Рефераты. Гипотеза как форма развития биологического знания

Гипотеза как форма развития биологического знания

САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

----------------------------------------------------------------------------------

КАФЕДРА  ФИЛОСОФИИ

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

на тему  Гипотеза  как  форма  развития

биологического  знания

                                        Исполнитель: аспирант  очной формы

                                           обучения

                                             Шведов  В. А.

                                

                                            

                                             

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ - ПЕТЕРБУРГ

1996 год

 

СОДЕРЖАНИЕ.                                                            страница



1. ВВЕДЕНИЕ                                                                             3


2. ГЛАВА 1 . Гипотеза.                                                               5


2. 1. Обоснованность и проверяемость гипотез                 11


2. 2. Функции гипотез в научном исследовании                   13


3.  ГЛАВА 2 . Гипотеза на примере биологического

               познания.                                                                    15


4.  Заключение.                                                                         25


5.   Список использованной литературы.                              26



ВВЕДЕНИЕ

Основные моменты в становлении научной идеи -  это проблема, гипотеза и закон. При этом эти элементы теории  взаимосвязанны между собой, едины  и генетически взаимообусловлены. Так, проблема может возникать и действительно возникает только в контексте научного знания; будучи сформулированной, проблема приводит к построению гипотезы; наконец,, закон трактуется как особого рода гипотеза, удовлетворяющая некоторым дополнительным формальным, методологическим и гносеологическим требованиям. Взятая в целом, цепочка “проблема - гипотеза - закон”образуют систему,которую можно  рассматривать как научную идею: проблема - это истоки идеи, гипотеза - ее предварительное оформление, закон - законченная и проверенная опытом формулировка [ 4, с. 3 ].

Все, вышесказанное  можно отнести к доводам  при выборе темы реферата- гипотеза как форма развития биологического знания. Эта тема очень близка мне как человеку занимающемуся изучением, биологическим познанием, взаимосвязей в природе между организмами .

В реферате рассматривается само понятие гипотезы, логическая и гносеологическая классификация , обоснованность и проверяемость гипотез, функции гипотез в научном исследовании.

Во второй главе приводится пример, рассмотренных выше определений. Для примера  мы выбрали эволюционную теорию возникновения жизни из химических соединений , статья о которой была нипечатана в журнале “ Истоки “ наука высших измерений. Издатели этого журнала - Международное общество сознания Кришны. Когда мне в руки попал этот журнал, и, я его прочитал от корки до корки, он сильно меня заинтересовал заставив его использовать в качестве иллюстрационного примера при рассмотрении выше названной темы. И соответственно представляя его на суд наших уважаемых преподавателей.

Основным источником для первой главы послужила монография автора - Карповича В. Н. “ Проблема, гипотеза, закон” ,1980 года издания. На мой взгляд, она полнолностью освещает определение гипотезы в взаимосвязи с проблемой и законом, так как они едины. В ней рассматриваются только эмпирические науки в широком смысле этого слова, как  противоположные формальным дисциплинам и исследующие закономерности реального мира.

Биология - это наука, относящаяся к естественным, т. е. изучающим законы природы. Если обратиться к классикам философии, например, у Энгельса есть такое выражение:  что гипотеза, форма развития мыслящего естествознания [ 10, с.555 ].

Исходя из всего выше сказанного, перейдем к непосредственному рассмотрению содержания темы реферата.


ГЛАВА. 2 . Г И П О Т Е З А.

Некоторым людям вопрос о том,откуда возникла жизнь,кажется бесконечно далеким от их повседневных проблем. Для них дискуссии ученых на эту тему - не важно, обсуждаются в этих дискуссиях логичные идеи опирающиеся на  проверенные научные факты ,или туманные надуманные гипотезы,основанные на сомнительных данных и научных предрассудках,- это разговоры людей,замкнувшихся в башне из слоновой кости [ 3., с. 29].

 Жизнь ставит перед нами проблемы, которые нам необходимо решать.После того как  проблема или проблемный комплекс сформулированы и исследованы,то есть проанализированы идет процесс поиска решения. Некоторые проблемы разрешаются обращением к реальному миру,поиском новых фактов посредством процедур наблюдения, измерения  и т .п .Другие же проблемы могут быть решены только путем построения некоторых новых теорий, нового субъективного образа объективного мира.Обычно кажется очевидным, что эмпирические проблемы и связынный с ними процесс накопления эмпирического материала должны предшествовать концептуальным проблемам, заключающимся в обработке полученных данных теми или иными логическими методами.Поэтому даже в тех случаях, когда отмечается фундаментальная роль проблемы как исходного пункта научного исследования, традиционно следующим этапом в рассмотрении процесса научного исследования является именно анализ средств и методов получения научных фактов.

Однако в реальной научной деятельности всякий процесс сбора эмпирического материала не является исходным, поскольку ему предшествуют гипотезы, а сами эмпирические данные интерпретирующая с помощью теорий.В предельном случае это могут быть даже гипотезы и теории относительно функционирования принятых средств наблюдения и эксперимента, хотя в общем случае, безусловно, теоретическая нагруженность наблюдения превышает этот минимальный уровень; чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить о том, насколько тесно связаны эксперимент и теория в современной биологии или генетике.Научная действительность такова, что ни одна из проблем не решается непосредственным обращением к опыту,- последний всегда опосредован предшествующими ему идеями, теориями и понятийным аппаратом. Поэтому более адекватным самому процессу исследования и его естественному движению будет обращение не к эмпирическим данным и способам их получения, а к изучению и анализу научных идей, которые проверяются опытом- а именно, к гипотезам и законам, а также теориям как системам законов .Только после такого анализа научных идей правомерно обращение к опыту как к конечной инстанции научного исследования, к которой научные идеи проверяются и с помощью которой они обосновываются.

Первым объектом анализа на этом пути является гипотеза.

То, что Земля имеет шарообразную форму,-это, конечно, факт. Тем не менее, это ненаблюдаемый факт: никто непосредственно не наблюдал нашей планеты в целом, и даже космонавты видят не всю планету, а только ее часть.  К заключению о шарообразности Земли люди пришли, заметив ,что при лунных затмениях Земля отбрасывает тень, имеющую форму круга.  На мысль о сферичности земной поверхности наводил и вседневный опыт мореплавателей: известно, что когда вдали показывается корабль, то сначала из-за горизонта появляются верхние концы матч и лишь затем расположенные ниже реи и прочие детали судна. Объяснить такие наблюдения удается лишь приняв предложение о том, что Земля имеет форму шара. Позже это предположение было обосновано независимыми наблюдениями измерениями, в частности, кругосветными путешествиями и астрономическими открытиями. Таким образом, утверждение о шарообразности Земли является в принципе предположением или  - гипотезой [ 4., с. 62 ].

 Подобная квалификация столь очевидного утверждения базируется на следующем понимании гипотезы: некоторое утверждение представляет собой гипотезу тогда и только тогда ,когда оно, во-первых непосредственно или опосредовано относится к пока или в принципе наблюдаемым фактам и, во-вторых может быть уточнено и исправлено при наличии нового знания.

В этом определении под фактами понимаются реальные события, а не описывающие их суждения. Последние квалифицируются как эмпирические данные, или данные наблюдения ,если, конечно ,эти данные соответствующим образом получены ,поскольку, скажем ,суждение описывающее реальное в прошлом событие, не может быть отнесено к эмпирическим данным .В связи с этим известную дискуссию о том, следует ли понимать факт онтологически или гносеологически, мы просто обходим, принимая различные термины для трактовки фактов в различных смыслах. Отсюда следует, что гипотезы вышеприведенным определением противопоставляются не фактам ,а эмпирическим данным.

В принятой терминологии различие между фактом и гипотезой не является различием в пределах одного общего рода, и именно поэтому не следует противопоставлять факты и гипотезы .Гипотезы-это суждения ,и, как таковые, они противоположны суждениям с  другими признаками, а именно единичным суждениям опыта эмпирическим данным. Данные и гипотезы различаются тем ,что последние строятся на основе первых и вместе с тем  по своему содержанию и смыслу выходят за пределы эмпирических данных .Другими словами, гипотеза всегда обладает большим содержанием и большой логической силой ,чем те  данные, на которых она основана.Единичные суждения о фактах в принципе также могут подлежать исправлению, как и гипотеза. Поэтому они отличаются от гипотез лишь по первому, а не по второму признаку в определении гипотезы-в отличие от гипотез, данные всегда относятся к непосредственно наблюдаемому в опыте .Бывают гипотезы, которые относятся лишь к данному в опыте ,не превосходя его по своему содержанию.Однако в этих случаях гипотезы относятся у опыту опосредовано, через данные являясь их конечным обобщением.

Кроме указания на различие и противоположность данных и гипотезы необходимо сказать несколько слов об их отношении друг к  другу. Поскольку гипотеза  не относится к единичным суждениям опыта ,а всегда превосходит их по содержанию, ее нельзя обосновать исходя только из данных .Эмпирические данные могут лишь опровергать гипотезу ,но не подтверждать ее .Это представление о соотношении гипотез и данных, получившее распространение в современной методологии науки, связано со вторым признаком в приводимом выше определении гипотезы: гипотеза должна быть такой, чтобы можно было исправить или уточнить при наличии новых данных .Всякое суждение удовлетворяющее первому признаку ,т.е. относящееся к ненаблюдаемому непосредственно ,но не удовлетворяющее второму признаку, считается гипотезой .

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.