. Другими словами, деятельность в области науки - это не только деятельность по установлению истины, но одновременно и деятельность гражданина своего общества. Размышления над нравственной оценкой научной деятельности и формирование профессионально-нравственной ответственности ученого как бы перерастет в чувство социальной ответственности. Последняя находит свое определенное отражение в тех или иных теоретических концепциях. Проблема социальной ответственности ученых осознается на уровне идеологии. В этом случае социальная ответственность не является чисто добавочным и внешним по отношению к научной деятельности, а выступает как органическая часть этой деятельности. Конечно, если науку рассматривать только как систему знаний, то ученый выступает в роли чистого носителя объективной логики научного познания, деятельность которого этически нейтральна и который не несет никакой социальной ответственности. Но в этом случае мы получаем упрощенную модель науки, которую справедливо сравнивают с проекцией объемной фигуры на плоскость, которую нельзя отождествлять с самой фигурой. Вопрос о социальной ответственности снимается, место социальной ответственности занимает объективная логика развития науки, т.е. развертывание безличного познавательного отношения. Эта логика, которая на деле всегда реконструируется задним числом, оказывается неким неумолимым и слепым механизмом, однозначно детерминирующим познавательную деятельность ученого; на нее, а не на него в таком случае возлагается вся социальная ответственность. Понятно, что такая картина развития науки и деятельности ученого далека от реальности. В действительности наука является не только системой знаний, но и особой формой человеческой деятельности, которая не может не руководствоваться чувством социальной ответственности за свой процесс и его результаты. Следовательно, объективная логика развития науки и социальная ответственность ученого не противоречат друг другу и, более того, предполагают друг друга. Социальная ответственность ученых не есть нечто внешнее по отношению к науке, к деятельности ученых. Она реализуется как в процессе познавательной деятельности ученых, так и в ходе практического применения науки, имеет свои основания в природе научной деятельности.

Таким образом, профессионально-нравственная ответственность ученых при определенных условиях может стать отправным моментом ориентации ученых на социальные факторы и формирования их социальной ответственности на уровне идеологии. Внутреннее осознание долга, суд совести постепенно приводят ученых к осознанию ими ответственности не только перед наукой, своими коллегами, но и перед обществом в целом. Поскольку эта ответственность формируется в определенных социальных условиях и регламентирует взаимоотношения между учеными и обществом, она имеет социальный характер. Выражая требования общества к личности и ее социальным качествам, социальная ответственность на уровне идеологии представляет собой систему общественных отношений, которые основываются на теоретическом понимании места и роли ученых в обществе, предполагает активное выполнение ученым возложенных на него обязанностей и использование прав, предоставляемых ученому обществом. Мак система социальных отношений социальная ответственность придает научной деятельности социально целесообразный характер, способствует развитию личности ученого и гуманизации общества.

Действительно социальная роль науки в современном обществе не только стимулирует формирование и осознание учеными их ответственности перед обществом, но и требует этой ответственности. Касаясь истории формирования ответственности ученых, отметим, что после первой мировой войны ослабло моральное давление национализма и государственного патриотизма. В тех условиях и встает проблема о нравственной ответственности ученых. В силу демократического характера науки осознание необходимости применения науки для блага общества медленно изменяет научную среду. «Раз возникнув в ученой среде, - писал В.И. Вернадский, - и неудовлетворенное чувство моральной ответственности за происходящее, и убежденность ученых в своих реальных для действия возможностях не могу» исчезнуть на исторической арене без попыток своего осуществления».

Стихийно осознавая свою моральную ответственность перед обществом, ученые часто мучительно переживают за то возможное социальное зло, которое могут причинить обществу совершенные ими научные открытия. Но постепенно в сознании многих ученых выкристаллизовывается мысль о том, что нравственные проблемы и задачи, которые выступают перед современной наукой, могут получить гуманное решение лишь в случае изменения социального положения ученого путем трансформации всей общественной жизни. К осознанию этой социальной трансформации ученые приходят через гуманистическое неприятие негативных социальных реалий. «Выход один, - заявил Н. Винер, - построить общество, основанное на человеческих ценностях, отличных от купли-продажи». В этом же плане высказывается и П. Руссо, утверждая, что «разрешение конфликта наука - общество может быть найдено только в изменении общества или, вернее, его институтов».

Все эти и подобные мнения ученых свидетельствуют, что вопрос о социальной ответственности ученых связан с более широкой проблемой о социальном переустройстве общества, о развитии человеческой цивилизации. Такое понимание социальной ответственности ученых поднимает на новую высоту значимость этой проблемы, делает ее политически актуальной.

Таким образом, нравственная и социальная оценка научной деятельности, а отсюда - профессионально-нравственная (на уровне общественной психологии) и социальная (на уровне идеологии) ответственность ученых находятся во взаимной связи. Характер этой взаимосвязи, формирование социальной ответственности ученых зависят не только от уровня развития науки и ее роли в развитии и функционировании отдельных общественных явлений и общества в целом, но и от существующих в обществе общественных отношений.

Знание - сила. Вполне естественно, что воспользоваться этой силой каждый хочет в своих интересах. Заряд гуманизма, содержащийся в науке, проявляется не автоматически, а раскрывается через политику. Только политика, способствующая общественному прогрессу, становится условием реализации гуманизма науки и формирования социальной ответственности ученых.

Формирование ответственности ученых предполагает уяснение различия между сущностью науки и ее социальным существованием, переход от нравственной оценки своей деятельности к ее пониманию сквозь призму общественных отношений. Поэтому естественно, что формирование социальной оценки деятельности ученых имеет свои особенности, определяемые социально-экономическими и политическими условиями данного общества и той ролью, которую играет наука в обществе.


3. НТП и этико-профессиональная ответственность инженеров


Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно должна быть сформирована новая гуманистическая культура, в которой человек будет рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонично сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями. Эти требования особенно важны по отношению к личности инженера, ключевой фигуры научно-технического прогресса.

Инженер должен прислушиваться не только к голосу ученых и технических специалистов, но и к голосу собственной совести, и к общественному мнению, особенно если результаты его работы могут повлиять на здоровье и образ жизни людей, затронуть памятники культуры, нарушить равновесие природной среды. Когда влияние инженерной деятельности становится глобальным, ее решения перестают быть узко профессиональным делом, становятся предметом всеобщего обсуждения, а иногда и осуждения. И хотя научно-техническая разработка остается делом специалистов, принятие решения по такого рода проектам - прерогатива общества. Никакие ссылки на экономическую, техническую и даже государственную целесообразность не могут оправдать социального, морального, психологического, экологического ущерба, который может быть следствием реализации некоторых проектов. Их открытое обсуждение, разъяснение достоинств и недостатков, конструктивная и объективная критика в широкой печати, социальная экспертиза, выдвижение альтернативных проектов и планов становятся важнейшим атрибутом современной жизни, неизбежным условием и следствием ее демократизации.

Изначальная цель инженерной деятельности - служить человеку, удовлетворению его потребностей. Однако современная техника часто употребляется во вред человеку и человечеству в целом. Это относится не только к использованию техники для целенаправленного уничтожения людей, но также к повседневной эксплуатации инженерно-технических устройств. Если инженеры и проектировщик не предусмотрели того, что, наряду с точными экономическими и техническими требованиями эксплуатации, должны быть соблюдены и требования безопасного, бесшумного, удобного, экологичного применения инженерных устройств, то из средства служения людям техника может стать враждебной человеку и подвергнуть опасности само его существование на Земле. Эта особенность современной ситуации выдвигает на первый план проблему этики и социальной ответственности инженера перед обществом и отдельными людьми.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.