В обобщенном виде понимание смысла в отечественной психологии можно представить в виде следующих положений. Смысл порождается отношениями, связывающими субъекта с объективной действительностью (смысл обеспечивает связь индивидуального с бытием). Непосредственным источником смыслообразования являются потребности и мотивы личности. Смысл обладает действенностью, то есть выполняет регулирующие функции. Смысловые образования не существуют изолированно, а образуют единую систему. Смыслы изменяются в деятельности, но не порождаются ею. Смысл интенционален (смысл всегда есть смысл чего-то). Смыслы могут быть как осознанными, так и полностью неосознаваемыми.
Особый вопрос касается проблемы смысла жизни. Основным недостатком этих исследований является сведение смысла к цели жизни. Тем самым жизнь сводится к выполнению определенной деятельности, что ограничивает свободу и устремления личности. Малая практическая эффективность изучения проблемы смысла жизни видна на примере отсутствия специально созданных программ, помогающих человеку обрести этот смысл. Исключение составляет логотерапия В. Франкла (1990), но и она является наиболее эффективной только в кризисных жизненных ситуациях. Он обращал внимание, что есть смыслы, которые присущи людям определенного общества, и даже более того - смыслы, которые разделяются множеством людей на протяжении истории. Эти смыслы относятся скорее к человеческому положению вообще, чем к уникальным ситуациям. Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями.
По Фромму, смысл жизни человека заключен в способности человека к самореализации. Постигнуть смысл собственного бытия, человек может, лишь занимаясь "нашим главным делом - полным развитием наших сил, разумеется, в пределах законов экзистенции". "Если человек отважится взглянуть правде в глаза, он увидит, поймет, что нет другого смысла жизни, кроме того, который он придает ей путем раскрытия своих сил в продуктивной, творческой жизнедеятельности…"
а) христианство;
б) ислам;
в) протестантизм; +
г) буддизм.
Христианство самая молодая религия среди ислама и буддизма и насчитывает всего 2 тыс. лет, а протестантизм зародился на основе христианства.
а) Сократу;
б) В. Соловьеву;
в) Ф. Бэкону; +
г) К. Марксу.
Именно Ф. Бэкон кратко выразил одну из основополагающих заповедей нового мышления: "Знание – сила". В знании, в науке Бэкон видел мощный инструмент прогрессивных социальных изменений.
а) "Пир";
б) "Война и мир";
в) "Государь";
г) ни одно из перечисленных. +
"Пир" был написан Платоном. Произведение с названием "Государь" принадлежит нескольким авторам, но среди них Сократа нет, "Война и мир" также было написано не Сократом.
а) да;
б) нет. +
Индивид – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт; индивидуальность – принадлежность человеку особых, неповторимых черт характера.
а) все в мире происходит по необходимости;
б) все в мире причинно обусловлено;
в) развитие мира определяется изначально заданной целью; +
г) человеческая деятельность носит целенаправленный характер.
Телеология (telos – цель, целое) – стремление к конечной цели, а также целостность. Телеология, понятая как специфическое свойство нравственного сознания, превращается в философскую феноменологию или в христианскую теологию.
а) русская религиозная философия; +
б) русский космизм;
в) русский марксизм;
г) русский анархизм.
Теория Соловьева представляет собою одну из попыток идеально-реалистической религиозной философии создать цельное мировоззрение, состоящее из синтеза науки, философии и религии.
а) Пифагор; +
б) Фалес;
в) Зенон;
г) Платон.
Слово "философ" впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580—500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление а европейской культуре термина "философия" связано с именем Платона (427—347 гг. до н. э.).
а) сознательное, предсознательное, бессознательное; +
б) сознательное, предсознательное, несознательное;
в) темное, полутемное, светлое;
г) сознательное, дознательное, вспомогательное.
З.Фрейд выделял три уровня – сознательное ("Я" или ЭГО), предсознательное (Сверх-Я), бессознательное (Оно).
а) мифология, религия, наука, философия; +
б) мифология, астрология, наука, философия;
в) мифология, алхимия, наука, философия;
г) мифология, хиромантия, наука, философия.
Астрология, алхимия и хиромантия являются науками и рассматривались только внутри нее. Мифология, религия, наука, философия – это основные формы, которые были представлены и представлены сейчас составляющими мировоззрения.
а) идеализм;
б) схоластика;
в) материализм; +
г) рационализм.
Первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.
а) Аристотель; +
б) Платон;
в) Протагор;
г) Гераклит.
Развивая свою мысль, Аристотель назвал человека – политическим животным. В том смысле, что человек живет в обществе, то есть в политической среде.
а) 1 - 4 года;
б) 5-10 лет;
в) 20 - 50 лет;
г) всю жизнь. +
Социализация — это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Учитывая, что нормы общества могут изменяться на протяжении жизни человека, то и процесс социализации может длиться всю жизнь.
а) середина XIX века; +
б) конец XVIII века;
в) начало XX века;
г) конец XI века.
Философия марксизма возникла на основании трудов К.Маркса, следовательно, тогда, когда он жил.
а) К. Маркса;
б) А. Шопенгауэра; +
в) Т. Гоббса;
г) Л. Толстого.
Выдвинув в качестве основного философского понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостность, противостоящую как духу, так и материи, само это понятие "философы жизни" трактуют по-разному.
а) А. Камю;
б) Ж.-П. Сартр;
в) М. Хайдегер;
г) Ф. Ницше. +
Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю).
а) всеединство; +
б) русская идея;
в) ноосфера;
г) глобализация.
Н.Бердяев от марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Философия Бердяева - это философия личности, персонализм. Личность - это не эмпирическая индивидуальность, а человек взятый как творческое и свободное существо, неподвластное объективации. Выход к другим людям и единение с ними присущи, по Бердяеву, личности как неустранимая часть ее внутреннего мира
а) В. Соловьевым; +
б) П. Чаадаевым;
в) Н. Бердяевым;
г) Н. Федоровым.
Соловьев написал "Философические письма", в которых уделял большое внимание вопросам этики и общественной философии в духе христианского мировоззрения.
а) Платон и Аристотель;
б) Левкипп и Демокрит; +
в) Эпикур и Зенон;
г) Анаксагор и Перикл.
Демокрит характеризует атомы так же, как Парменид бытие. Атомы вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают и не уничтожаются. Они обладают абсолютной плотностью и твердостью и отличаются друг от друга по своему объему, весу, форме и расположению.
а) совокупность теологических и философских доктрин ранних христианских мыслителей; +
б) религиозное направление итальянской философии;
в) материалистическое учение XX века;
г) учение о сотворении мира.
Патристика - термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II - VIII вв. (отцов церкви).
а) "Всякое знание недостоверно"; +
б) "Завтра будет хуже, чем вчера";
в) "Завтра будет лучше, чем сегодня";
г) "Всякое знание достоверно".
Скептики подвергали каждое знание анализу, исходя из того, что пока оно не будет доказано, его нельзя считать достоверным.
а) Гераклит;
б) Г. Ф. В. Гегель;
в) К. Маркс; +
г) В. Ленин.
Диалектическое учение наиболее полно развивал в своих трудах К.Маркс.
а) И. Кант; +
б) Г.Ф. В. Гегель;
в) Ф. Ницше;
г) А. Камю.
Категорический императив (от лат. imperativus — повелительный), термин, введенный немецким философом И. Кантом и обозначающий основной закон, или правило, его этики. Имеет две формулировки:
. "... поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом"
. "... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству".
1. Дунаева Н.Н. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 160с.
2. Жаринов В.М. Философия. – М.: Приор – Издат, 2005. – 96с.
3. Железнов Ю.Д. Человек в природе и обществе. М.: МНЭПУ, 1998.
4. Франкл В. Человек в поисках смысла – М.: Просвещение, 2001. – 296с.
5. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1989. - 272с.
Страницы: 1, 2, 3