Рефераты. Грядущий миропорядок

         Дедифференцированные и  недифференцированные политические структуры современности отличаются немалыми чертами  сходства. Одна  из  важнейших - предрасположенность к дисфункциям,  т.е. разрушительным или по меньшей мере контрпродуктивным  проявлениям функциональных возможностей соответствующих структур. Среди дисфункций модернизации наиболее ярко и разрушительно проявились тоталитарные тенденции.

         Природа тоталитаризма как навязывания политическому режиму,  государству  или всей политической системе принудительной гомогенности связана с однозначной трактовкой и  тем  самым  с извращением  функциональности такого процесса,  как массовизация.  Форсированное создание  однородной  национальной  (этническое  государство национал-социалистов) или социальной (пролетарское государство коммунистов) массы отрывает  тоталитаризуемое  гражданское  общество  от его корней и истоков,  парадоксальным образом сближает с наиболее архаичными моделями  общинной,  первобытной гомогенности,  провоцирует активизацию протополитических средств организации,  прежде  всего  прямого принудительного насилия.     Таким образом следует различать тоталитаризм как  систему навязанной гомогенности,  внедренной  в ходе форсированной модернизации, и  тоталитоидности  как  изначальную  гомогенность протополитических образований эпохи архаики.

         Тоталитаризм может быть охарактеризован как явление  современности (модерности),  непосредственно связанное с отчуждением в личностном плане и с омассовлением  -  в  политическом. Высокая, в  идеале  предельная степень омассовления общества и отчуждения личности представляют собой его сущностные  признаки. Тенденции   омассовления,   нивелирования   субкультурных, сословных, корпоративных,  региональных, местных и прочих различий вполне  определенно  проявилась  уже в ходе создания наций-государств и отвечающих им всеобщих  гражданских  обществ, когда для  обеспечения  целостности этих гигантских для своего времени образований потребовались специальные  скрепы  в  виде общенациональных норм языка, культуры, права и т.п., а также в виде новой  общенациональной  общности  -  массы  равноправных граждан, образованной   эмансипированными  атомами-индивидами. Надо было быть,  конечно, Гоббсом, чтобы разглядеть в событиях английской революции  и предшествующих ей десятилетий атомизацию индивидов и возникновение Левиафана,  важность этих  предпосылок для  создания современной политической системы с одной стороны, их разрушительность и угрозу обернуться "войной  всех против всех"  с другой стороны.  Отсюда гоббсовский императив постоянных и бесконечных усилий по обузданию хаоса, неустанного политического благоустройства перед лицом вечной угрозы тоталитаризации в измысленной им  форме  тотальной  "войны  всех против всех".

         Еще явственней тоталитарные тенденции обозначились в годы Великой французской  революции (якобинский террор) и постреволюционного бонапартистского режима (массовизация, создание мобилизованного общества и т.п.). Вполне отчетливо некоторые тоталитарные  тенденции проявились в бисмарковской Германии. Однако наиболее  яркое  выражение эти тенденции нашли в нынешнем столетии, когда массовое общество и массовые общественные движения, массовые митинги и средства массовой информации, серийное производство и стандартизированное  потребление,  всеобщее образование и массовая культура формируют "одномерного человека" и столь же однозначные стереотипы поведения.

         В отличие  от  тоталитаризма  первобытная тоталитоидность связана прежде всего с протополитическими  образованиями  типа племени, соседской  общины или квазигосударственных автократических (самодержавных) структур, формально воспроизводящих общинные отношения  в державных масштабах при безусловном подчинении и деспота-самодержца,  и последнего представителя  самодержавного народа-войска единому родовому эпосу. Яркие примеры такого тоталитоидного самодержавия - евразийское войско-община Чингиз-хана или героическая экспансия раннего ислама.

         Общей основой и тоталитаризма,  и тоталитоидности  является не только гомогенность,  но и крайне ослабленная институционализация.

         Институты не даны как нечто вечное и неизменное.  На деле приходится сталкиваться с большей или  меньшей  выраженностью, проявлением того или иного института. Институты вновь оказываются связаны с процессом,  но на  этот  раз  не  в  масштабной перспективе всей политической системы,  а в своей собственной. Каждый институт,  коль скоро  он  опосредует,  обозначает  как свое, "схватывает" то или иное действие,  роль, как бы втягивается в  череду  действий.  Обычно  опосредованные  институтами действия далеко не в равной, а тем более не в полной мере проявляют свою институциональную сущность. Далеко не каждое, например,  действие отдельного депутата в неком парламенте, а тем более за его пределами,  в достаточной мере отвечает комплексу принципов и норм парламентаризма. Напротив, очевидно, что множество его действий лишь в очень малой степени институционально  опосредованы.  Уровень  такой  опосредованности  может нарастать или уменьшаться.  Институт как бы растворяется в  процессе институционализации как нарастающем закреплении действий и ролей или в процессе деинституционализации как уменьшающемся закреплении функций и ролей.  Скажем,  некий президент начинает действиями,  вполне отвечающими  институту  президентства,  но постепенно  начинает придавать им характер самовольного "хозяйничанья в своей лавке" и кончает прямым самодурством.  Это  уже явная деинституционализация президентства, своего рода политическое самоубийство, самоимпичмент.

         Разрушение последующих форм ведет  к  деинституционализации, преобладанию непосредственных, спонтанных действий, дополитических отношений.  Социальное  приятельство  оказывается важнее  формальной  политической  упорядоченности,  влияние весомее власти.  В приведенном  примере  президента, ставшего диктатором-самодуром,    институционализированные   политические действия все больше и больше вытесняются  непосредственными  и спонтанными порывами, отражающими стихийную волю к господству данного человека и его "группы сверстников" (простейшей социальной  общности).  За  скобками,  это  уже другая проблема,   остается вопрос,  кому и почему в данном случае выгодно использовать и усугублять деинституционализацию президентства. Важно отметить только, что институционализация и деинституционализация  при  всем  их  жизненном значении для непосредственно вовлеченного политического диктатора имеют и  общее системное значение для всего политического целого.

         Широкая и  углубляющаяся  деинституционализация  вызывает аномию, т.е. такое состояние большинства политических диктаторов, когда они последовательно или непроизвольно уклоняются от  выполнения известных им институционализированных правил и норм.

         Аномия фактически равнозначна эрозии политической  системы, подрыву политических начал и отношений, возобладанию дополитических, чисто социальных императивов поведения.  Политическое сообщество все больше деградирует в некую аморфную общность, в лучшем случае гигантский аналог "группы  сверстников" или "малой  группы",  а  в  худшем  -  подобие "зоны" или даже гоббсовской "войны всех против всех".

         С другой стороны дополитические по природе непосредственные узкосоциальные действия и отношения являются необходимой предпосылкой  образования  собственно  политических действий и отношений, а значит и институтов. Ключевое значение в этом случае приобретает социализация, включение индивидов в круг своих (социальное сообщество).  Социализация,  однако,  происходит уже в самых простых общностях.  Она распространяется, конечно, и на более сложные общности,  например,  на политические  сообщества. В этом случае природа социализации существенно изменяется.  Речь идет уже не просто об интеграции в некую общность, но и об определении своего места в ней, об отношении не только к целому,  но и к отдельным институтам.  В этом случае следует говорить о  политической социализации как о совершенно своеобразном феномене, существенно отличном от простой социализации.

         Предложенные доводы  не означают,  что нижним,  дополитическим слоем можно было бы пренебречь.  Это было бы наивной  и непростительной  ошибкой.  Дополитическая  стихия не только не отбрасывается,  но полностью сохраняется, проникая во все поры политической системы.  Она,  конечно,  несколько трансформируется,  рационализуется и "цивилизуется" при этом. Более того социальная  стихия  существенно  воздействует на целостность политической системы.  Конкретные примеры вскрыты  в  описании Карлом Шмиттом значения оппозиции свой/чужой в политике,  хотя эта оппозиция обладает несомненной дополитической природой.

         Боязнь аномии с одной стороны и давление слишком  высоких требований к  политической личности с другой порождают различные неврозы в политике,  наиболее типичным среди которых является "бегство от свободы"(Э.Фромм).  Фашизм и другие формы тоталитаризма дают немало примеров подобного бегства от свободы. Процесс излечения  от  подобных политических неврозов связан с развитием личностного начала  в  политике.  С  другой  стороны развитие современной   личности  невозможно  без  использования потенциала политического участия.  Никакая экономическая  изощренность или  культурная  утонченность не в состоянии сегодня компенсировать недостаток способности свободно оперировать политическими нормами и ролями,  эффективно использовать политические права и свободы.  Эти способности являются  неприменной принадлежностью современного человека.

         И в силу унаследованной традиции, и в силу своих сущностных свойств государство и гражданское общество с самого начала эпохи модерна резко обозначили противоположность своих устремлений,  между  ними проявлялось открытое и явное противоречие.

         Уже больше двух столетий политическая мысль бьется над проблемой разрешения этого противоречия.  Предлагались окончательные и бескомпромиссные способы ее  решения:  огосударствление  общества  (этатизм,  государственный  социализм) или,  напротив, обобществление  государства  (крайний  эгалитаризм,  анархизм, марксистское  "отмирание государства").  При полной противоположности своих идейных традиций и нравственных устремлений обе эти  тенденции  сходились в отказе от признания рациональности разъединения-единства государства и гражданского  общества.  В конечном счете обе крайности,  обе тенденции сошлись в утверждении всевозможных версий тоталитаризма.

         Гораздо более  логичным  и  перспективным  представляется признание естественности и рациональности разъединения-единства государства и  гражданского  общества.  С  этой  точки  зрения проблема заключается не в том,  чтобы  разрешить  противоречие путем уничтожения   одной   из   его   сторон   (типичный  для примитивной, силовой политики образ мышления),  а в том, чтобы регулировать это    противоречие,    использовать    его   как политический инструмент.    Для    этого    предлагались     и использовались различные пути: введение посредничающих институтов, в частности, промежуточных государственно-общественных систем (возрожденные  на новой основе корпорации,  профсоюзы, местные общины, партийные системы и т.п.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.