Рефераты. Иметь и быть как два способа существования. Категория небытие у Э.Фромма (по книге Э.Фромма "Иметь или быть?")


 


  ***


Идеи обладания и бытия красной линией проходят через Ветхий и Новый Заветы и учение Майстера Экхарта, к которым Э.Фромм часто обращается в своих трудах. Это говорит об актуальности проблемы с давних времен и до нашего времени.

Один из лейтмотивов Ветхого Завета звучит так: оставь то, что ты имеешь, освободись от всех уз: будь! Известный иудейский герой Авраам отправился в поисках в неизвестность по указанию Божьему, оставив землю свою, то есть то, что имеет. Однако потомки его, оставшиеся в Египте остались под гнетом  и бременем собственности и сразу же попали в рабство. Странствия Моисея по пустыне являются неким символом свободы, отказа от нефункциональной собственности. Бог наказал им взять с собой столько пищи, сколько им необходимо, и не более того. Фактически в нем впервые сформулирован тот принцип, который стал широко известен благодаря Карлу Марксу: каждому по его потребностям. Также, соблюдение субботы (шаббат) – день освобождения от людей и бремени работы, - вовсе не является праздником для лентяев, так как он способствует восстановлению полной гармонии людей друг с другом и с природой. Когда во время войны против римлян (70г. н.э.) предводители иудеев (раввины) решили оставить свое государство против мнения общей массы народа и служить весьма своеобразным идеалам бытия: познавать, учиться, мыслить и ожидать прихода Мессии.

В Новом завете идея развивается в том числе в русле гуманизма, как бы подпирая отказ от обладания и выражающее отказ от эгоизма: “возлюби врага своего” (прежнее: “возлюби ближнего своего”). Когда Сатана искушает Иисуса, последний произносит следующие слова:" Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящих из уст Божиих". Иисус представляет воплощение подлинно экзистенциальной ориентации.

Экхарт описал и проанализировал различие между двумя способами существования - обладанием и бытием - с такой глубиной и ясностью, которые никому еще не удалось превзойти. Человек, который ничего не желает, -- это человек, который ни к чему не стремится: в этом суть концепции отсутствия привязанности к чему-либо у Экхарта. Знание не должно принимать характера порабощающей нас догмы. Все это принадлежит модусу обладания. При модусе бытия знание -- это не что иное, как глубокая активность мысли, оно никогда не должно становиться поводом для остановки с целью обрести некую уверенность. Свобода человека ограничена в той степени, в которой он привязан к собственности, к работе и, наконец, к своему "я". Цель человека – избавление от эгоцентризма, от такого способа существования, когда главным является обладание, для того чтобы достичь экзистенциального бытия. Его Экхарт употребляет в двух смыслах:

1)                бытие – подлинные мотивы, побуждающие человека к действию; в отличие от мыслей и поступков, самих по себе оторванных от действующего и мыслящего человека. Это единство поступков и идей, которые мотивируют наше поведение;

2)                бытие – жизнь, активность, рождение, обновление, выражение чувств, умение радоваться жизни, проявление своей креативности и творчество.

 Активный жизнерадостный человек похож на сосуд, который увеличивается по мере  того, как он наполняется, но никогда не бывает полон. Человек, который бежит, постоянно пребывает в состоянии бега и устремлен к миру, - это не земной, а небесный человек.


Что такое модус обладания?

Приобретать, владеть и извлекать прибыль - вот священные и неотъемлемые права индивида в индустриальном обществе, которые формируют современный социальный характер. Соответственно увеличиваются виды собственности. "Индивидуализм", который в позитивном смысле означает освобождение от социальных пут, в негативном есть "право собственности на самого себя", то есть право - и обязанность - посвятить всю свою энергию достижению собственных успехов. Наше "я" - это смесь реальных качеств, таких, как знания и профессиональные навыки, и качеств фиктивных, которыми обросло наше реальное "я". Однако суть не в том, каково содержание нашего "я", а скорее в том, что оно воспринимается как некая вещь, которой обладает каждый из нас, и что именно эта "вещь" лежит в основе нашего самосознания. Таким образом на основе   этого сознания отношение к собственности менялось следующим образом:











Итак, модус обладания коренится в самой природе частной собственности. В модусе обладания смыслом становится приобретение собственности и неограниченное право сохранять все то, что приобретено и накоплено. Это такой способ существования, который превращает все вещи и всех людей в неодушевленные объекты, подвластные только мне. Но само обладание не вечно, как и жизнь человека. В определении я обладаю объектом, субъектом являюсь не я как таковой, а я как владелец того, чем я обладаю. Обе стороны становятся вещами. Субъект психологически влияет на здоровье “ субъекта”.

Обладательный модус порождает потребность во власти. Очень опасно гетерогенное вмешательство в процессы развития ребенка и взрослого, так как является глубочайшей причиной психических расстройств, душевных болезней, в том числе формирования деструктивной личности.

Важным фактором усиления ориентации на обладание является язык, так как с помощью него формируются понятия, с помощью которых мы представляем мир. Потребность обладать имеет еще одно основание, а именно: биологически обусловленное желание жить. Благодаря механизму наследования я есмь, и я становлюсь бессмертным, коль скоро я владелец капитала. Если моя самость конституируется вещами, владельцем которых я являюсь, то я бессмертен постольку, поскольку эти вещи неуничтожимы. (Пример - Древний Египет). Таким образом, страх “потерять себя”, что означает столкнуться с бездной, имя которой – небытие, у человека обладательного типа выражается в страхе потерять свою собственность.

Понять суть принципа обладания нам поможет обращение к одному из наиболее важных открытий Фрейда, считавшего, что все дети в своем развитии после этапа чисто пассивной рецептивности и этапа агрессивной эксплуатирующей рецептивности, прежде чем достичь зрелости, проходят этап, названный Фрейдом анально-эротическим. Фрейд обнаружил, что этот этап часто продолжает доминировать в процессе развития личности и в таких случаях ведет к развитию анального характера, то есть такого характера, при котором жизненная энергия человека направлена в основном на то, чтобы иметь, беречь и копить деньги и вещи, а также чувства, жесты, слова, энергию. Это характер скупца, и скаредность обычно сочетается в нем с такими чертами, как любовь к порядку, пунктуальность, упорство и упрямство, - причем каждая из них выражена сильнее обычного. Иными словами, для Фрейда личность, ориентированная в своих интересах исключительно на обладание и владение, -- это невротическая, больная личность; следовательно, из этого можно сделать вывод, что общество, в котором большинство его членов обладают анальным характером, является больным обществом.

Удивительно, почему современные люди так любят покупать и потреблять, но совсем не дорожат тем, что приобретают. Наиболее правильный ответ на этот вопрос заключается в самом феномене рыночного характера. Отсутствие привязанностей у людей с таким характером делает их безразличными и к вещам. И пожалуй, единственное, что имеет для них какое-нибудь значение, - это престиж или комфорт, которые дают эти вещи, а не сами вещи как таковые.

Но так как успех зависит главным образом от того, как человек продает свою личность, то он чувствует себя товаром или, вернее, одновременно продавцом и товаром. Человека не заботят ни его жизнь, ни его счастье, а лишь то, насколько он годится для продажи.

"Кризис идентичности" -этот кризис современного общества - вызван тем фактом, что члены этого общества стали безликими инструментами, чувство идентичности которых зиждется на участии в деятельности корпораций или иных гигантских бюрократических организаций. Сверхорганизованность нашей общественной жизни выливается в организацию бездумья.

Таким образом, преобладание рассудочного, манипулятивного мышления неразрывно связано с атрофией эмоциональной жизни.

Когда  превалирует принцип обладания, считаться со временем означает подчиняться ему. В таком случае вещами являются не только вещи, но вообще все живое. Время начинает властвовать над нами.

Властвовать над нами начинает и авторитарная структура нашего общества, когда мы относимся к греху с точки зрения модуса обладания. От этого чувства вины можно избавиться, получив прощение, которое может исходить лишь от самой власти. Условиями такого прощения являются: раскаяние грешника, его наказание, принятие грешником этого наказания и тем самым подчинение закону. Установившаяся последовательность: грех (неповиновение) -> чувство вины -> снова смирение (наказание) -> прощение -- представляет собой порочный круг, ибо каждый акт неповиновения ведет к усилению повиновения. И лишь немногих не удается усмирить таким образом. Это отчасти объясняет рецидивность преступлений. (моё доп.). Э.Фромм говорит о том, что пока мы принимаем авторитарную структуру нашего общества, мы живем в обладательном модусе.

Иногда словом аскетизм прикрывают ориентацию на обладание.  Вегетарианцы, противники абортов, проповедники добродетели, которые не хотят допустить появления своих “греховных" наклонностей навязывают свой фанатизм через СМИ. И как всегда, когда мы сталкиваемся с фанатизмом, возникает подозрение, что он служит лишь ширмой, за которой скрываются другие, как травило, противоположные влечения.

В экономической и политической сфере столь же ложной является альтернатива "неограниченное неравенство или абсолютное равенство доходов". Те, кто требует, чтобы никто не имел больше, чем другие, защищают таким образом самих себя от зависти, которую они стали бы испытывать, если бы кто-нибудь другой имел что-нибудь хоть на унцию больше, чем они сами. Важно то, чтобы были искоренены и роскошь, и нищета, равенство не должно сводиться к количественному уравниванию в распределении всех материальных благ; равенство означает, что разница доходов не должна превышать такого уровня, который обусловливает различный образ жизни для разных социальных групп.

Существует пограничная категория между обладанием и бытием – экзистенциальное обладание. Само человеческое существование в целях выживания требует, чтобы мы имели и сохраняли определенные вещи, заботились о них и пользовались ими. Это относится к нашему телу, пище, жилищу, одежде, а также к орудиям производства, необходимым для удовлетворения наших потребностей. Оно представляет собой рационально обусловленное стремление к самосохранению - в отличие от характерологического обладания (жажда собственности), о котором шла речь до сих пор и которое не является врожденным, а возникло в результате воздействия социальных условий на биологически данный человеческий вид. Два этих вида обладания присущи каждому человеку.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.