Рефераты. Гуманизм философских взглядов Ф.М. Достоевского

Гуманизм философских взглядов Ф.М. Достоевского

            



 РЕФЕРАТ

                ПО                                 

    ФИЛОСОФИИ

                                       НАПИСАЛ:

                                       ПРОВЕРИЛ:

                                   г.  С-Петербург

 

                                                                          “Красота спасёт мир “ 1








   ТемаГуманизм философских взглядов Ф.  М.   Достоевского

                                      План

           Введение

       1.  Человек-основа философии Ф.  М.  Достоевского

      2.  ”Русская идея”

      3.  Великий прорицатель России

        Заключение

 

              1.  Достоевский Ф.  М.  полн.  собр.  л. , т 22.   с86

                                            

                                    В первых же произведениях Достоевский

                                        выступил  как художник-гуманист, защитник

                                       униженных и оскорблённых.  ”В развивавшей

                                       им в 60-70- е годы теории он утверждал(в духе

                                       неославянофилов ) идею особой религиозной

                                       предназначенности русского народа, как 

                                       спасителя человечества, указывающего путь

                                       к осуществлению “царства на земле.  ”   2


                                                 Введение

     Русская   философия – сравнительно позднее образование нашей национальной культуры, хотя предпосылки её уходят  далеко в глубь национальной (шире - славянской )  истории.   Однако предпосылки, а под ними мы понимаем историческое сознание народа, ещё не само явление.   Cамо же явление появляется с обретением формы, характерной  или соответствующей  своему содержанию. 

Если руководствоваться таким критерием, то можно, почти уверенно сказать, что  философия в России  начинается только во второй половине 19 века.   Но вместе с тем на такое позднее начало-оно  было поистине великим, ибо связано с  именами Ф.  М.   Долстоевский,   Л.  Н.   Толстой, Вл.   Соловьёв, Н.  Бердяев.  В их  лице и  в  творчестве философское самосознание народа заявило о себе” на весь   мир” - уже не как подражание Западу, а как совершенно самостоятельный голос, вносящий свою лепту в мировую культуру. 

В своих произведениях Ф.  М.   Достоевский,  хотя впрочем  и не только он один, нес миру глубоко выстраданную опытом поколений истину - нет и не может быть такой цели, ради которой было бы допустима жертва хотя бы  в

одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в один детский мизинец. 

 

2.           Филосовский  словарь, под ред.  М.  М.  Розенталя идр, из-во Политической литературы:М, 1968. 

          Философия Ф.  М Достоевского-это философия гуманизма, призывающая к миру, единению народов и благополучию.  Вместе с тем для Достоевского, как части  русской философии характерна, так называемая” философия предупреждения.   Ее леймотив - нравственный запрет на любой прогресс, любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью. 

С творчеством Ф.  М.   Достоевского в русской философии берёт начало жанр антиутопии, блестяще продолженный и развитый мыслителями художниками 20века.   Этот жанр не имел по сути аналогов в европейской  философии и литературе, он нередко требовал языка притчи, исповеди, отказа от академических форм теоретизирования, от  чисто рационального способа доказательства и прочувствованных сердцем, пережитых, выстраданных  истин, тем самым утверждало русскую самобытность и своего рода неповторимость. 

Философия Ф.  М.  Достоевского религиозна, по крайней мере характер его философствования, обычно связан с православием,  восточнославянским мировосприятием.   Не случайно Н.  А.  Бердяев писал: ”Русские не допускают что истина может быть открыта чисто интеллектуальным, рассудочным путём, что истина есть лишь суждение.  И никакая  гносеология, никакая методология не в силах, по-видимому поколебать того дорационального убеждения русских, что постижение сущего даётся  лишь цельной жизнью духа, лишь полнотою жизни.    3

Творчество Ф.  М.  Достоевского порой противоречиво и неадекватно, часто наполнено труднопонимаемым мистическим оттенком, его мысли зачастую наполнены религиозной утопией, но бесспорно  одно - это великий прорицатель будущего России, это часть великой русской мысли.       






 



3.  Лосев А.  Ф.  Страсть к дилектике.  М.  1990 г.  с 71



                                          “Г.  Достоевский,  один из немногих       мыслителей,  не утративших веру в самого человека.  ”   4

        

1.  ИСТОКИ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ Ф.  М.  ДОСТОЕВСКОГО

В эпиграфе к данному разделу,  заложен ключ к пониманию всего философского творчества Ф.  М.  Достоевского-это идея гуманизма, любви к человечеству. 

В своих общественно-политических взглядах Достоевский пережил несколько периодов.  После увлечения идеями утопического  социализма (участие в кружке петрашевцев), произошел перелом связанный с усвоением им религиозно-нравственных идей.  Начиная с 60-х годов он исповедовал идею почвенничества, для которой была характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории.  По сути произошел коренной перелом в идеалах, и сегодня  можно лишь поражаться прозорливости русских мыслителей 19 века(Ф.  М.  Достоевскому, Вл.  Соловьеву), которые отказывались видеть существенное различие между “социализмом” готовимшеся русскими “бесами”, и той самой буржуазностью, которой “социалисты объявили перманентную войну, стоившую народу десятки миллионов человеческих жизней.  По сути таковой была цель победы “научных идей “ западничества над ненаучной идеей их оппонентов.  Но в эпоху творчества Достоевского спор идеологий не касался политических проблем - он удерживался в рамках отвлеченной теории(философии, религии, истории, гносеологии). 

Благодаря своей гениальной прозорливости,  Достоевский перенес все свое внимание на изменение самого человека, то есть - его нравственных


 


4.  К.  Н.  Леонтьев.  О всемирной любви.  М. , 1992г.  с 147


устоев.   Человек, как личность – занимает в творчестве  писателя основное место .  Автор размышляет над причинами уничтожающими личность.   И по сути он дает свои рекомендации- очищение нравственности происходит через страдания.   Он,  несомненно,  понимал,  что данное общество губит людей,  а изменение его революционными методами  – это то же вариант,  только “на изнанку”.   Достоевский глубже и ярче всех выразил идею сочетания  свободы воли с абсолютно моральным законом.   Исследуя человека,  автор обращает внимание не столько на процесс формирования его личности, сколько на суть сформировавшегося человека.   Его интересует человек,  смысл его существования,  суть его личности-то есть спектр основных вопросов философии.   Определить суть человека не просто.   Мы умеем анализировать его разум и сознание,  посредством самого сознания.   Но по Достоевскому,  человек не сводиться лишь к сознательному субъекту.   Он подчеркивает  ограниченность разума в познании человека.   Разум познает в человеке не лишь себе подобное и сводит человека к тому,  что он познал.   Лучшие люди,  в произведениях Достоевского,  это люди сердца чувств.   И поэтому они ставят сердце на первое место.   Этим важным моментом подчеркивается особое место русской философии.   В это время она  выдвинула и защищала иную систему ценностей,  иные цели и идеалы,  нежели просвещенная,  цивилизованная Европа.   Рациональному знанию  и иррациональной воле Достоевский противопоставил русскую духовность,  ”несвоевременные мысли” и ”архаические” понятия любви,  долга,  морали.   В этом по сути безусловная “слабость”,  но и величайшая сила Достоевского,  как мыслителя и художника.   Сложность человека по Достоевскому,  проявляется в факторах его формирующих (биологические и социальные), в его структуре (сознательное и бессознательное ),  в его нравственных качествах (добро и зло).  При самых сложных качествах человека,  в последнем есть что-то определяющее.  Оно характеризует личность человека.   В своих произведениях Достоевский  прямо говорит о нравственных ценностях,  таких как достоинство,  совесть,  справедливость,  счастье.   При этом он верит,  что совесть человека неистребима.   Но вместе с тем,  проблема совести вводит нас в проблему счастья.   Таким образом,  размышляя о человеке,  Достоевский заложил основы нового раздела философии-философии человека. 

           Размышляя о человеке,  великий мыслитель,  не оставил вниманием общество и отношение общества к человеку.   Так он писал: ”Без высшей идеи не может  существовать,  ни человек,  ни нация”.   5

Тем самым  Достоевский видит прямую связь между нравственностью и возвышенными идеалами человека и нравственностью общества.                

        Следующей особенностью философского мышления  Достоевского является отношение человека к религии,  к богу,  к моральным устоям церкви.   Достоевский не был религиозным мистиком,  все его творчество было антидогматично.   В религии,  а прежде всего в боге,  Достоевский видел идеал человека. 

В ней его прельщала тяга к совершенству,  духовному очищению.   Естественно,  привязка к православию плюс духовные начала в человеке – это и была так называемая “русская  идея”,  что по- сути русские мыслители и противопоставляли “голодному” разуму европейской философии.   Религия подразумевает прощение человеку всех его грехов,  искушение и любви к ближнему.   Эти постулаты и взял на вооружение Достоевский.   Гуманность в его романах,  таких как “Идиот”,  “Преступление и наказание” - это умение прощать и не требовать от другого того,  на что сам не способен.   С другой стороны гуманность по Достоевскому, есть такая нравственная ценность,  без которой не устоит мир.   Для него - это аксиома.   Как элемент человеческой личности,  Достоевский рассматривает любовь одного человека к другому.   Эта тенденция несомненно связана религиозным понятием нравственности.   По Достоевскому,  религия и нравственность связаны теснейшим образом.   Можно с уверенностью сказать,  что гуманизм к человеку великий писатель однозначно почерпнул из религии.   По мнению Ф.  М.  Достоевского,  от социального зла может спасти человека христианская этика,  обеспечивающая его духовную свободу.   В его представлении человек сам по себе,  в своем материальном естестве является сосудом пороков и грехов. 

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.