Рефераты. Инвайронментальная социология

Инвайронментальная социология

 

 

  Инвайронментальная социология

 

Введение

 

В условиях когда природная среда не только полностью включена в процессы человеческой жизнедеятельности на всех ее уровнях социализирована но и оказывает воздействие на ход этих процессов посредством механизмов обратных связей которые работают по естественным (а не социальным) законам актуальным становится именно взаимодействие общества и природы. Изменения природной среды приобретают социальную значимость. Постигая законы природы и овладевая силами природы общество тем не менее неспособно изменить эти законы или подчинить их социальным закономерностям ( как невозможно и обратное сведение социальных закономерностей к    естественным). Особенностью современной экологической ситуации и является пересечение и взаимодействие этих разнородных закономерностей в условиях той или иной социальной системы взаимосвязанной с определенной экосистемой. Взаимозависимость и взаимодействие этих систем требуют изучения специфики различных механизмов этого взаимодействия что исключает как социологический    "герметизм " так и естественнонаучный редукционизм.

     Современную экологическую ситуацию можно считать наиболее развитой формой проявления противоречий двух стихий пересечение социальных и естественных закономерностей т.е. формой пригодной для теоретического рассмотрения. В этом смысле вполне закономерно появление в последнее десятилетие разного рода социально-экологических теорий носящих междисциплинарный характер  стремящихся осуществить новый синтез как предшествующих социологических теорий так и собственно социологического теоретизирования с естественнонаучным и широким мировоззренческим контекстом.

      Наиболее ярким примером такого синтеза может служить американский инвайронментализм представляющий собой соединение определенного типа мировоззрения и теоретических основ соответствующих социальной дисциплины с практикой массового социального движения.

    Американский инвайронментализм имеет богатые и давние ( с середины прошлого века) традиции. Нынешний этап его развития как в теоретическом так и социально-политическом плане начинается с середины 70-х годов и связан как считают большинство инвайронменталистов с последствиями (экономическими социальными политическими и проч.) энергетического кризиса 1973 года. Институциональные основы развития инвайронментального движения и социально-экологических исследований были заложены несколькими годами раньше (принятие в 1969 году законопроекта о национальной природоохранной политике проведение в 1970 году Дня защиты Земли создание различного рода природоохранных организаций на общенациональном и локальном уровнях).

        Не осталась в стороне от общих экологических настроений и американская социологическая  наука : в 1976 году в Американской социологической  ассоциации создается  секция инвайронментальной социологии в 1977 году на сессии ассоциации обсуждается тема "Социальные корни инвайронментализма" ; еще раньше подобные секции были созданы в Обществе по изучению социальных проблем и в Обществе сельской социологии.

      Наконец к началу 80-х годов формулируются основные (начальные) положения "новой инвайронментальной парадигмы" в социологии провозглашающей наступление " века инвайронментализма " необходимость ценностной переориентации нового политического и экономического порядка новых стандартов проведения и нового типа рациональности в целом.

      Социально-экономические мотивы появляются и в работах видных американских социологов  не связанных непосредственно с инвайронментальной социологией  (Хоровиц. Смелсер. Рейнуотер . Липсет и др.) В своих общеметодологических построениях инвайронменталисты часто прибегают  к аналогиям не только с привычными для них натуралистическими течениями но и с интеракционизмом  структурным функционализмом марксизмом .

      Таким образом предмет исследования определяется как теоретико-методологическое и социально-политическое содержание современной инвайронментальной социологии.

Социально-исторические и философские

предпосылки инвайронментализма

 

История развития социально-экологической идеи в американской социологии во многом связана с европейскими традициями социал-дарвинизма географической школы эволюционизма натурализма в целом ; адаптация  этих идей в американской социологической теории проходила под влиянием Спенсера. Дюркгейма. Зиммеля. Тенниса и других европейских социологов. Однако установления теоретических параллелей еще недостаточно для понимания специфики американской социально-экологической традиции позволившей ей стать одним из самых значительных направлений в теоретико-методологическом арсенале американской социологии и сохранить это значение до сегодня . Для уяснения этой специфики обратимся прежде всего к американским источникам (как к теоретическим так и к социально-историческим) формирования социально-экологических (инвайронментальных) концепций в американской социологии.

     Американский инвайронментализм в целом представляет собой прежде всего общетеоретическую и мировоззренческую ориентацию в центре внимания которой взаимодействие социальных образований со средой их обитания. Кроме того инвайронментализм - это движение за качество среды обитания.

     "Инвайронментальная социология" - одна из дисциплин использующих социально-экологический подход и ограничивающих его рамками локального общества с окружающей средой.

    Характерной особенностью американской истории такого взаимодействия стало освоение свободных земель.

    Экстенсивное освоение среды породило ее специфический тип - фронтир - и соответствующий тип социального поведения в отношении среды соответствующую систему ценностей в отношении к природе.

Граница обилие свободных земель были также "естественным" средством снятия социального напряжения экстенсивным образом: недовольные условиями своего существования имели возможность уйти на Запад и устанавливать свои порядки отстаивая свои экономические и политические интересы.

     Однако к середине 19 века запас свободных земель был исчерпан и граница приобрела значение предела экспансии экстенсивного аграрного развития и "естественного" разрешения социальных затруднений. Конец фронтира ознаменовал наступление своеобразного экологического кризиса приведшего к обострению противоречий между локалистской демократией и федералистской централизацией между популизмом и республиканизмом между аграрным Западом и индустриально-финансовым Востоком. Этот первый американский  "экологический  кризис "обусловил переход от аграрного к технологическому росту и урбанизации отличающимся той же экстенсивной динамикой поскольку характерной чертой границы как своеобразного американского института является по Тернеру то что  "ее надо продвигать ".

      В условиях переосмысления последствия  " конца фронтира "и новых форм использования природных ресурсов формируются четыре основные социально-реформистские ориентации на взаимодействие общества и природной среды:консервационизм охранительная концепция экологизм и экономизм.

      Среди основных направлений в инвайронментализме выделяют как правило консервационизм охранительное движение и экологизм (Монейхон Петулла Такер Милбрет ).

       "Проблема  (для консервационистов ) состояла в отыскании техники способствующей эффективному росту для тех кто уже контролировал землепользование и ресурсы - замечает Б.Вайсберг. - Консервационистское движение фактически сформировалось вокруг трудностей управления а не в связи с проблемами экологического разнообразия и стабильности ".

      В противоположность консервационистскому утилитаризму ("техноцентризму") охранительное движение ("биоцентризм") выступало за сохранение нетронутой дикой природы. Биоцентристы представляют инвайронментализм как определенный способ (состояние) бытия и определенный тип поведения когда охрана и рациональное природопользование могут быть лишь внешними проявлениями более глубоких мотивов и ценностных ориентаций.

      Экологисты наиболее близкие к академическим кругам  строят свою научную модель взаимодействия общества и природной среды основанную на объективных закономерностях. Включая во взаимозависимые связи экосистемы и человеческие сообщества экологисты видят назначение социальной системы в том что она должна обеспечивать оптимальное функционирование экосистемы и предотвращать нарушения экологических процессов. Если требования среды к обществу так же обязательны как  и требования общества к среде то динамическое равновесие экосистемы представляется основным из этих требований. Экологическая ориентация соединяя черты биоцентризма с консервационалистским рационализмом  представляла образец  биоцентризма научно-экологического в отличие от "трансцендентального " в сочетаниии с реформизмом   скорее консультативного плана нежели административного.

      Созданное в 1915 году Американское экологическое общество имело целью прежде всего изучение закономерностей раразвития экосистемы в ее широком понимании ( включая человеческие сообщества ) и распространение этих знаний. Среди представителей экологизма –Дж. П. Марш   Э. Ист   Э. Росс и др. Экологисты предложили в целом три основные социально-экологические идеи сохранившие и до сих пор значение в инвайронменталистском теоретизировании. Идея “экосистемного холизма “ выражена А. Леопольдом:”Разумно то что стремится к сохранению целостности стабильности совершенства биологического общества. Неразумно все то что стремится к обратному” . Отсюда следует непреходящее значение “кульминационного” состояния экосистемы состояния динамического равновесия как наиболее оптимального результата эволюционного развития нарушение которого может иметь следствием лишь деградацию экосистемы.

   Однако холизм экологистов не следует приравнивать к мистификации целостности биоцентристами поскольку это холизм опосредованый: критерий разумности сформулированный   . А. Леопольдом относится не к каждому отдельному действию и его результатам и не к каждому отдельному объекту этого действия ( как у биоцентристов ) а к типу действий “ правилу ” практике в целом ее тенденции и к виду популяции.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.