Рефераты. Философские знания

6 Материя


Вопрос:

2) Какой подход к описанию реальности — редукционизм или холизм — характерен для механицизма? Учитывается ли так называемая системность уровней материи?


Ответ:

Для механицизма характерен такой подход к описанию реальности как редукционизм.

Редукционизм (от лат. — отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию), методология, принцип, согласно которому высшие формы материн могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам, т. е. сведены к низшим формам (напр., биологические явления — с помощью физических и химических законов; социологические — с помощью биологических и т. д.). Редукционистские тенденции проявлялись в психологии (бихевиоризм), лингвистике, биологии, физике и др. науках. Редукционизм прослеживается в механицизме.

Механицизм - односторонний метод познания, основанный на признании механической формы движения материи единственно объективной. В своём конкретном применении механицизм выступает как крайняя форма редукционизма. Для механицизма характерно отрицание качеств, специфики более сложных материальных образований, сведение сложного к простым элементам, целого — к сумме его частей.

Системность уровней материи учитывается.

Системность - принцип диалектико-материалистической методологии, выражающий филос. аспекты системного подхода и служащий основой изучения сущности и всеобщих черт системного знания, его гносеологических оснований и категориально-понятийного аппарата, истории системных идей и системоцентрических приёмов мышления, анализа системных закономерностей различных областей объективной действительности. В реальном процессе научного познания конкретно - научного и философского направления системного знания взаимодополняют друг друга, образуя систему знаний о системности.


7 Движение и пространство


Вопрос:

Субстанциальная концепция пространства и времени впервые высказана в античной философии. Когда и в какой научной теории — классической механике Ньютона или теории относительности Эйнштейна — она становится основной?

Какая концепция — субстанциальная или реляционная — поддерживается современной наукой?


Ответ:

Пространство и временя – основные формы существования материи. Материя имеет расположение во времени и пространстве. По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода: субстанциональный, реляционный.

Сторонники первого — субстанционального (Демокрит, Эпикур) — считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.

Пространство отождествлялось с пустотой-местом, понимаемой как самостоятельная субстанция, благодаря которой все явления и процессы получают пространственные характеристики. Эта идея сыграла существенную роль в процессе становления классической физики. Время тоже рассматривается как самостоятельная сущность, как «длительность вообще», как условие всех возможных изменений. Время имеет свое «течение», независимо оттого, происходит что-либо или не происходит.

Субстанциальная концепция пространства и времени становится основной в классической механике Ньютона.

Исаак Ньютон (1643 — 1727 гг.) — выдающийся английский ученый, сделавший в науке ряд крупных открытий (дисперсия света, законы механики и др.). Он явился создателем классической механики, которая объясняла развитие природы движением и столкновением физических тел. Английский ученый создал учение об абсолютном пространстве и абсолютном времени. Материя рассматривалась им как инертная масса, приходящая в движение лишь посредством воздействия внешних сил (земного тяготения). В полном соответствии с духом механицизма Ньютон рассматривал движение лишь как перемещение тел из одной точки пространства в другую. Абсолютное пространство — это как бы огромное вместилище материальных тел, а абсолютное время представляет собой непрерывный мировой поток событий. Его классическая механика в немалой мере способствовали формированию научной картины мира.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория. В начале XX в. физика выявила глубокую связь между пространством и временем. Современная наука считает, что могут существовать миры с другими пространственно-временными параметрами.


8 Основные законы и принципы диалектики


Вопрос:

Согласно марксистам, то, как теория относительности описывает движение, подтверждает один из двух принципов материалистической диалектики. Какой это «принцип»?


Ответ:

Теория относительности - физическая теория пространства и времени, сформулированная Эйнштейном в 1905 (специальная теория) и в 1916 (общая теория). Она исходит из т. наз. классического принципа относительности Галилея - Ньютона, согласно которому механические процессы происходят единообразно в инерциальных системах отсчета, движущихся одна относительно др. прямолинейно и равномерно.

Диалектика — это наука о всеобщих связях и развитии, метод философского мышления.

В «Диалектике природы» Энгельсом была предпринята попытка дать классификацию форм движения материи и естественных наук. По Энгельсу, объектом естествознания являются формы движения материи в их взаимной связи и последовательном развитии от низших к высшим. Исследовать окружающую природу и означает познавать формы движущейся материи.

То, как теория относительности описывает движение, подтверждает один из двух принципов материалистической диалектики – принцип всеобщей связи.


9 Сознание и бытие


Вопрос:

Следствием какой метафизической системы Декарта — идеализма, материализма, дуализма — является классическая проблема разум/тело (современная проблема сознание/мозг, или «психофизическая проблема»)? К какому философскому направлению — идеализму или материализму — можно отнести такой научный подход к сознанию, как нейробиология?


Ответ:

Декарт – французский философ и ученый (1596-1650). Он много сделал для развития философии, физики, математики, физиологии.

В истории философии Декарт известен также и как основатель принципа дуализма (от лат. – два, двойственно). Под дуализмом понимают те философские учения, которые признают материальное и духовное в качестве равноправных начал /субстанций/ мира.

Классическая проблема разум/тело (современная проблема сознание/мозг, или «психофизическая проблема») является следствием метафизической системы Декарта — дуализма.

Проблема разум/тело, или психофизическая проблема – вопрос об отношении психического к физическому. Декарт утверждал о существовании двух субстанций (материи – субстанции протяженной и немыслящей и души – субстанции мыслящей, но непротяженной) резко противопоставил душу и тело.

Такой научный подход к сознанию, как нейробиология можно отнести к такому философскому направлению как идеализм.

Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Идеализм рассматривает сознание как особую нематериальную сущность мира, существующую до мира, вне материи, материализм — как свойство, возникающее у материи в процессе ее развития.

Нейробиология — наука, изучающая устройство, функционирование, развитие, генетику, биохимию, физиологию и патологию нервной системы.

Идеализм — философское направление, исходящее в объяснении мира из первичности разума, сознания и вторичности материи, природы или непознаваемости мира. Включает в себя множество различных школ, течений, объединяемых прежде всего общностью в решении основного вопроса философии. Противоположен материализму.


10 Познавательные способности человека


Вопрос:

В каком направлении эпистемологии Нового времени — эмпиризме или рационализме — к достоверному знанию ведут такие формы познания, как ощущение, восприятие, представление? Когда и кто — Аристотель, Р. Декарт, Дж. Локк, Г. Гегель — впервые проанализировал их, и какое учение создал — логику или сенсуализм?


Ответ:

Эмпиризм (от греч. — опыт) — направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником знания.

Из эмпиризма вытекает сенсуализм, подчеркивающий особую роль ощущений в получении знаний.

 Сенсуализм (от лат. — чувство) — направление в гносеологии, метафизически абсолютизирующее роль органов чувств в процессе познания. Не понимал диалектики чувственного и рационального в познании. Считал, что органы чувств всегда дают истину, а заблуждениями человек обязан разуму.

В направлении эпистемологии Нового времени — эмпиризме — к достоверному знанию ведут такие формы познания, как ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – отражение отдельных сторон, отдельных свойств предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Восприятие – форма чувственного познания, представляющая собой целостный образ предмета, непосредственно воздействующего в данный момент на органы чувств. В отличие от ощущения восприятие дает знание о предмете в целом, является источником первоначальных сведений о вещах как целостных системах.

Представление - чувственный образ предмета, не воздействующего в данный момент на органы чувств. Опосредуется прошлым опытом. Подобно восприятию, является конкретным, единичным образом. Однако представление менее устойчиво, менее наглядно, утрачивает многие единичные черты, свойственные предмету, но сохраняет общее — будучи формой чувственного познания выступает и как переходная форма к абстрактному мышлению.

Впервые проанализировал эти понятия английский философ-материалист Дж. Локк (1632 – 1704 гг.). Локк детально обосновал принцип происхождения знаний и идей из мира чувств.


11 Истина и заблуждение


Вопос:

Геометрии 10, 26, … 506 измерений пространства-времени базируются на непротиворечивой системе аксиом и согласуются с остальной математикой.

Соответствуют ли все эти геометрии действительности (нашей физической Вселенной)? Если нет, к какой концепции истины — корреспондентской, когерентной, прагматической, конвенциональной — их можно отнести?


Ответ:

Все эти геометрии согласуются с математикой, но не соответствуют действительности (нашей физической Вселенной). Их можно рассматривать только чисто теоретически, экспериментом их невозможно проверить.

Их можно отнести к когерентской концепции истины. Согласно когерентной концепции истины, все научные утверждения образуют единое гармоническое целое. Истинное всегда выступает элементом гармонического целого, каковым является наука в единстве ее как экспериментальных, так и теоретических составляющих.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.