Рефераты. Интуиция и процесс познания

Интуиция и процесс познания

 

                               Содержание





                                                                                                                 Стр.


Введение ……………………………………………………….……. 2


1. Методика  научного  познания …………………………. 2


1.1. Научное  познание как творческий  процесс …….… 2


1.2. Психология  научного  познания ………………... 5


2. Интуиция и процесс познания …………………………………. 7


2.1. Интуиция как часть механизма мышления …….. 7


2.2. Развитие интуитивных способностей ……………………….. 13


Заключение ………………………………………………………… 15


Список литературы ……………………………………………...… 17




















Введение


            Практически все ученые, работая над поставленной  задачей, в   первую очередь опираются на приобретенные за время предыдущей деятельности знания  и опыт. Однако,  весьма значительную роль  в  творческой  работе  исследователя   играют  его личностные качества, среди которых интуиция занимает  важное  место.

            Следует заметить, что в настоящее время не только достаточно широко варьируются оценки степени участия интуиции в процессе научного познания, но и ведется полемика о том, что же, собственно, представляет собой сама интуиция и какой смысл следует вкладывать в это понятие.

            Целью данной работы является попытка на основе обзора некоторых исследований, посвященных проблеме интуиции, показать место интуиции в  процессе  познания, и рассмотреть возможные механизма ее действия.

    

1. Методика  научного  познания

1.1. Научное  познание как творческий  процесс

            По  своей  природе  почти  каждому  человеку свойственно проявление  любопытства, стремление  к  приобретению  новых  знаний. За тысячелетия  своего  развития  человечество  зафиксировало  множество  фактов, открыло огромное количество свойств  и  законов  природы. Теория  познания,  или  гносеология,  сформировалась  в ходе развития   философии  в  качестве  одного  из ее фундаментальных разделов. Фактически, в гносеологии знание понимается как своеобразная связующая нить  между  природой,  человеческим  духом  и  практической  деятельностью человека.

            Познание  невозможно  без  творческого  подхода  к  решению  практически любой задачи.  Когда  исследователь пытается узнать,  понять  что-либо для него новое, он  сталкивается  с  целым рядом  проблем,  определяемых прежде  всего  особенностями  его  личностью,  а  также  характером понимания  им  задачей  и  целей проводимых исследований.

            Во всех  научных  дисциплинах  разработано  множество  частных  методик,  следование  которым  является  необходимым  предварительным  условием совершения открытий в рамках данной конкретной дисциплины; помимо этого,  существует  еще  и  ряд  общих  для всех дисциплин одной направленности (естественных, гуманитарных  etc.) принципов (предписаний, запретов, ограничений, правил и т. п.). Но  при  этом  необходимо  осознавать, что  признание  творческого  характера  научного  исследования  является  сегодня  общим  тезисом  методологии  науки. Творческая  деятельность  ученого  происходит в  рамках  общих основ методики научных  исследований, среди  которых  видное место  занимают, так  называемые  “методологические  регулятивы”  теории. Сюда  обычно  относят   принцип  проверяемости  (или  фальсифицируемости), принцип  простоты, принцип  инвариантности, принцип  соответствия, и некоторые другие.

            Вообще, говоря  о  методике  научного  познания,  нельзя  не  упомянуть  о  том,  что  в  теории  познания  уже  давно  остается  неразрешимым  вопрос  о  познаваемости  мира. Вот  что по  этому  поводу  пишет  английский  философ,  основоположник   теории   критического  рационализма  Карл  Поппер: “Анализируемый спор ведется  между  критическим  и   смелым  рационализмом - душа  открытия - и  узким,  оборонительным  учением,  согласно которому  нам  не  нужно,  да  мы  и  не  можем  узнать  или  понять  относительно  нашего мира  больше  того, что  нам  уже известно. Это  учение, кроме  того, несовместимо с оценкой  науки  как  одного из  величайших  достижений  человеческого  духа”.

            Ученый-исследователь  в  своей  работе “стремится  к  нахождению  истинной  теории, т. е.  такого  описания мира (в частности, его  регулярностей, или  законов), которое было  бы  также  объяснением  наблюдаемых фактов. (Это означает, что  описание  фактов  должно быть  выводимо  из  теории, соединенной  с  определенными  утверждениями - так  называемыми  “начальными  условиями”. Поппер  защищает  этот тезис,  и  далее  он полагает, что “причина  возможной  недостоверности любой теории  заключается  просто  в том,  что  наши  проверки  никогда  не  могут  быть  исчерпывающими”.

            Здесь с  Поппером  можно и  не  согласиться, но смелые  теории  всегда  сначала  не  находили  должной  оценки,  хотя  бы  потому, что  людям  трудно  менять  свои  устоявшиеся  представления. “Если  угодно,  основной  парадокс  познания  можно  сформулировать так : объектом  познания  может быть то, что как-то дано  мышлению, охарактеризовано  им; но то, что уже дано, что известно  мышлению, делает  познание ненужным, ибо  познание чтобы быть таковым, обязано  иметь дело с неизвестным.  Или  иначе:  познание, чтобы быть  познанием, обязано  иметь  дело  с неизвестным; но, чтобы с “чем-то” иметь  дело, это  “что-то”  должно  быть известно”. Этот  “парадокс  познания”  решают  философские  категории, давая  предварительную (и  по  самой  сути  дела  неопределенную)  характеристику “сущего”, задавая  познанию  его  объект. Так одной  из  философских  категорий в методике научного познания  является  интуиция.  

            “Интуитивизм” - название философской школы, в основе которой лежит положение о том,  что у человека  имеется  некоторая  особая способность  или  дар  интеллектуальной  интуиции, позволяющей “видеть истину”. Хотя интеллектуальная интуиция “в некотором смысле  и  является нашим  неизбежным  спутником,  она  зачастую  сбивает  нас  с  истинного  пути  и  эти  блуждания  представляют  собой серьезную  опасность.  В  общем случае  мы не видим  истину  тогда, когда  нам  наиболее  ясно кажется,  что мы  видим  ее. И  только  ошибки  могут  научить  нас  не  доверять  нашей  интуиции”.

            Следующие высказывания  Поппера достаточно  объективно  отражают  положение  интуиции  в  познавательном процессе :

 1. “Во все,  что мы принимаем,  верить следует  только в пробном, предварительном  порядке,  всегда  помня, что  в лучшем  случае мы  обладаем  только частью  истины    (или справедливости)  и  по  самой  нашей  природе  мы вынуждены  совершать,  по крайней  мере, некоторые  ошибки и выносить  неверные  суждения. Это  относиться не только к фактам,  но  и к  принимаемым  нами нормам”.

2. “Мы  можем  верить в интуицию (даже в пробном порядке) только  в  том случае, если мы пришли к ней в результате  многих  испытаний  нашего  воображения,  многих ошибок,  многих  проверок, многих сомнений  и долгих  поисков  возможных путей  критики”.   

3.  “Процесс  учения, роста  субъективного знания  всегда 

в  основных чертах  один  и  тот  же. Он  состоит  в  критике,  обладающей  творческим  воображением”.


1.2. Психология  научного  познания

   

            Говоря  о  методологии научного  познания,  нельзя   не упомянуть психологическую  сторону процесса познания, и здесь  любопытно обратиться к тому,  что  думают     сами    ученые    по    поводу    своих    научных достижений. Известный  французский  математик   Анри Пуанкаре считал, что  “важно  посмотреть, что  же  происходит в самой душе математика”, и полагал, что “лучшее, что  можно для этого сделать, это  провести  собственные  воспоминания”. В этих воспоминаниях  содержится  описание следующего эпизода : “Мы сели в омнибус для какой-то прогулки : в момент,  когда я встал на подножку, мне  пришла  в  голову  идея без всяких казалось бы предшествовавших раздумий с моей стороны”. Анализ А. Пуанкаре  содержит не только описания, но  и интерпретацию,  например утверждение, что  бессознательная  работа “возможна  или, по крайней мере, плодотворна  лишь в том случае, когда  ей  предшествует  и за ней следует сознательная  работа. А. Пуанкаре  говорил  о  чувстве абсолютной уверенности, которое сопровождает озарение, но  подчеркивал, что оно может нас  обманывать. Вместе с тем А. Пуанкаре подчеркивал, что его взгляды  на природу  творчества “несомненно  нуждаются  в  проверке,  так  как  несмотря  ни  на  что  остаются  гипотетическими”.   

В  этом  положении  четко  фиксируется  эвристическая  ценность  и  ограниченность  самоанализа :  его  результаты  являются  источником  формирования  гипотез,  но не  являются  доказательством  правильности  этих  гипотез, доказательством  являются  только  результаты объективного  исследования  психики.

            К образу при характеристике творчества прибегает  и  Г. Гельмгольц : “Я  могу  сравнить  себя  с путником, который  предпринял  восхождение  на  гору,  не  зная  дороги; долго  и  с  трудом  взбирается  он,  часто  вынужден возвращаться назад,  ибо  дальше   нет  прохода. То  размышление,  то  случай  открывает  ему новые  тропинки,  они  ведут его  несколько  далее, и, наконец, когда  цель достигнута, он, к своему  стыду, находит  широкую  дорогу,  по  которой  мог бы  подняться,  если  бы  умел  верно  отыскать  начало.” Г. Гельмгольц  анализировал  зависимость появления  новых  мыслей  от  внешних  условий: мысль  “никогда не рождается  в  усталом мозгу  и  никогда  за  письменным столом...”.  К  числу условий, благоприятствующих  появлению  новых  мыслей,  относятся : “чувство  спокойного  благосостояния”, “пробуждение,  неторопливый  подъем  по  лесистым  горам, в  солнечный день. Малейшее  количество  спиртного  напитка  как  бы  отпугивало  их  прочь”.

            А. Эйнштейн  считал, что “слова, написанные  или  произнесенные,  не  играют,  видимо  ни  малейшей  роли в  механизме  моего  мышления”,  но  нельзя  сводить  творчество к  функционированию  образного  мышления”.

            Таким  образом,  в  психологической  литературе  на основании  обобщения  рассказов ученых и изобретателей, их интервью и  биографических  данных  сложилось  известное представление об основных стадиях  мыслительного  процесса. И  это  представление  является по  существу  ответом  на  вопрос : из чего  “слагается”  мышление,  что происходит между моментом  принятия задачи,  подлежащей решению,  и  моментом  выдачи  названия  ее  решения?

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.