Рефераты. Гносеология - философское учение о познании

В связи с этим возникает потребность в отграничении того, что свойственно объектам самим по себе, от того, что связано с состоянием человеческого организма. Все это требовало, в свою очередь, развития способностей к свободным представлениям, к выходу за рамки непосредственно данной в органах чувств ситуации.

Практическая, трудовая деятельность и в этом случае оказалась основой процесса перерастания сенситивной способности в новую, связанную с зачатками разума. Так, трудовые операции требовали все большего умения отчленять, т.е. абстрагировать одни признаки вещей от других.

Большую роль в развитии способности к абстракциям сыграло возникновение и формирование языка в целях общения.

Итак, благодаря выработке способности к свободным представлениям, связанным со словом, способность к сопоставлению представлений, их анализу, выделению общих признаков предметов и их синтезу, стало возможным формирование особого рода представлений.

Исходной и ведущей формой абстрактно-мысленного отражения объектов является понятие. Понятие – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях [1]. Сами понятия подлежат обобщению. В научном познании функционируют частнонаучные, общенаучные и всеобщие (философские) понятия. Понятия выражаются в языковой форме – в виде отдельных слов.

Наряду с понятиями абстрактно-мысленная способность человека включает и другие формы рационального освоения действительности, такие как, суждение и умозаключение. Суждение – это форма мысли, в которой посредств понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.

Понятие и суждение выступают «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения мышления от одних суждений и понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение – рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).

Итак, можно выделить следующие черты, отличающие способность к абстрактному мышлению от чувственно-сенситивного отражения действительности:

- способность к отражению общего в предметах;

- способность к отражению существенного в предметах;

-способность к конструированию на основе познания сущности предметов понятий-идей, подлежащих опредмечиванию;

- опосредованное познание действительности – как через посредство сенситивного отражения, так и с помощью рассуждений, умозаключений благодаря применению приборов.


4. Интуитивное познание


В получении нового знания, важное место занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения.

Интуиция как специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, выступает столь же всеобщей, свойственной всем людям способностью, как и чувства, и абстрактное мышление.

Человеческая культура знает немало случаев, когда ученый, конструктор, художник или музыкант достигали принципиально нового в своей области как бы путем «озарения», «по наитию».

С действием интуиции связаны и крупнейшие достижения теоретической науки.

Немаловажное значение имеет интуиция в сфере философского познания. С интуицией связывают идею силлогизмов Аристотеля, идею соединения философии и математики Р.Декарта и др.

Как специфической феномен познания понятие интуиции многозначно.

Мы понимаем, под интуицией интеллектуальную интуицию, позволяющую проникать в сущность вещей.

И еще одна чрезвычайно важная черта свойственна интуиции – ее непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) принято называть такое, которое не опирается на логическое доказательство. Интуиция является непосредственным знанием только в том отношении, что в момент выдвижения нового положения оно не следует с логической необходимостью из существующего чувственного опыта и теоретических построений.

Таким образом, можно сказать, что интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Но все вышеизложенное демонстрирует, по крайней мере, еще две черты, свойственные интуиции: внезапность и неосознанность.

Интуиция подразделяется на несколько видов. Выделяются такие виды интуиции, как техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная и пр.

По характеру новизны интуиция бывает стандартизированной и эвристической. Первую из них называют интуицией-редукцией (применяется определенная матрица-схема).

Эвристическая (творческая) интуиция существенно отличается от стандартизированной: она связана с формированием нового знания, новых гносеологических образов.


5. Сенсуализм, рационализм, интуитивизм, как гносеологические установки


Дилемма сенсуализма и рационализма существовала на протяжении всей истории философии. Сенсуализм представляли Эпикур, Локк, Гоббс, Беркли и др., рационализм – Декарт, Спиноза, Лейбниц, Шеллинг и др. Первые считали главными формами познания чувственно-сенситивные формы, пытались редуцировать все содержание познания к данным, полученным органами чувств. Основное положение сенсуализма: « Нет ничего в знании, чего первоначально не было в ощущениях». Представители рационализма, наоборот, обособляли абстрактное мышление от чувственно-сенситивной способности человека, рассматривали результаты чувственного отражения как несовершенные, вероятностные, не дающие истинного знания, а результаты абстрактного мышления – как имеющие всеобщий и необходимый, а при строгом следовании законам логики – и истинный характер. Историческая дилемма «либо чувства, либо абстрактное мышление» снимается в синтезе чувственно-сенситивного и абстрактно-мысленного отражения действительности. Последовательное проведение данного положения становится возможным благодаря обращению к практике, к деятельностно-активному отношению человека к миру.

Интуитивизм как гносеологическая установка занимает особое положение. Рассмотрение вопроса о возможном механизме и компонентах интуиции позволяет увидеть, что интуиция не сводима ни к чувственно-сенситивному, ни к абстрактно-логическому познанию; в ней имеются и те и другие формы познания, но имеется и нечто, выходящее за эти рамки и не позволяющее редуцировать ее ни к той, ни к другой форме; она дает новое знание, не достижимое никакими другими средствами.

Современная гносеология не ограничивается отношением «индивид-природа», а берет сложную систему «индивид-общество-природа». С этой точки зрения утверждается гносеологический оптимизм, несовместимый с агностической трактовкой познавательных способностей человека.


Задание третье


Таблица – Виды познания

Виды познания

Содержание

Формы

Цели и значение

Обыденное

Опыт повседневной жизни, практика людей. Основывается на наблюдении и смекалке, носит эмпирический характер.

Игровое познание; общение, совместная деятельность

«Поставляло» элементарные сведения о природе, а также о самих людях, их условиях жизни, общении, социальных связях и т.п. Такое знание является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений с собой и с природой.

Религиозное

Фантастическое отражение действительности, хотя содержит о ней определенные знания. Соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное.

обряды, молитвы; Библия, Коран (источники)

Религия всегда играла важную роль для людей. Религиозное познание осуществлялось через «откровение» Богу, и только достойный мог получить «сокровенные» и «потаенные» знания.

Художественное

Целостное отображение мира, и человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии.

живопись, музыка, театр

Искусство удовлетворяет эстетические потребности людей. Расширение человеческого опыта. Возможность выразить явления мира только с помощью искусства.

Философское

Направлено на изучение окружающего мира, и о месте человека в этом мире.

рационализм, сенсуализм, интуитивизм

Философский способ познания мира, так долго считавшийся научным, сегодня также отделен от науки, хотя именно в нем рациональность смогла увидеть свое наиболее полное отражение.


Задание четвертое


1. Факт – это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства отношения.

2. По-моему мнению, в данных суждениях нет явного противоречия. Речь идет о разных (но не противоположных) интерпретациях факта.

Так, с точки зрения академика Павлова, факты представляют собой основу научной деятельности. Это результаты достоверного наблюдения, эксперимента. Для научного анализа важен не просто единичный факт, а множество фактов, из обилия которых, может быть сделан разумный отбор, необходимый для понимания сути проблемы.

Максим Горький утверждает, что сами по себе факты не вся правда, они также как строительный материал еще не есть здание. Задача состоит в том, чтобы вскрыть причину возникновения данного факта, выяснить существенные его свойства и установить закономерную связь между фактами.

3. Я считаю, что перед фактами нельзя преклоняться. Так как факты еще не есть истина. Факты – это только реальные события, действительные явления; они должны подвергаться обработке и анализу.

4. Я согласна с писателем Горьким, так как считаю, что такая роль фактов имеет место в философском познании. Действительно, факт – еще не вся правда, он только сырье. Правильная интерпретация факта в моем понимании – это и есть способность извлекать из факта мысль, самое главное и существенное. Поэтому, образное сравнение Максима Горького в данном случае уместно.


Задание пятое


Тестовая проверка знаний


1. г)

2. Бэкон Ф. - эмпиризм

Декарт Р. – рационализм

Кузанский Н. – мистический интуитивизм

Локк Д. – сенсуализм.

3. г)

4. дедукция

5. Сократ

6. а, г, е, ж

7. анализ

8. в)

9. г)

10. а) прагматизм – в)

б) конвенционализм – б)

в) эмпириокритицизм – а)

г) диалектический материализм – г)


Список использованной литературы


1.       Алексеев П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007. – 608 с.

2.       Волчек Е.З. Философия: учебное пособие / Е.З. Волчек. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Экоперпектива, 2004. – 343 с.

3.       Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. – М., 1994. – 324 с.

4.       Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для ВУЗов. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 344 с.

5.       Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – 2-е изд. М.: Гардарики, 2007. – 736 с.

6.       Философия: полный курс: учебное пособие. – М.: МарТ, 2006. – 704 с.

7.       Философия: учебное пособие для вузов: 4-е изд. – Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 576 с.

8.       Философия. Рационализм материализм 21 века: учебное пособие / под ред. А.С. Кармин. – 2-е изд., - СПб: Питер, 2006. – 560 с.

9.       Философский словарь: М., 2003. – 342 c.

10.    Якушев А.В. Философия (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2008. – 224 с.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.