|
Функциональная |
Творческая |
|
Структурная
|
Взаимозависимость поступков, сетевой анализ |
Архетип как первичная форма образа, связь звука, цвета, вкуса, запаха, как элементов чувственного восприятия, творческое направление |
|
Нормативная Конструктивная |
Влияние, сила, норма Инструментальная ( посредством чего?) |
Эгрегор как мыслеформа общественного сознания, сознание субкультуры |
Оценки
Когнитивная
Аналоговая
Функциональная
Энергетика творчества
Распознание
Творческая
Целостность, воображение, представление
Символическая, намёк
Оценки
Когнитивная
Аналоговая
Структурная
Элементы
Уровни, иерархия
Нормативная
Классы
Отношения, продуктивная оценка
Оценки
Функциональная
Творческая
Когнитивная
Процессионная, процедурная
Чувство вкуса, синтез противоположностей
Аналоговая
Суперсила, приспособление, адаптация
Параллельные миры, характерные черты, ассоциации
Оценки
Структурная
Нормативная
Когнитивная
Организация восприятия
Системная, инсайт
Аналоговая
Силлогизм
Концептуальная, адекватность
Можно отметить также, что вероятностно-функциональная оценка по отношению к человеку связана с вопросами свободы. Вероятностно-аналоговая оценка в своём пассивном характере передаёт неуверенность отношения ( вроде, похоже и.т.д.). Вероятностно-целевая оценка связана с прогностическим анализом. Нормативно-целевая оценка связана с вопросами целесообразности. Нормативно-структурная оценка является контекстной. Критически-нормативная оценка связана с вопросами адекватности, то есть с отношением содержания любой оценки к действительности. Эта оценка в зависимости от конкретизации критической составляющей принимает вид либо противопоставлений “утверждение — отрицание” (присутствие — отсутствие) либо градаций соответствий (вероятностная). Критически-творческая оценка выражает уже качество отношения, передаваемое посредством мимики или интонации.
Каждая из этих оценок выражается в языке посредством определённых правил. Поиск способов выражения найденных оценок посредством языка для их грамотной передачи другим людям — тема отдельного исследования. Например, творческо-функциональная оценка в русском языке выражается деепричастным оборотом. Творческо-нормативная оценка выражается причастным оборотом.
4. Контекстный поиск
4.1 Смысл контекстного поиска
Как утверждалось ранее, существуют три способа восприятия мира с внешней точки зрения: наука, искусство и религия. Контекст поиска в глобальном смысле означает рассмотрение объекта внутри этих восприятий. Взяв за фоновую основу какой-либо из этих трёх способов восприятия, в дальнейшем применяются все необходимые виды оценок, связанные как с логическим, так и образным мышлением. При этом вырабатывается в каждом конкретном случае метод нахождения этих оценок. Поэтому контекстный поиск определяет методологию философского поиска.
При обсуждении науки, искусства и религии они не оцениваются как объекты со своей историей и местом в жизни человека, а рассматриваются как среда со своей спецификой методологии, в которой эта оценка происходит.
4.2 Наука
Нескончаемый поиск устремляет человека в бесконечность познания, не останавливая его перед достигнутыми результатами, ввергая его в пучину новых проблем и потребностей в их разрешении.
В рамках науки при возникновении какой-либо потребности для её разрешения сначала осуществляется формулировка проблемы. Чем более точная формулировка проблемы осуществлена, тем больше данных, инструментов и исполнителей она требует для её разрешения. Например одной из таких проблем является нахождение объективного критерия истинности утверждения на пути поиска.
Научный подход нахождения данных основан на оперировании известными и получении новых. Данными могут быть фактами или законы. Данные в науке должны быть выражены в логической и числовой формах. Язык логики принят за общенаучный. Новые данные извлекают либо путём умозрительных гипотетических заключений, либо путём эксперимента. Операции над данными связаны с анализом и синтезом, а анализ и синтез в науке проявляются посредством дедуктивного и индуктивного методов. Индуктивный и дедуктивный методы можно рассмотреть на основе структурной и нормативной оценок..
Структурная оценка, идущая от общего к частному оперирует в основном индуктивной методологией. Наука проводит структурную оценку некоторого объекта выделяя существенные признаки посредством эксперимента или наблюдения этого объекта. Эксперимент, носящий активный характер, выражается в изменении свойств или разрушении объекта на отдельные его составляющие. Современная экспериментальная наука ориентирована в основном ориентирована на этот подход: чтобы узнать как устроены элементы материи, надо их разрушить. До недавнего времени единственным способом научного изучения строения тела человека было хирургическое вмешательство. Наблюдение, носящее пассивный характер эксперимента, включает регистрацию всех параметров системы. Недостатком наблюдения является то что второстепенное можно перепутать с первостепенным, то есть существенным для выявления искомой закономерности. В зависимости от метода выделения существенных признаков наука делится на точную и экспериментальную. Точная наука основана на аксиомах, а экспериментальная на гипотезах. Экспериментальная наука пытается приблизить гипотезы к описанию реальности наиболее точно, но никогда не признаёт свои выводы абсолютно верными.
Что касается нормативной оценки результатов структурного анализа точных наук по отношению к описанию реальности, то любые научные выводы основывающиеся на предшествующих им заключениях относительны. Безотносительные утверждения в науке называют аксиомами. В непротиворечивой логике таких утверждений может быть бесконечно много, что доказано теоремой Гильберта. Понятие же истинности по отношению к аксиомам бессмысленно. Получается, что ничего об истинности фундамента точных наук мы сказать не можем, равно как и о дальнейших выводах.
Структурный анализ, как правило приводит к удовлетворительным результатам при исследовании статических объектов или поведения неразумных объектов. Но в ситуации, где поведение системы слишком сложно применяют нормативный анализ, оперирующий лишь отношениями между объектами и не исследующий их структуру. Поэтому нормативный анализ имеет такую специфическую область применения как общественные науки. Нормативный анализ проводится, например, в политике как исследовании права или законодательства и в межотраслевой экономике как исследование взаимодействия различных экономических интересов. С точки зрения управления государством невозможно учесть всю структуру общества и интересы всех граждан, поэтому исследуются взаимосвязи между отдельными общественными слоями. Если их удачно сбалансировать, то государство будет устойчивым.
Политика здесь приведена в качестве наглядного примера применения нормативного анализа для лучшего представления его методов. В таких глобальных системах как государствах применяют статистические методы исследований с выявлением корреляционных связей. К тому же апеллируют к известным историческим закономерностям, чем и занимается историческая наука. Впрочем, существует мнение, что история нас учит только тому, что ничему не учит. В системах меньшего масштаба применяют экспериментальный метод исследования путём создания экспериментальных производств и исследования их поведения в различных условиях. Этот метод моделирования применяют также и в физике. В биологии с экспериментированием обстоит сложнее в связи с морально-этическими вопросами ведения эксперимента над живыми существами. Но и на этот счет время от времени появляются сообщения что эксперименты ведутся над целыми государствами или даже над всей планетой.
Но извлечение новых научных фактов при помощи структурного и нормативного анализа не даст понимания ответа на поставленный вопрос без подходящей формы представления этих фактов в виде научных закономерностей. Этот процесс представления показывает когнитивную особенность научного мышления. На этом этапе осуществления качественного скачка от нагромождения наблюдаемых фактов к стройной теории, действительно, многое зависит от способностей мышления человека, во всяком случае на данном уровне цивилизации. Вопрос о существовании таких алгоритмов переходов остаётся открытым так же как и вопрос об искусственном интеллекте.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.