Рефераты. Философские основы этики: мораль и нравственность

Нравственные отношения госслужащих к обществу находит свое конкретное выражение в стремлении при любых обстоятельствах выполнить свои обязанности, свой долг.. Высокая общественная значимость труда госслужащего, признание его всеми людьми высокоморальным, необходимым и жизненно важным для общества находит свое выражение в том, что госслужащие обеспечиваются всем необходимым для выполнения своих обязанностей за счет труда остальной части народа, пользуются его уважением и вниманием. И если мы все же встречаемся с негативным отношением к управленческим структурам определенных кругов, организаций, то это является следствием нравственного неблагополучия в нашем обществе. Такое положение обусловлено кризисом нравственности, существенной стороной которого является пересмотр старой системы ценностей, отказ от нее в пользу новой. На место безграничной веры в авторитеты, догматизированной морали приходит новая мораль, связанная с оправданием стремления людей к увеличению суммы удовольствий и наслаждений, личного комфорта и материальных благ, с развитием индивидуализма. Процесс этот, по-видимому, необходимый для общества в целом, оказался разрушительным для государства и его составляющих и отрицательно сказался на нравственном здоровье коллективов госслужащих. Впрочем, положение меняется к лучшему. Создаются и совершенствуются структуры государственной и муниципальной власти. Рассматриваются и другие документы, определяющие положение в обществе и жизнедеятельность государственных структур.

Специфическое предназначение госслужащих как орудия защиты Отечества в политическом и экономическом отношениях обусловливает и другую особенность нравственных отношений, заключающуюся в их повышенной императивности. Повелительность, присущая нравственности вообще, в отношениях госслужащих выступает особенно резко и наглядно. Важнейшие требования, предъявляемые к нравственным качествам

госслужащих, являются не только предписаниями общественного мнения, но и требованиями законов, разнобразных правовых норм, нарушение которых влечет санкции со стороны государства.

Нравственные отношения госслужащих проявляются в различных формах. Важнейшими из них являются долг, ответственность, честь, достоинство, совесть.

Вступая в отношения друг с другом, госслужащие подчиняются дисциплине, требованиям законов, установившимся традициям, нравам, привычкам. Во всех этих формах нравственных отношений всегда существует две стороны - субъект и объект. Но эти стороны то и дело меняются местами. Например человек, поскольку он имеет определенные обязанности перед обществом и другими людьми, выступает как субъект, а общество и другие люди - как объект его моральной деятельности. Но этот же человек является объектом моральных обязанностей для других людей, для общества, поскольку оно тоже должно защищать его интересы. С одной стороны, общество формулирует обязанности отдельной личности и оценивает ее поступки. Но, с другой стороны, моральные требования становятся личным долгом и ответственностью каждого человека и активно проводятся в жизнь. Кроме того, личность морально оценивает общество, его социальный порядок, механизм управления, навязываемые им законы поведения и т.д., низводя его тем самым до уровня объекта.

Чем выше сознательность человека, тем более он способен самостоятельно контролировать и направлять свои действия, тем в большей мере он является самодеятельным субъектом.

Нравственные отношения характеризуются системой ценностей, сложившейся или зарождающейся в обществе. Моральные ценности выступают как ориентиры поведения человека. В качестве моральных ценностей выступают установления и принципы, нормы и правила поведения, образ жизни и идеалы. Опираясь на сложившуюся в обществе систему ценностей, сознание человека получает возможность давать последовательную, относительно устойчивую нравственную оценку поступкам, поведению людей.

Нравственные ценности пронизывают собой всю духовную культуру общества, преломляясь в философских концепциях, в произведениях искусств, в воспитании, в образе жизни и поведении людей.

В рыночном обществе, к которому устремились в настоящее время, высшей нравственной ценностью почитается предпринимательство, умение делать деньги. Обладание деньгами становится свидетельством преуспевания в жизни и "нравственной приспособленности" индивида, критерием его моральности. Точно так же в феодальной морали сословие-корпоративный статус индивида отождествляется со степенью его моральности, которая оказывается присущей ему в силу происхождения, знатности, а не в силу действительных свойств. Эта иллюзия, наделяющая добродетелью тех лиц, которые обладают богатством и властью, сохраняется и в тоталитарном обществе, где происходит отождествление должностного положения индивида с его моральными качествами.

Разумеется, что в идеале моральный авторитет, достоинство, престиж личности должны определяться ее делами и мотивами, поступками и эмоционально-волевыми качествами. Реальные усилия личности, ее отношение к труду, творческая активность - вот что раскрывает ее действительные достоинства, степень ее моральности. В свою очередь, моральность поведения охраняется санкциями, которые могут быть различными: от общего презрения, остракизма до восторженного поклонения, окружения того или иного поступка ореолом славы, героизма. В целом нравственная жизнь характеризуется системой санкций. В отношении военнослужащих эта система предполагает разнообразные меры поощрений и взысканий, определяемые законами. Поскольку люди действуют нередко в привычных повторяющихся условиях, постольку к их действиям общественное мнение прикладывает общезначимую оценку, рекомендует тот или иной образец решения. Такими образцами могут служить жизнедеятельность и поведение выдающихся личностей, героев художественных произведений и т.д. Их образцы могут быть эталонами, критериями моральности отношений. Они содержат в себе идеальное нравственное начало - идеал.

Свое нормативное выражение нравственные отношения получают в этикете. В своей сути этикет управленца представляет собой определенную совокупность нравственных по своему содержанию и эстетически впечатляющих по форме правил поведения госслужащих. Рассматривая поведение человека как единство нравственного и эстетического, этикет главным образом объясняет не "почему", а "как нужно поступать в той или иной ситуации, он всегда выступает как внешняя сторона нравственных отношений.

В этикете проявляются общечеловеческие черты нравственных отношений. Он предполагает восприятие каждого человека как личности независимо от его служебного положения, достоинства и знания. Вместе с тем, в правилах этикета выражены и элементы дифференцированного отношения к людям. Дело в том, что они фактически неравны, находятся на различных ступенях социальной лестницы, могут отличаться друг от друга по физическому и умственному развитию, образованию, культуре. Существенное значение имеют и различия по возрасту, полу и т.п.

Все многообразие нравственных отношений, регулируемых этикетом, базируется на следующих важнейших принципах;

- гармоничность поведения. Этот принцип определяет воспитанность человека в полном объеме, в единстве его внутренних и внешних качеств, содержания и формы. А.П.Чехов говорил: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли - боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами" [10, с. 396].

Гармоничность    предполагает    единство         этического и эстетического в поведении человека; - систематичность в выполнении предписаний и правил этикета.

Систематичность означает соблюдение норм этикета не от случая к случаю, а постоянно. Необходимо соблюдать правила приличия ко всем без исключения лицам и тогда, когда человек остается наедине с собой. А.С.Макаренко писал: "...я понял, что легко научить человека поступить правильно в моем присутствии, в присутствии коллектива, а вот научить его поступать правильно, когда никто не слышит, не видит и ничего не узнает, - это очень трудно..." [5, с. 422].

- творческий подход и целесообразность. Это важный принцип этикета предполагает у человека способность гибко мыслить и быстро ориентироваться в изменяющейся социальной среде. Ведь то, что уместно и целесообразно в одних условиях, может вовсе не подходить к другим. Догматическое следование этикету может поставить человека в крайне неловкое положение;

- искренность и естественность в поведении. В данном принципе выражены наиболее специфические качества подлинно красивого поведения. Их наличие говорит о высокой культуре поведения, о нравственном совершенствовании человека.

Естественность в поведении - это итог воспитания и самовоспитания. Необходимо добиваться автоматического выполнения правил, превращать их в привычку поведения. В привычке действия автоматизируются и совершаются на основе потребности поступать так, и не иначе. Такой "автоматизм" поступков придает выполнению требований этикета точность, беспрекословность, свободу и раскованность в действиях;

- скромность и тактичность. Скромность является прямым следствием таких качеств как совесть, стыд, самокритичность, простота, умение быть самим собой. Одним из выражений скромности является тактичность. Такт - это мера, способность чувствовать границу в своем поведении. Отсутствие такой способности говорит о невоспитанности;

чувство меры - в человеческих взаимоотношениях - это моральная интуиция воспитанного человека, как бы подсказывающая ему наиболее верный подход, наиболее тонкую, осторожную, деликатную линию поведения по отношению к окружающим. Правила, которыми руководствуется тактичный, деликатный человек нередко начинаются с частицы "не": е допускай, не говори, не обращая внимания, е затрагивай и пр. А.П.Чехов писал:

"Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой". Не заметишь, чтобы помочь человеку быстрее и проще справиться с досадной неловкостью, от которой никто не гарантирован.

Все указанные принципы этикета регулируют поведение госслужащих в основной сфере их жизнедеятельности - на службе.

5. Этическая теория как специфическая часть этики

Этика исследует различные области морали. Та ее сторона, которая изучает и раскрывает специфику проявления морали в процессе подготовки госслужащих к действиям в бытовых условиях, называется этической теорией. Этика госслужащего как бы конкретизирует общие принципы и нормы морали применительно к государству, к разносторонней деятельности госслужащих. Она формулирует ряд основных положений, выражающих требования к моральным качествам управленца.

Значительная часть этических положений находит правовое закрепление в законах государства. В этом состоит их особенность, поскольку соблюдение принципов морали в условиях работы госслужащего обеспечивается не только на основе их добровольного признания, но и властью приказа, распоряжения, требования официального должностного лица.

Таким образом, в рассматриваемый период становления военно-этической мысли передовые русские военачальники и мыслители предпринимали попытки сформулировать основные, исходные понятия воинской этики в рамках военной педагогики. Их усилия были направлены прежде всего на развитие идей патриотизма, воспитание верности родной земле.

В развитии воинской этики послеоктябрьского периода условно можно выделить четыре этапа.

Во-первых, этап развития военно-этических взглядов в годы гражданской войны и иностранной интервенции. В этот период в жизнь Красной Армии вносилась мораль классовой и боевой солидарности, справедливости и коллективизма, оптимизм и вера в победу коммунистических идеалов. В апреле 1918 года была принята формула Торжественного обещания (Военной присяги) воинов Красной Армии и утверждена служебная "Книжка красноармейца", являвшаяся первым советским кодексом воинской этики.

Во-вторых, этап становления военно-этической теории в довоенный период (1924-1941 годы). В этот период внимание командного и политического состава Красной Армии обращается на политико-моральное состояние военнослужащих, особо выделяется работа по воспитанию патриотизма, коллективизма, высокой моральной ответственности, верности общественному и воинскому долгу, бдительности как проявления политической и нравственной способности видеть варварство и быть готовым сорвать его замыслы.

Вместе с тем, именно в предвоенное время моральному состоянию личного состава Красной Армии был нанесен серьезный ущерб Сталиным и его ближайшим окружением. В обстановке оформившегося культа личности в армии насаждались атмосфера чрезмерной подозрительности, доносительство, шпиономания, поиски "врагов народа". Было необоснованно репрессировано свыше 40 тысяч командиров и политработников, среди которых

были и прославленные первые Маршалы Советского Союза Тухачевский, Блюхер, Егоров. Последствия репрессий в армии особенно сильно сказались в начальный период войны, когда мы понесли очень большие потери.

В-третьих, этап развития воинской этики в период Великой Отечественной войны.

В ходе войны остро встала проблема повышения моральной стойкости войск. Получили развитие и конкретизацию такие военно-этические категории, как патриотизм, ненависть к врагу, воинская честь, героизм, самоотверженность и другие. Военно-этические идеи проникли в сознание миллионов советских людей.

В-четвертых, современный этап развития воинской этики. Крупные качественные преобразования, происшедшие в области военного дела под воздействием научно-технической революции, оснащениям вооруженных сил ракетно-ядерным оружием и другими средствами уничтожения, обусловили необходимость глубокой научной разработки морально-психологической подготовки войск к действиям в условиях современной войны. В настоящих условиях военно-технические представления переживают кризис. Вызвано это переходом к новой системе нравственных ценностей, изменением социально-политических ориентации и образованием (строительством) национальных армий вновь образованных государств.

Таким образом, воинская этика - это часть, сторона этики, которая изучает специфику проявления морали в процессе подготовки к вооруженной защите Отечества и в собственно боевых условиях. Это конкретизация этики применительно к воинской и боевой действительности.

Специфика воинской этики состоит, во-первых, в повышенной императивности и категоричности моральных требований, во-вторых, в строгой субординации и регламентации всех сторон воинской деятельности, в-третьих, в юридической оформленное™ нравственных норм.

Особенности воинской орали обусловлены социальной ролью и спецификой задач, решаемых вооруженными силами, организацией армейской жизни, характером ратного труда, быта и взаимоотношений в воинских коллективах.

Современный уровень требований к боевой готовности войск определяет повышенное внимание воинской этики к формированию у военнослужащих высоких морально-боевых качеств. Воинская этика исследует методологические основы нравственного воспитания военнослужащих и воинских коллективов, сущность, структуру содержания и особенности проявления морального фактора.

Завершая краткое обсуждение философских основ этики, можно сделать следующие выводы:

- мораль принадлежит миру культуры, входит во "вторую", созданную человеком природу, является общественным отношением между индивидами;

- мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в обществе, строить гармонические отношения с другими людьми, представляет характеристику развития личности, выражающих добродетели и совершенство человека как общественного существа;

- мораль есть особое отношение человека к жизни, общественным ценностям и мотивам;

- мораль есть совокупность норм ориентиров и эталонов поведения человека.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.