v Ощущения;
v Восприятия;
v Представление.
Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на:
ü Зрительные;
ü Слуховые;
ü Осязательные;
ü Вкусовые и др.
Ощущения, как правило выступают в качестве компонента более сложного образа – восприятия.
Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений.
Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти, образы воображения и т.д. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственна связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных.
Представления возникают на базе ощущений и восприятий и вместе с ними входят в состав чувственного познания. Но они содержат элементы обобщения и продолжают играть важную роль и в процессе логического познания.
Важным элементом чувственной деятельности и чувственного познания являются эмоции. Эмоции – это комплексная и довольно сложная форма человеческой чувственности, включающая в себя различные переживания и страсти, такие как гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие. Эмоции вполне определенно зависят от чувственной организации отдельного человека, особенности его психики, индивидуальных черт характера и темперамента. Они, с другой стороны, включают в себя аспекты объективного отражения реальных связей, в которые включен человек, с другой стороны, они фиксируют субъективное отношение человека к миру.
Логическое познание покоится на способности логического мышления. Оно включает в себя два типа логического мышления:
v Рассудок;
v Разум.
Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка, он необходим всегда, но его абстракция неизбежно ведет к метафизике. Рассудок – это обыденное повседневное житейское мышление или то, что часто называют здравым смыслом. Логика рассудка – формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму "готового" знания, а не на его содержание.
Разум – высший уровень рационального познания, для которого, прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная задача разума – объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления конкретных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума – диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.
Логическое познание наиболее полно выражено в мышлении.
Мышление – это процесс познавательной деятельности, для которого характерно создание обобщенных, опосредованных образов действительности. Оно опосредовано чувственным познанием и опирается на опыт, в том числе и осмысленный ранее. Благодаря мышлению человек отвлекается от конкретного многообразия явлений и выявляет присущие им общие и существенные признаки. Оно осуществляется в тесной связи с языком, выполняющим функцию инструмента мышления, и речью, в которой мысль воплощается. Основными формами мышления являются:
v Понятие;
v Суждение;
v Умозаключение.
Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Понятия должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отразить реальную диалектику (развитие) объективного мира. Наиболее общие понятия – это философские категории: качество, количество, материя, противоречие и др. Понятия выражаются в языковой форме – в виде отдельных слов или в виде словосочетаний.
Суждение – форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным, либо ложным. Понятие и суждение являются "кирпичиками" для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения от одних понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание. Классический пример знания:
1. Все люди смертны (посылка).
2. Сократ – человек (обосновывающее знание).
3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием).
Важными условиями достижения истинного выводного знания являются не только истинность посылок (аргументов, оснований), но и соблюдение правил вывода, недопущение нарушения законов и принципов логики – не только формальной, но и диалектической. Следует иметь в виду, что логическое мышление взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими - внерациональными – формами познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как воображение, фантазия, эмоции и др. Среди них особенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) – способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.
3. Взаимосвязь чувственного и логического познания. Позиции сенсуализма, эмпиризма, рационализма, иррационализма в познании
В истории философии сложились различные взгляды и представления о проблеме соотношения чувственного и логического познания. Существует три ведущих философских направления, пытающихся по-своему решить эту проблему - сенсуализм, эмпиризм и рационализм.
Понятие сенсуализм обозначается теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более ил менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения. В древнем мире представителями сенсуализма были киренаики и эпикурейцы, в средние века сенсуализм был мало распространен. В Новое время основу сенсуализма заложил Д. Локк, который выдвинул положение, что нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве. Это положение разделяли Т. Гоббс и Д. Беркли. Систематическое обоснование сенсуализм получил у французских просветителей, в частности, Э. Кондильяк утверждал, что восприятие охватывает все духовные способности. Д. Юм добавил к "внешнему опыту", из которого исходили все прежние представители сенсуализма, "внутренний опыт". Согласно его утверждению, все творческие силы души есть не более чем способность связывать, переставлять и увеличивать материю, данную при помощи чувств и опыта. На позициях сенсуализма стоял Л. Фейербах. Близкими к сенсуализму направлениями являются эмпириокритицизм и позитивизм.
Эмпириокритицизм (философия "критического опыта") – реакционное субъективно-идеологическое философское течение, возникшее во второй половине ХIХ века в Германии и Австрии, которое целиком основано на идеалистическом извращении понятия "опыт", который эмпириокритики понимали субъективно-идеалистически, как суму человеческих переживаний, ощущений безотносительности к объективной реальности.
Позитивизм – философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
Эмпиризм – гносеологическое учение, преувеличивающее роль опыта в процессе познания человеком мира и полагающее его единственным источником и основой познания. Существует идеалистический и материалистический эмпиризм. Идеалистический эмпиризм (Беркли, Юм, Мах и др.) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит материальная природа. Дж. Беркли, будучи религиозным деятелем, резко ополчился против материалистического мировоззрения. Он категорически отрицал даже само существование материи. В частности, он утверждал, что существует лишь то, что мы воспринимаем, что весь мир – это комплекс ощущений, которые, в конечном счёте вложены в людей Богом.
Д. Юм, утверждал, что нельзя однозначно ответить на вопрос, существует ли мир, поскольку мы всегда имеем дело лишь с ощущениями и за их пределы выйти не в силах. Природа же ощущений и возникающих на их основе восприятий и представлений нам неизвестна. Следовательно, мы не можем знать что-либо вокруг себя, кроме собственных ощущений.
Материалистический эмпиризм (Ф.Бэкон, Гоббс, Локк и др.) считает, что в основе чувственного опыта лежат предметы материальной природы. Френсис Бэкон, по праву считается одним из родоначальников эмпиризма в теории познания. Высшая цель науки, по его мнению, - достижение господства человека над природой на основе знания её собственных законов. Путем, ведущим к такому знанию, он считал наблюдение, анализ и эксперимент. Ф. Бэкон явился и разработчиком индуктивного метода доказательства истины, суть которого состоит в опоре на конкретные факты, их анализе и последовательном мысленном обобщении.
Продолжатель бэконовской традиции эмпиризма в философии Томас Гоббс, одним из первых обратил внимание на роль языка в процессе познания, его тесную связь с абстрактным мышлением. Он считал, что в языке слова становятся знаками общих идей, благодаря чему появляется возможность достоверного общения знания, так как каждый человек не способен все познать, опираясь лишь на собственный опыт.
Рационализм – направление в теории познания, признающее разум единственным источником истинного знания в противоположность эмпиризму, который считает единственным источником познания чувственный опыт. Выдающиеся представители рационализма Р. Декарт, Спиноза, Лейбниц, полагали, что истинное знание дается только размышлением, логикой умозаключений, а ощущения не дают нам полного знания предмета. С точки зрения современной науки и сенсуализм, и рационализм фиксирует только одну сторону момента познания истины. Познание – это не ощущение, изолированное от мысли, и не мысль в своей изолированности от чувств, а взаимосвязь чувственного и рационального, оно имеет двуединое начало. Одно – это независимо от человека существующий объект как предмет познания, как материал, данный восприятием. Второе – набор всеобщих определений мысли, представляющий собой орудие познания, средство духовной обработки чувственного материала. При отсутствии любого их этих начал познание невозможно. Как и любой процесс взаимодействия, познание оказывается возможным и начинается только тогда, когда уже имеются налицо оба элемента, участвующие во взаимодействии. Метафизическое сведение целостного отношения к какому-либо одному моменту является методологической ошибкой.
Иррационализм – философское учение, которое в противоположность рационализму ограничивает или полностью отрицает возможности человеческого разума в процессе познания и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму. Иррационализм выдвигает на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю, непосредственное созерцание, интуицию, "озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное" и т.п. Иррационализм опирается на идеи датского ученого С. Кьеркегора и немецкого философа Э. Гуссерля. Философское мышление, по мнению Кьеркегора, должно исходить не из теоретических принципов, а быть связанным с внутренней духовной жизнью личности, её эмоциональными переживаниями. Именно такое мышление является подлинно конкретным, имеющим собственно человеческий смысл.
Гуссерлю иррационализм обязан разработкой методологии, в основе которой лежит отрицание объекта познания вне направленного на него сознания субъекта, его интуиции и эмоций. То есть Гуссерль предлагал строить философию на основе "чистого сознания". Суть её состоит в том, что мы отвлекается от существования внешнего мира, от содержания естественных и общественных наук, от непосредственных психологических переживаний – эмоций, эстетических, нравственных чувств и т.д. То, что остается после этого, и есть "чистое сознание"; оно направляется на объект исследования, что и составляет истинное строение всякого знания. Крупнейшим представителем иррационализма последний трети ХIХ века был Ф. Ницше, родоначальник так называемой "философии жизни". Основная идея "философии жизни" заключается в том, что понятие материи заменяется понятием "жизни", как иррационального потока, "порыва". Материя понимается как потухший остаток, застывшая форма "жизни". Разум убивает "жизнь", останавливает ее непрерывное движение. Поэтому для познания нужен не разум, а интуиция, то есть непосредственное переживание жизни. Религия, по мнению Ницше, отрицает свободу мышления, самостоятельность действий человека. Более того, она, как и всякий догматизм, нуждается в слое подавленных людей, внутренне несвободных, превративших собственную несвободу в идеал, смирение – в добродетель. Но человек свободен, а смирение есть оковы, которые надевает на людей каста жрецов ради достижения собственной власти. Вывод Ницше – нужно воспитывать сильную и свободную (от всякой морали) личность, отказываться от культа слабости и покаяния.
В 30-е года ХХ века появляется другая разновидность иррационализма – экзистенциализм.
Экзистенциализм - разделяется на религиозный и атеистический.
Представители религиозного экзистенциализма Г. Марсель, к. Ясперс, считают, что через экзистенциальный опыт человек постигает Бога. Представители атеистического экзистенциализма М. Хайдеггер, Сартр, Камю, считают, что экзистенциальный опыт человека ориентируется, прежде всего, не на Бога, а на индивидуальность и неповторимость самого человека. Однако и та, и другая разновидность немыслимы без катастрофы, временности, движения к смерти. Главный принцип экзистенциализма "Существование предшествует сущности" - это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, а только потом он определяется.
Список использованной литературы
1. Е.Г. Родчанин, Ю.В. Басков, Философия исторический и систематический курс, Ростов-на-Дону, 2003 год.
2. В.Г. Нецветаев, Философия, Москва, 2001 год.
3. Ю.В. Кохановская, Философия, Ростов-на-Дону, 2000 год.
4. Краткий философский словарь под редакцией М. Розенталя, П. Юдина, Москва, 1954 год.
Страницы: 1, 2