Рефераты. Философское знание

В обобщенном виде понимание смысла в отечественной психологии можно представить в виде следующих положений. Смысл порождается отношениями, связывающими субъекта с объективной действительностью (смысл обеспечивает связь индивидуального с бытием). Непосредственным источником смыслообразования являются потребности и мотивы личности. Смысл обладает действенностью, то есть выполняет регулирующие функции. Смысловые образования не существуют изолированно, а образуют единую систему. Смыслы изменяются в деятельности, но не порождаются ею. Смысл интенционален (смысл всегда есть смысл чего-то). Смыслы могут быть как осознанными, так и полностью неосознаваемыми.

Особый вопрос касается проблемы смысла жизни. Основным недостатком этих исследований является сведение смысла к цели жизни. Тем самым жизнь сводится к выполнению определенной деятельности, что ограничивает свободу и устремления личности. Малая практическая эффективность изучения проблемы смысла жизни видна на примере отсутствия специально созданных программ, помогающих человеку обрести этот смысл. Исключение составляет логотерапия В. Франкла (1990), но и она является наиболее эффективной только в кризисных жизненных ситуациях. Он обращал внимание, что есть смыслы, которые присущи людям определенного общества, и даже более того - смыслы, которые разделяются множеством людей на протяжении истории. Эти смыслы относятся скорее к человеческому положению вообще, чем к уникальным ситуациям. Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями.

По Фромму, смысл жизни человека заключен в способности человека к самореализации. Постигнуть смысл собственного бытия, человек может, лишь занимаясь "нашим главным делом - полным развитием наших сил, разумеется, в пределах законов экзистенции". "Если человек отважится взглянуть правде в глаза, он увидит, поймет, что нет другого смысла жизни, кроме того, который он придает ей путем раскрытия своих сил в продуктивной, творческой жизнедеятельности…"


Тесты


1. Самая молодая религия из перечисленных:

а) христианство;

б) ислам;

в) протестантизм; +

г) буддизм.

Христианство самая молодая религия среди ислама и буддизма и насчитывает всего 2 тыс. лет, а протестантизм зародился на основе христианства.

2. Кому из философов принадлежит высказывание: "Знание - сила!"

а) Сократу;

б) В. Соловьеву;

в) Ф. Бэкону; +

г) К. Марксу.

Именно Ф. Бэкон кратко выразил одну из основополагающих  заповедей нового мышления: "Знание – сила". В знании, в науке Бэкон видел мощный инструмент прогрессивных социальных изменений.

3. Какое из нижеперечисленных произведений принадлежит перу Сократа?

а) "Пир";

б) "Война и мир";

в) "Государь";

г) ни одно из перечисленных. +

"Пир" был написан Платоном. Произведение с названием "Государь" принадлежит нескольким авторам, но среди них Сократа нет, "Война и мир" также было написано не Сократом.

4. Совпадают ли понятия "индивид" и "индивидуальность"?

а) да;

б) нет. +

Индивид – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт; индивидуальность – принадлежность человеку особых, неповторимых черт характера.

5. Какое из нижеперечисленных суждений выражает концепцию телеологии?

а) все в мире происходит по необходимости;

б) все в мире причинно обусловлено;

в) развитие мира определяется изначально заданной целью; +

г) человеческая деятельность носит целенаправленный характер.

Телеология (telos – цель, целое) – стремление к конечной цели, а также целостность. Телеология, понятая как специфическое свойство нравственного сознания, превращается в философскую феноменологию или в христианскую теологию.

6. Представителем какой философии является В. Соловьев?

а) русская религиозная философия; +

б) русский космизм;

в) русский марксизм;

г) русский анархизм.

Теория Соловьева представляет собою одну из попыток идеально-реалистической религиозной философии создать цельное мировоззрение, состоящее из синтеза науки, философии и религии.

7. Кто из мыслителей Древней Греции первым произнес слово "философия"?

а) Пифагор; +

б) Фалес;

в) Зенон;

г) Платон.

Слово "философ" впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580—500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление а европейской культуре термина "философия" связано с именем Платона (427—347 гг. до н. э.).

8. Согласно 3. Фрейду, в человеческой психике можно выделить три уровня:

а) сознательное, предсознательное, бессознательное; +

б) сознательное, предсознательное, несознательное;

в) темное, полутемное, светлое;

г) сознательное, дознательное, вспомогательное.

З.Фрейд выделял три уровня – сознательное ("Я" или ЭГО), предсознательное (Сверх-Я), бессознательное (Оно).

9. Какие основные формы мировоззрения были представлены в истории духовной культуры общества?

а) мифология, религия, наука, философия; +

б) мифология, астрология, наука, философия;

в) мифология, алхимия, наука, философия;

г) мифология, хиромантия, наука, философия.

Астрология, алхимия и хиромантия являются науками и рассматривались только внутри нее. Мифология, религия, наука, философия – это основные формы, которые были представлены и представлены сейчас составляющими мировоззрения.

10. Как можно охарактеризовать основную философскую позицию Л. Фейербаха?

а) идеализм;

б) схоластика;

в) материализм; +

г) рационализм.

Первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.

11. Кто из античных философов определял человека как "политическое животное"?

а) Аристотель; +

б) Платон;

в) Протагор;

г) Гераклит.

Развивая свою мысль, Аристотель назвал человека – политическим животным. В том смысле, что человек живет в обществе, то есть в политической среде.

12. Определите продолжительность процесса социализации человека:

а) 1 - 4 года;

б) 5-10 лет;

в) 20 - 50 лет;

г) всю жизнь. +

Социализация — это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Учитывая, что нормы общества могут изменяться на протяжении жизни человека, то и процесс социализации может длиться всю жизнь.

13. Философия марксизма возникла:

а) середина XIX века; +

б) конец XVIII века;

в) начало XX века;

г) конец XI века.

Философия марксизма возникла на основании трудов К.Маркса, следовательно, тогда, когда он жил.

14. Родоначальником "философии жизни" принято считать:

а) К. Маркса;

б) А. Шопенгауэра; +

в) Т. Гоббса;

г) Л. Толстого.

Выдвинув в качестве основного философского понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостность, противостоящую как духу, так и материи, само это понятие "философы жизни" трактуют по-разному.

15. Кто из нижеперечисленных философов не является представителем экзистенциализма?

а) А. Камю;

б) Ж.-П. Сартр;

в) М. Хайдегер;

г) Ф. Ницше. +

Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю).

16. Какое из нижеперечисленных понятий является основным для философии Н. Бердяева?

а) всеединство; +

б) русская идея;

в) ноосфера;

г) глобализация.

Н.Бердяев от марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Философия Бердяева - это философия личности, персонализм. Личность - это не эмпирическая индивидуальность, а человек взятый как творческое и свободное существо, неподвластное объективации. Выход к другим людям и единение с ними присущи, по Бердяеву, личности как неустранимая часть ее внутреннего мира

17. "Философические письма" были написаны:

а) В. Соловьевым; +

б) П. Чаадаевым;

в) Н. Бердяевым;

г) Н. Федоровым.

Соловьев написал "Философические письма", в которых уделял большое внимание вопросам этики и общественной философии в духе христианского мировоззрения.

18. Кого из древнегреческих философов можно назвать основателями "античного атомизма"?

а) Платон и Аристотель;

б) Левкипп и Демокрит; +

в) Эпикур и Зенон;

г) Анаксагор и Перикл.

Демокрит характеризует атомы так же, как Парменид бытие. Атомы вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают и не уничтожаются. Они обладают абсолютной плотностью и твердостью и отличаются друг от друга по своему объему, весу, форме и расположению.

19. Что такое "патристика"?

а) совокупность теологических и философских доктрин ранних христианских мыслителей; +

б) религиозное направление итальянской философии;

в) материалистическое учение XX века;

г) учение о сотворении мира.

Патристика - термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II - VIII вв. (отцов церкви).

20. Какое из высказываний является определяющим для философии скептицизма?

а) "Всякое знание недостоверно"; +

б) "Завтра будет хуже, чем вчера";

в) "Завтра будет лучше, чем сегодня";

г) "Всякое знание достоверно".

Скептики подвергали каждое знание анализу, исходя из того, что пока оно не будет доказано, его нельзя считать достоверным.

21. Кто из философов развил наиболее полно диалектическое учение?

а) Гераклит;

б) Г. Ф. В. Гегель;

в) К. Маркс; +

г) В. Ленин.

Диалектическое учение наиболее полно развивал в своих трудах К.Маркс.

22. Кто из философов ввел в философию термин "категорический императив"?

а) И. Кант; +

б) Г.Ф. В. Гегель;

в) Ф. Ницше;

г) А. Камю.

Категорический императив (от лат. imperativus — повелительный), термин, введенный немецким философом И. Кантом и обозначающий основной закон, или правило, его этики. Имеет две формулировки:

. "... поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом"

. "... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству".

 

Список литературы


1.                 Дунаева Н.Н. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 160с.

2.                 Жаринов В.М. Философия. – М.: Приор – Издат, 2005. – 96с.

3.                 Железнов Ю.Д. Человек в природе и обществе. М.: МНЭПУ, 1998.

4.                 Франкл В. Человек в поисках смысла – М.: Просвещение, 2001. – 296с.

5.                 Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1989. - 272с.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.