Гуманизм как этическая категория. Идеи гуманизма в произведениях башкирских писателей и философов
Ипатова Мария Егоровна
Руководитель Милосердова Светлана Юрьевна.
Уфа 2007.
План
Цель работы
Вступление
Эпоха возрождения и античная этика в гуманистических идеях
Гуманизм в новое время
Вопросы гуманизма в новейшее время
Идеи гуманизма в башкирской литературе и философии
Заключение
Список литературы
Важнейший социальный и моральный аспект анализа мировой цивилизации - положение личности в обществе. Какова степень ее экономической, политической и духовной свободы? Есть ли социальные условия для ее полноценного развития, реализации ее многообразных интересов и потребностей? Ответы на эти вопросы дают возможность определить уровень цивилизованности того или иного сообщества[1.198]. Каково влияние гуманистических идей на цивилизационное развитие? Я считаю, что гуманизм и цивилизация переплетаются друг с другом.
Изучая гуманизм, хотелось бы узнать насколько пронизаны не только работы философов различных времен и народов, но и как рассматриваются вопросы гуманизма в работах башкирских писателей и философов.
Гуманизм (лат.humanitas-человечность) - мировоззрение антропоцентризма (характерного еще мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего гуманистическим состоянием эстетически завершенной культуры и нравственной эволюции "подлинно" человеческого индивида, и Гая Юлия Цезаря осуществлявшего политику "милосердия"). Перманентно, т. е. постоянно, подвергающегося осмысленно и рефлексии в канонах целостных подходов ренессанса и более поздних философских систем. Эти каноны базируются на принципах: человек - высшая ценность общества; благо человека- суть (смысл, содержание) общественных отношений; человек имеет право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей; человек - творческая индивидуальность, вместилище творческой потенции. [2.17] (В узком смысле может трактоваться как определённое культурное движение Ренессанса, где происходит освобождение от духовного господства феодализма.) Термин гуманизма был введён в научно- просветительский оборот немецким педагогам Ф. Нитхаммером в 1808 году постулирует "высшую, самодостаточнную и самоосознающую значимость человека", в которой провозглашает и античеловеческим всем. Все это способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает мысль приоритета идей и истин "Сверхчеловеческого" происхождения вреду феноменов потустороннего мира. Концепт Сверхчеловека был ориентирован на отказ от морали, обуздывающей подлинную природу человека.[3.257]
Эпоха Возрождения и античная этика в гуманистических идеях
Теоретики гуманизма в эпоху средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности " чисто человеческого" образования, опираясь на авторитет мыслителей древнего Рима и древней Греции. Это можно показать по таблицам, где представлены частота упоминаний античных философов и философов эпохи Возрождения.
Таблица№1.
№ п/п
Добродетели человека
Частота упоминаний добродетелей
1
Мудрость
22
2
Справедливость
17
3
Мужество
15
4
Умеренность
16
5
Дружелюбие
6
Благородства
7
Скромность
8
Мягкость и ласковость в чувствах
9
Сострадание
10
Отзывчивость
11
Благодарность
12
Толерантность
13
Бескорыстие
14
Миролюбие
Уравновешенность
Общительность
кротость
18
Щедрость
19
Честолюбие
20
Смелость
21
Самообладание
Наслаждение
23
Благочестие
24
Человеколюбие
25
Сдержанность
26
Разумность
27
Способность познать красоту
28
Память
Эти добродетели часто упоминали философы: Сократ, Аристотель, Платон, Эпикур, Цицерон, Демократ, Зенон, Ксенократ, Полемон, Антиох и другие. Представители данного течения эпохи Возрождения и нового времени традиционно относит Данте, Петрарку, Боккачу, Леонардо да Винчи, Вала Эразма, Роттердамского, Бруно Бадена, Монтеня, Рабле, Ф. Бэкона, Мора, Цвингли, другие.
Таблица №2.
Свободолюбие
Рассудительность
Милосердие
Доброжелательность
Любовь к прекрасному
Кротость
Честность
Вежливость
Стыдливость
Самопожертвование
Энергичность
Великодушие
Трудолюбие
Воля
Оптимизм
совестливость
Остроумие
Независимость
Страницы: 1, 2