«Брак – так называю я волю двух создать одного, который больше создавших его»[34].
«Да, я хотел бы, чтобы земля дрожала в судорогах, когда святой сочетается с гусыней. Один вышел, как герой, искать истины, а в конце добыл он себе маленькую наряжённую ложь. Своим браком называет он это. Другой был требователен в общении и разборчив в выборе. Но одним разом испортил он на все разы своё общество: своим браком называет он это. Третий искал служанки с добродетелями ангела. Но одним разом стал он служанкою женщины, и теперь ему самому надо бы стать ангелом. Осторожными находил я всех покупателей, и у всех у них были хитрые глаза. Но жену себе даже хитрейший из них умудряется купить в мешке»[35]
«И даже ваша лучшая любовь есть только восторженный символ и болезненный пыл»[36]. «Любовь-это факел, который должен светить вам в высших путях»[37].
«Плохих супругов находил я всегда самыми мстительными»[38].
«Любить и погибнуть!»[39]
Судит Ницше о любви, не со стороны страсти, а с глобальной стороны, он считает, что любовь как маяк должна помогать в достижении целей, она должна всегда быть ориентиром, а не занимать мысли, и разум человека. Та любовь, которую он видит это всего лишь иллюзия любви, «болезненная» иллюзия. Любовь в его представлении должна быть фатальна и гиперболична, как и все чувства, мысли и принципы в человеке, по мнению Ницше. Поэтому он и говорит: «Начните же учится любить»[40]. В этих рассуждения Ницше продолжает философию, развитую ещё Шопенгауэром, который сказал: «любовь мешает жить!». Имея ввиду, что любовь отнимает время у человека. И Шопенгауэру жалко этого потерянного времени. По его мнению, любовь не стоит в таком ряде как музыка, живопись, философия, литература, просто чувство, которое вспыхивает самопроизвольно и не поддается контролю.
Брак же Ницше считает тюрьмой для двоих, по крайне мере на данном этапе развития человечества. Он приводит несколько примеров того, как мужчины выбирали себе жен, и каждый пример заканчивается плачевно. Под «настоящим» браком Ницше подразумевает брак равных, сильных людей, желающих оставить ещё более сильное потомство. Сынов, – которые будут памятниками своим отцам и матерям. На данный момент Ницше таких браков не видит на земле. В одной из своих частных переписок Ницше будет рассуждать об опасности неравных браков. Когда один из супругов человек просвещенный и умный, а второй супруг менее просвещен и умён. Так вот в таких браках, по наблюдению Ницше, чаще всего не глупый становится умней, а умный сходит с ума от умственного кризиса и постепенно деградирует. Процесс этой деградации он наблюдал у нескольких супружеских пар. Наверно Ницше по собственным соображениям, так и не женился, толи равного себе не нашел(хотя предлагал женится нескольким женщинам, правда в ряде случаев это была просто мимолетная слабость, а случае с Лу Саломе заблуждение), толи слишком сильно боялся «оков» брака, но так или иначе потомства он не оставил.
О трех превращениях. Этот разговор посвящен трем превращениям, которые должен пройти дух человека, по мнению Ф.Ницше, для того чтобы достигнуть совершенства в этом мире, и совершить полный путь от конца до начала. Это условная шкала, на которой показан уровень развития человеческого духа по Ницше. Первое превращение, которое называет Ф.Ницше – верблюд. Дух становится верблюдом тогда, когда он спрашивает: «а что есть тяжесть?»[41]. Этого состояния достигает дух и спрашивает: «что есть трудное? »[42]. В общем автор подразумевает, что должно настать время когда человек задастся вопросами жизни, в глобальном, не обычном житейском плане. И попытается понять что, есть, что на самом деле. «Всё самое трудное берет на себя выносливый дух: подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в свою пустыню. Но в самой уединенной пустыне совершается второе превращение: здесь львом становится дух, свободу хочет он себе добыть и господином быть в своей собственной пустыне»[43]. Втрое превращение духа – лев. Лев это эволюция желания познания, в желание господства и силы. Лев, переходит из разряда «воина», который «должен» в разряд хозяина и повелителя, который «хочет». Здесь проявляется изменение в плане желаний и обязанностей. Теперь личность недолжна, признавать никакого господина над собой. Теперь каждое её желание она должна осуществлять, теперь нет обязанностей, остались только желания. «Братья мои, к чему нужен лев в человеческом духе? Чему не удовлетворяет вьючный зверь, воздержанный и почтительный? Создавать новые ценности этого ещё не может лев».[44] Третьей и последней стадией, развития человеческого духа,
которую выделяет Ницше является - ребенок. «Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения»[45]. Последняя стадия превращения духа, невинное дитя. По той простой причине, что для ребенка ещё неписаны людские законы, именно дитя играет там, где хочет, не задумываясь ни о чём, в нём еще нет страха, и всего того, чем насыщенна людская жизнь, нет обыденности жизни. Поэтому ребёнок сам может писать новые законы, называть картиной свою мазню и свято верить в то, что это шедевр.
О сверхчеловеке.
«— Я буду учить вас о Сверхчеловеке. Человек есть нечто, что следует преодолеть. Что сделали вы для этого? Все существа всегда создают нечто высшее, нежели они сами. Вы что хотите быть отливом среди этого прилива? Что такое обезьяна по отношению к человеку — стыд и жалкое уродство. Человек по отношению к Сверхчеловеку — то же лишь стыд и жалкое уродство. Вы прошли долгий путь от червя до человека, но слишком много у вас осталось еще от червя. Когда-то вы были обезьяной — смотрите, как много в вас еще от обезьяны. Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке! Сверхчеловек — смысл земли. Пусть ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли. Поистине человек — это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и остаться чистым. Смотрите, я учу вас о Сверхчеловеке — он это море, в котором тонет ваше великое презрение. Не грехи ваши, но чванство ваше вопиет к небесам: ничтожество грехов ваших вопиет к небесам! Но где же та молния, которая лизнет вас своим языком? Где то безумие, которое необходимо привить Вам? Смотрите я учу вас о сверхчеловеке: он — эта молния, он — это безумие!»[46] это изложено на одной из первых страниц книги Ф.Ницше «Так говорил Заратустра». В этих словах Ф.Ницше кратко излагается сущность его философии и смысл его судьбы. Именно проповедованием своей концепции сверхчеловека будет заниматься Ницше на протяжении всей книги. Читая диалоги Заратустры, мы постоянно наталкиваемся на идею «сверхчеловека». Недаром эта книга в творчестве Ницше является книгой, предшествиницей знаменитой книге «Сверхчеловек». Попытаемся понять, что Ницше вложил в свою концепцию сверх человека. Во-первых «сверхчеловек», это существо совершенно аморальное, не считающееся с никами моральными нормами или рамками, существо наполненное разрушенными идеалами из произведения Ницше «Человеческое, слишком человеческое». Мораль противна для Ницше потому, что она отчуждает человека от чистого и сверхразумного ритма жизни, от первичного источника бытия — потому что она ставит между человеком и миром “иллюзию”, успокаивает духовную тревогу, подменяет страшный и опасный вопрос “Кто Я? Где Я?” поспешной системой неоплаченных и непродуманных ответов. Мораль — грех против Жизни и Истины. Она вуалирует Бездну, защищая слабых. Это Ницше еще мог признать. Но она посягает и на свободу высших людей, на расу господ, удерживает в узде присущую элите волю к Истине. Все те ложные чувства и всё то ложное поведение, обманчивые идеи который вскрыл Ф.Ницше, все это он вложил с своего «сверхчеловека», добавив, что нет бога, значит «сверхчеловек» станет им. Главное, что должно исходить от сверхчеловека — призыв к духовным превращениям, внутреннему дисциплинированию и воспитанию собственной личности, ответственной за будущее. “Бог умер! Мы его убили - вы и я!”[47], - говорит Ницше словами “сумасшедшего” в своей работе “Весёлая наука”. На место бога встаёт человек, но не обычный, как мы все, а сверхчеловек - идеал человека, лишённый многих моральных запретов и наделённый почти неограниченными правами, то, к чему должен стремиться каждый из “обычных” людей. Сверхчеловек рождается, говорит Ницше, чтобы создать новую человеческую общность. Объединенные в нее люди становятся "сеятелями будущего". Им претит мораль рабов, угнетенных, взывающих к филантропии и состраданию. Они освобождают себя сами, для чего им прежде всего нужны сила и дерзость. Не дворянское звание, не туго набитый кошелек торгашей, не служба князю или какому-то другому властителю делает их аристократией, элитой, но величие духа, чистота и новизна целей, решимость отбросить, как обветшавшие, но еще крепкие цепи, все условности, догмы, предрассудки попавшей в глубокий кризис цивилизации. Сверхлюди, должны создать расу господ – богов, расу которая не ищет успокоений и иллюзий. Она ищет Истины и Власти, она интересует безднами и угнетает и презирает тех, кто устроен иначе, то есть расу рабов. Раса рабов, напротив, заимствует жизнь вовне, огораживается предписаниями, нравственными запретами и обязательствами, которые, однако, выполнять не торопиться.... Раса рабов предпочитает добро, мягкость, снисхождение, комфорт, безопасность, сытость, культуру — короче все то, что делает их существование закрытым для злых и бушующих энергий неразумной, дикой и страшной реальности. Такой “расизм” не имеет ничего общего с вульгарным национализмом, который Ницше беспощадно высмеивал. Грань между двумя расами проходит не по цвету кожи, языку, религиозной или государственной принадлежности. Эта черта. связанная со строением души. Внутреннее "я" человека заведомо принадлежит к определенной касте, и это чаще всего фатально. Таким образом, жизнь - это человеческая жизнь, человек в этой философии становится на главное место, становится мерилом всего бытия. Человек рассматривается не как бесстрастно-теоретическое существо, а как субъективно заинтересованный в целях и задачах своей деятельности, как единственное существо, способное к нравственной оценке. Нравственность в философии Ницше имеет первоочередное значение. Главная идея ницшеанской морали - волюнтаризм - учение о воле как о первооснове всего сущего. Эту идею Ницше заимствовал у А. Шопенгауэра, кого он считал своим учителем в начале своего пути.
Страницы: 1, 2, 3, 4