Рефераты. Глоссарий специальных терминов и понятий по философии

135.МИКРОКОСМ - (греч. "mikro", "маленький" и "kosmoz", "мир") - "малый космос". В греческой и позднейшей герметической философии "человек" понимался как созданный по образу и подобию Вселенной.

136.МИРОВАЯ ДУША - термин платоновской философии, означает духовную субстанцию, организующую миропорядок, источник небесных идей.

137.МИСТИКА - религиозная практика, в основе которой соединение с абсолютом дается в экстазе.

138.МИФ - (греч. "muqhoz", "молчание", "тайное предание") - изначально сказания о деяниях богов и подвигах героев, передававшиеся тайно из уст в уста. Мифы имели огромное влияние на формирование древней культуры и религии.

139.МОДЕРН - (фр. "moderne", современный, современность) - исторический период, начавшийся с эпохи Просвещения (XVII-XVIII вв.), то же, что Новое время.

140.МОНДИАЛИЗМ - (франц. "monde", "мир") - термин, употребляемый в латиноязычных странах для описания явления глобализма. Понятие "мондиализм" подчеркивает политическую, мировоззренческую составляющую явления глобализма, тогда как собственно "глобализм" больше описывает технологический и цивилизационный подход к человечеству как к единой и однородной системе. В российский политологический лексикон введен А.Г. Дугиным в 1991 г.

141.МОНИЗМ - философский принцип и способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единого начала всего существующего (материи или духа).

142.МОНОТЕИЗМ - (греч. "mono", "единый" и "qeoz", "бог") - "единобожие", представление о едином (или единственном) боге.

143.МОРФОЛОГИЯ - (греч. "morfo", "форма" и "logoz", "учение") - "учение о формах".

-Н-

144.НАИВНЫЙ РЕАЛИЗМ - представление о том, что все характеристики внешнего мира, данные в обыденном опыте, исчерпывающе выражают объективную реальность.

145.НАТУРАЛИЗМ - философский взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единое целое. В соответствии с этим принцип единства единообразно объединяет все природные и социальные процессы.

146.НИГИЛИЗМ - (лат. "nihil", "ничто") - отрицание онтологического бытийного основания в разных явлениях, философский подход, отрицающий реальность какого-то явления, ранее признавшегося реальным.

147.НИРВАНА - (санскр. "никакое") - состояние полного освобождения от каких бы то ни было определений или ограничений, в буддизме высшая ступень совершенства, достигаемая по ту сторону круговращения рождений и смертей.

148.НОБИЛЬ - (франц. "noble", лат. "nobilitas", "знать", "благородное сословие", "благородный", "благородного происхождения") - "знать", "аристократы" в противоположность "народу", "черни".

149.НОВОЕ ВРЕМЯ - эпоха, начавшаяся с середины XVI века в Европе и характеризующаяся усугубляющимся разрывом с Традицией.

150.НОМИНАЛИЗМ - (лат. "nomen", "имя") - направление средневековой схоластической философии (в ареале романо-германских народов), которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами, словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (это крайний или строгий, номинализм - И. Росцелин и другие), или чисто мыслительными образованиями, концептами, существующими в уме человека ("умеренный номинализм" - концептуализм; основан П. Абеляром). Возник в XI-XII веках, получил особое развитие в XIV-XV веках (У. Оккам и его школа).

151.НОМОКРАТИЯ - (греч. "nomoz", "закон" и "kratoz" - "сила", власть") - "законовластие", "всевластие закона". Либеральная теория права, утверждающая, что все социально-политические процессы должны регулироваться исключительно системой четко прописанных правовых нормативов, с минимальным вовлечением иных факторов - политических, духовных, экзистенциальных.

152.НОНКОНФОРМИЗМ - (лат. "non", "нет", "не" и "conformism", "уподобление", "адаптация", "приятие", "отсутствие сопротивления") - позиция несогласия с общепринятыми установками в политике, культуре, искусстве и т.д. Нонконформистом является тот, кто не принимает нормативы социально-политического строя и не адаптирует собственную позицию к изменившимся условиям.

153.НОУМЕН - в философии Канта "реальность-в-себе", не доступная для постижения с помощью рассудка.

-О-

154.ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ - совокупность материальных отношений людей к природе и друг к другу, независимых от сознания и (в конечном счете) определяющих сознание.

155.ОБЪЕКТИВИЗМ - мировоззренческая позиция, в основе которой находится ориентация на нейтральность в рассмотрении природных и общественных явлений.

156.ОККАЗИОНАЛИЗМ - направление в западноевропейской философии, утверждающее принципиальную невозможность дуализма, соответствия души и тела.

157.ОККУЛЬТИЗМ - общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке, недоступных ни опыту, ни разуму.

158.ОЛИГАРХИЯ - (греч. "oligo", "некоторый", "какой-то" и "arch", "начальство", "власть") - "власть ограниченного числа людей". В отличие от аристократии олигархическая власть может быть непрямой, "косвенной" и ненаследственной. Этот термин более технический, нежели юридический.

159.ОНТОЛОГИЯ - (греч. "онтос" (ontoz), "бытие" и "логос" (logoz), "учение") - "учение о бытии".

160.ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ - направление в методологии научного знания, сводящее знание к эмпирическим процедурам измерения и операциям.

161.ОППОРТУНИЗМ - (лат. "opportunitas", "случай", "подвернувшаяся возможность") - политическая позиция, состоящая в использовании любой ситуации для конкретных личных или групповых нужд отдельного политика или партии в ущерб идеологической последовательности и политической логике.

162.ОРТОДОКСИЯ - (греч. "ortoz", "прямой" и "doxa", "мнение") - "правомыслие". Общее название учений, основывающихся на декларировании своей приверженности основным принципам какой-то доктрины.

-П-

163.ПАНЛОГИЗМ - философский принцип, согласно которому действительность трактуется как логическое выражение идеи.

164.ПАНТЕИЗМ - учение, растворяющее Бога в природе.

165.ПАРАДИГМА - (греч. "paradeigma", "para", "сверх", "над", "через", "около", а "deigma", "проявление", "манифестация") - "то, что предопределяет характер проявления, манифестации, оставаясь вне проявления". В самом широком смысле, это исходный образец, матрица, которая выступает не прямо, но через свои проявления, предопределяя их структуру. Парадигма - это не проявленная сама по себе и не поддающаяся прямой рефлексии структурирующая реальность, которая, всегда оставаясь за кадром, устанавливает базовые, фундаментальные пропорции человеческого мышления и бытия. Специфика парадигмы состоит в том, что в ней гносеологический и онтологический моменты еще не разделены и подлежат дифференциации лишь по мере того, как базовые интуиции, проходя через парадигматическую решетку, оформляются в то или иное утверждение гносеологического или онтологического характера. Термин "парадигма" использовался в платонической и неоплатонической философии для описания некоего высшего, трансцендентного образца, предопределяющего структуру и форму материальных вещей. Парадигма - это не миф, но система мифов, причем способная генерировать новые мифологические сюжеты и рекомбинации. Парадигма - это не теология, но система теологий, которые, различаясь по своим конкретным утверждениям, сводятся к общей праматрице. Парадигма - это еще не мировоззрение, но некая предмировоззренческая туманность, способная выкристаллизовать из себя (как в системе Лапласа) неопределенно большую систему мировоззрений. Парадигма не идеология, но корневая подоплека идеологий, могущая сблизить одни идеологии с другими (внешне не просто различные, но противоположные), и наоборот, показать фундаментальные различия в идеологиях, формально очень схожих.

166.ПАССИОНАРИЙ - носитель "пассионарности".

167.ПАССИОНАРНОСТЬ - (франц. "passion", "страсть", "passionaire", "страстный") - термин, введенный Львом Гумилевым и описывающий психологический и социальный тип активных идеалистов, созидателей, героических личностей, появляющихся в разной пропорции на разных этапах исторического цикла этногенеза.

168.ПАТРИСТИКА - (греч. "pater", латинское "pater" - "отец") - термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII вв. - т.н. "отцов церкви". Периоды: II-III вв. - полемически разнообразное философствование т.н. апологетов (в меньшей степени Тертуллиан, в большей Климент Александрийский и особенно Ориген); IV-V вв.- систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок: св. Василий Великий, св. Григорий Назианзин (Григорий Богослов), св. Григорий Нисский; на Западе - бл. Августин); VI в. - начало стабилизации догмы и кодификации наук под эгидой теологии, завершающихся в трудах св. Иоанна Дамаскина.

169.ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ - (лат. "penitentiare", "наказывать") - "исправительный".

170.ПЕРМАНЕНТИЗМ - (лат. "permanens", "нечто постоянное", "неизменное", "перманентное") - концепция, согласно которой в истории, политике, философии, психологии, культуре повторяются одни и те же сценарии с небольшими модификациями.

171.ПЕРМИССИВНЫЙ - (англ. "permissive") - позволительный, система права, ставящая акцент на разрешении, а не на запрете.

172.ПЕРСОНАЛИЗМ - учение, признающее личность первичной творческой реальностью.

173.ПИФАГОРЕИЗМ - совокупность учений, развивающих учение Пифагора.

174.ПЛАТОНИЗМ - философское направление, основывающееся на учении Платона.

175.ПЛЮРАЛИЗМ - философская позиция, основанная на признании множественности подходов к одному и тому же явлению.

176.ПОЗИТИВИЗМ - (франц. "positivisme", от лат. "positivus", "положительный") - философия, возникшая в XIX веке и исходившая из того, что бытием обладают только конкретные верифицируемые физические факты ("атомарные факты"), а все остальное является лишь относительной и всегда спорной рассудочной интерпретацией; все подлинное (позитивное) знание есть совокупный результат специальных (преимущественно, естественных) наук. Наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. XIX в. О. Контом (ввел сам термин).

177.ПОЛИТИКА - (греч. "poliz", "город", "государство") - в широком смысле то же, что Политическое. Аристотель определил политику как "высшую форму общественного бытия людей".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.