Рефераты. Интуиция и логика в науке

Итогом развития античной философии является  представление познавательной деятельности человека в ее  конститутивно-значимых  формах. Способность логически обрабатывать материал  познания, придавая ему определенность, организованность и строгость, а также возможность дискурсивного движения в этом материале  осознается как рассудок.  В пределах рассудка логические формы наделяются самостоятельным, самодовлеющим значением.  Язык фиксирует логическую форму посредством констант  и образуемых с их помощью отдельных фраз и их сочетаний - схем рассуждения  (т.е. форм вывода, выражающих связь посылок и заключения). Схемы рассуждения могут воплощать и  воплощают в себе самое разное  содержание. Парадоксы и трудности всякого последовательного  и логически строго  построенного рассуждения заключается именно в его дискурсивности. Важно понять, что устанавливаемые в логике логические законы и правила логического перехода относятся к самой логической форме, но не языковому  высказыванию  как  конкретному  средству выражения мысли.

Дискурсивное познание вполне достоверно, однако  чем больше шагов у доказательства, тем менее ясным оказывается вывод. И в античности, и в Новое  Время  предполагали, что “связующим звеном” каждого последующего шага дискурса является интуиция. Интуиция  в том смысле, что последовательное движение мысли  в дискурсе   стремится обладать интуитивной очевидностью. И ограниченность рассудочного, дискурсивного познания состоит в том, что не всегда можно найти промежуточные идеи, которые можно было бы связать  одну с другой с помощью интуиции во всех звеньях дедукции. 

В дальнейшем    логическое наследие философии и теории познания  античности разрабатывались в  европейской  средневековой философии в обеих главных ветвях религиозной философии - схоластике и мистике. Однако только Новое Время дало толчок к развитию принципиально новых ценностей  культуры и новой расстановке приоритетов в сфере познавательной деятельности человека.


ИНТУИЦИЯ И ЛОГИКА В  КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ  НАУКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ


 Новоевропейская культура  в течение  эпохи Возрождения   формирует  новые установки практической деятельности и ориентирует культуру на цели и ценности, определяемые достижением земного блага, богатства и достоверного знания о природе. Это знание   не только должно быть достоверным  и ориентировать человека в природе, разнообразии ее объектов,  их полезных свойствах и качествах. Кроме того, оно должно  обладать новизной и  по возможности подвергать исчислению полезные свойства и качества изучаемых объектов с тем, чтобы приспособить их к использованию в практической деятельности самого человека. Так возникает  не просто достоверное, но специализированное знание,  накопление которого формирует науку и собственно научное знание.  Ф.Бэкон составляет классификацию существующих и возможных  наук. В основании этой  классификации  лежат представления о способностях человеческого разума. Память лежит в основе истории, воображению соответствует поэзия, источником философии является рассудок,   а сама философия определяется в учениях о Боге, природе и человеке. Познание  Бога определено познанием природы, а средство познания человеком самого себя дано ему в рефлексии.

В ХVII - XVIII столетиях  наука постепенно отстаивает право самостоятельного суждения о природе и  устройстве мира, а также о формах его изучения и исследования. Более того,  Новое Время  оказывается временем возникновения науки  как социально-организованной силы, как особого способа производства знаний. Последнее поставило новые цели перед логикой и изменило характер философствования.

 Логика развивается теперь в связи с требованием и необходимостью содействовать “росту наук”. Фр.Бэкон ставит перед собой задачу разработать новую логику (ср. название его основного труда “Новый Органон”). Такая логика, по мнению Бэкона, претендует быть “учением о методе”, т.е. некоторой “методологией”, способной указать ученым кратчайшие пути к “новым истинам”. Орудие и познания, и действия человека - это новый метод истолкования природы, метод  открытий и изобретений, опирающийся на планомерно поставленный эксперимент.  В деятельности  ученого, по Бэкону,  можно,  предположить два источника успеха и продуктивности, а именно: чувственные наблюдения, опыт  и рассудок, здравый смысл.  Истинный ученый, считал Бэкон, “берет пример” с пчелы, извлекающей сок из цветов сада и поля и собственным умением преобразующей            его в мед.   Он руководствуется логикой    “истинного наведения”,  индуктивным методом, который  требует исчисления качественных особенностей и свойств изучаемых объектов. Истинная индукция суть не простое перечисление случайных признаков изучаемых предметов,  но систематизация качественных признаков, а затем отбор и селекция тех из них,  которые могут прирастить знание или навести на открытие еще  неизвестного. 

 Бэкон предложил составлять таблицы присутствия, отсутствия и степеней  изучаемых свойств отдельных предметов данного класса.  Цель и задача этих таблиц состоит в том, чтобы осуществить “представление примеров разуму” и выделить схему сопоставления двух явлений с тем, чтобы найти и установить необходимую связь между ними. Сам Бэкон рассматривал свои таблицы как приемы открытия.

  Заполнение таблиц требует знания фактов, и их собирание Бэкон считал важнейшей задачей науки. Более того, до конца жизни он работал над составлением  “Естественной и Экспериментальной истории”, к которой стремился обнаружить логические пути  открытия нового знания, общезначимого для развития науки и дальнейшего изучения природы.

Логический метод Бэкона фактически стал началом индуктивной логики. Как форма движения мысли индукция тесно связана с историей опытного познания и научного исследования.[6]  В дальнейшем в задачи и цели индуктивной логики стало входить установление логических критериев подтверждаемости или обоснованности какого-либо общего положения науки или знания единичными фактами. В такой форме знание или положение науки выступает  не как утверждение, требующее верификации по критерию  истинное/ложное, но как гипотеза. Сами гипотезы могут получать свои обоснования различным образом. Один из методов предполагает оценку ее с точки зрения эффективности  в объяснении уже  имеющихся фактов и в предвидении новых и соответственно, ее принятии или отклонении от дальнейшего рассмотрения. В дальнейшем Лейбниц поставит вопрос о об условиях наибольшей обоснованности гипотезы и сформулирует эти условия. Фактически Лейбниц  вносит в индуктивную логику новые  принципы    вероятностной логики. К их числу Лейбниц отнес следующие: необходимость непрерывной шкалы вероятностей, достаточно четкое определение вероятности или правдоподобности как меры нашего знания, а также попытки выяснить закономерности, возникающие  при различных операциях над вероятностями. В основу вероятностной логики Лейбниц положил принцип “равно принимать  в расчет равноценные предположения” и долгое время этот принцип, названный принципом индифферентности, был основным для построения вероятностной логики.

В философском контексте необходимость существования вероятностной логики оправдывалось тем убеждением,   что всякое положение, добытое при помощи  опыта, не может быть безусловно необходимым, но может быть только вероятным.

Переосмысление в Новое время задач и целей  самой логики, развитие самостоятельных логик, тесно увязанных с математикой и существующей в ней системой исчислений,   заставило философов обратить внимание и исследовать своеобразие  математического знания.

Это своеобразие, по мнению философов ХVII века - Декарта, Лейбница, Спинозы и Локка -  состояло в следующем. С одной стороны, суждения математических наук обладают безусловной логической всеобщностью и необходимостью, - т.е. любая доказанная в математике теорема справедлива не только для данного единичного объекта, но для любого объекта из класса объектов, который имеет в виду доказательство.  Но с другой стороны, логическая необходимость доказываемых в них теорем не имеет и не может иметь источник в опыте и эмпирической индукции, а следовательно остается неясным, где математика черпает свои основные логические признаки - всеобщность и необходимость. Эта трудность снималась учением об интеллектуальной интуиции, в которой утверждался и объяснялся непосредственный характер некоторых истин. Сама интуиция понималась здесь как интуиция рациональная, т.е. такая, в которой нет никакой грубой чувственности равно как и мистического сверхъестественно постижения реальности. “Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и  то же, прочное  понятие ясного и  внимательного ума, порождаемого лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция”[7].

Как видим, понимание интуиции в Новое Время оказывалось принципиально иным, чем в предшествующей философии античности и средневековья.  Отличие, в конечном итоге, сводилось к тому, что процедуры идеализации, т.е. процедуры мыслимого конструирования объектов, не существующих и не осуществимых в действительности ( простейший вид таких объектов - математическая точка или геометрическая фигура),  уже не содержали в  качестве своего основания ничего чувственного, но “демонстрировали” способность человеческого интеллекта к  ясному и отчетливому усмотрению некоторых, - в частности математических, - истин. Интуиция в представлении рационалистов XVII века есть высшее проявление единства знания, и притом знания интеллектуального,    ибо в акте интуиции разум одновременно и мыслит и созерцает. Тем самым интуиция оказывалась принадлежащей к роду познания логического.

Представляется, что это обстоятельство существенным образом повлияло на развитие характера науки и ценностной определенности практической деятельности человека.   Кроме того, изменение представления о соотношении логики и интуиции в процессе познания, формулировка теории интеллектуальной интуиции, в которой интуиция рассматривалась  как важнейшая логическая форма   человеческого интеллекта, изменило   представления о   разуме, почти разрушило интуицию реальности божественного присутствия в мире.  Очевидным стало именно несоответствие универсальности разума как “орудия” конечному характеру  человеческого “тела-машины”. Эта очевидность создала прецеденты для изменения этических и эстетических установок в освоении человеком природы, а в конечном итоге сняла преграды для технологического вмешательства  в природу.  Человек же стал пониматься в качестве силы, противостоящей природе и преобразующей ее объекты в необходимые для себя предметные формы. Науке стал воздаваться приоритет среди всех других видов познавательной деятельности постольку, поскольку именно науке присущ принцип объективного и беспристрастного исследования.

 Фактически в Новое  Время складывалась и развивалась  традиция, когда логик сознательно стремился “дистиллировать” путь человеческого познания, отбросив все, что не  приводило к успеху. Тем самым логика стремилась создать нормы и стандарты самого постижения истины.    Таким образом,  в Новое Время изменились задачи логики -  ее ядро отныне составляет  разработка норм истинности и методов достижения нового знания.

 Позитивизм, а затем и логический неопозитивизм ХХ столетия осознал  проблемы и задачи логики в контексте решения проблем обоснования научного знания. Именно в этом плане, собственно говоря, логика  выглядит  “полезной”. Неопозитивисты сумели достаточно подробно проанализировать вопрос о структуре научного знания, проблему объяснения и предсказания в науке, вопрос о гипотетичности научного знания, т.д. Иными словами, сложившиеся в науке приемы и способы исследования получали описания в логике как некоторые регулятивные процедуры, и обратно, с точки зрения этих нормативных  процедур  подвергались анализу и оценке конкретные научные теории.




                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В данном реферате мы коснулись некоторых исторических аспектов достаточно сложной проблемы соотношения интуиции и логики в науке. Выбранный нами угол зрения на развитие этих средств  познавательной деятельности в естествознании позволил описать эволюцию представлений об интуиции и логике и рассмотреть их значимость в становлении культуры мыслительной деятельности. Важно подчеркнуть, что основными выводами проделанного нами исследования могут служить следующие моменты:

n    во-первых,  осознание наукой  средств своей познавательной активности было бы невозможно без  философского подхода к рассмотрению основных проблем естествознания. А это значит, что  философия и естествознание имели и имеют класс общих проблем именно в области методологии научного познания;

n    во-вторых, европейская культура мыслительной деятельности

исторически складывалась под знаком постепенного преобладания логической необходимости. Ценность полученного наукой знания во многом была определена его объективностью и предметностью, его значимостью в смысле способности раскрывать закономерности во взаимосвязях природных объектов и тем самым предоставлять возможность предвидеть их изменения или изменять их в соответствии с конкретными целями и условиями практической деятельности человека;

n    в-третьих, интуиция, как один из важнейших  источников и средств научного творчества в контексте  методологического анализа проблем естествознания практически  не рассматривалась.  Тем самым интуиция оказалась “стихийным”,  т.е. никак не поддающимся рефлексии, средством организации и направления научного изучения, как правило, наиболее сложных проблем естествознания.

n    в-четвертых, сложившуюся ситуацию в рефлексивном осознании  соотношения интуиции и логики в науке нельзя признать удовлетворительной. В любом случае, она требует своего дальнейшего рассмотрения, изучения и обсуждения.

































                                                      ЛИТЕРАТУРА

1.  Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М. Соцэгиз, 1963.

2.  Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М., Наука, 1982.

3.  Разум и культура. Труды международного франко-советского коллоквиума. М., Изд-во МГУ, 1983.

4.   Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации. В журн. “Вопросы философии”., 1989, № 10, с. 3-18.

5.  Философская энциклопедия. Тт. 1 - 5. М., “Советская энциклопедия”. М., 1960-1970.

6.  Эрн В.Ф.. От Канта к Круппу. В журн. “Вопросы философии”. 1989, №  9. С. 96-108.





 




[1] Так, например, история свидетельствует, что известный последователь Канта, возвышенный В.Виндельбанд говорил  на выборах: “Категорический императив Канта заставляет меня  голосовать за национал-либералов!”.

[2] Борн М., Эксперимент и теория в физике. В журн.: “Успехи физических наук”, 1958, т. LXVI, вып.3, с. 374.

[3]  Удивляться термину “вера”, который использует Платон для этого вида чувственного познания нельзя. Философ исходит здесь из той очевидности, что нельзя заставить человека  признать что-либо существующим никакими силами, если он в это не поверил.  

[4] Аристотель. “Вторая Аналитика”, I, 3, 72, в 18 - 20, русс. перевод, Л., 1952.

[5]  В античной культуре миф был задан философии как нечто, ей предшествующее и содержащее  символически и художественно выраженный универсум идей и образов. Благодаря  систематически  практикуемой  рефлексии философия  и “дистанцировалась” от мифа, и развила свое самостоятельное бытие.     

[6] Любопытно, что изучение  индукции было свойственно логическим системам Древнего Востока: и в индийской логике и в китайской  философской  школе Лао-Цзы довольно широко пользовались индукцией как методом наблюдения и средством осознания изменчивости мира. Индуктивную логику вполне можно рассматривать не как логику достижения  истинного знания, но как логику постижения изменений в природе и человеческом мире.

[7] Р.Декарт. Избранные произведения. М., 1950, с.86.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.