Рефераты. Философские категории как отражение действительности в процессе познания

Философские категории как отражение действительности в процессе познания

ATC 97-021

Дальневосточный Государственный Университет Путей Сообщения









Реферат

по

философии

 

«Философские категории как отражение действительности в процессе познания»











Выполнил: студент II го курса

Балахонов Игорь Евгеньевич














Южно-Сахалинск 1998



С О Д Е Р Ж А Н И Е   Р Е Ф Е Р А Т А :

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

1. Единство и борьба противоположностей

ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ .

I. КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА

II. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В

КАЧЕСТВЕННЫЕ

1. Понятие о качестве и количестве

2. Переход количественных изменений в качественные - закон развития

3. Скачки

"ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ"

ЦИКЛИЧНОСТЬ И ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ

I. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

1.     Диалектическое отрицание и его роль в развитии

а) диалектическое и метафизическое понима­ние отрицания

2. Прогрессивный характер развития

а) развитие как прогресс

б) спиралевидный характер развития

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

Обобщение повседневных жизненных наблюдений, опытных фактов, полученных в различных науках, а также общественно-исторической практики, показало, что явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом из них можно найти противоположности. В математике - плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование; в физике - положительные и отрицательные заряды; в механике - притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в химии - анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциация; в биологии - ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и болезнь; в физиологии высшей нервной деятельности - возбуждение и торможение - таков беглый перечень противоположностей, открываемых наукой. Открытие противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций в самых различных явлениях и процессах имело принципиальное значение для формирования диалектико-материалистического миропонимания, для осмысления процессов изменения, развития.

Противоположными называют такие свойства предметов (явлений, процессов), которые в некоторой школе занимают "предельные", крайние места. Примеры противоположностей: верх - низ, правое - левое, сухое - мокрое, горячее - холодное и т.д. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга.

        Диалектическим  противоположностям  присуще  единство,   взаимосвязь: они взаимодополняют друг друга,  взаимопроникают,  сложным  образом взаимодействуют между собой.  Отношение между диалектическими  противоположностями  всегда  носит  динамичный характер.  Они способны переходить одна в другую, меняться местами  и т.д. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются. А в результате разрушения их связи они перестают быть  противоположностями  по  отношению  друг  к  другу.  Таким   образом, о диалектических  противоположностях  бессмысленно  говорить  порознь,   вне их противоречивого единства в рамках некоторого целого.

Например,  атом  представляет  собой  единство   двух  его      необходимых

составляющих: положительно заряженного ядра и отрицательно заряженного электрона (если говорить о  простейшей  структуре  атома,  то  есть  об  атоме  водорода). Очевидно, что их единство, взаимосвязь определяют целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объекты, существующие уже иным образом, в каких-то связях. Соответственно, они перестают быть противоположностями - сторонами противоречивого единства атома.

В столкновении противоположных сил, тенденций осуществляются процессы изменения, развития, как и в обществе (где это обнаруживается в достаточно наглядной форме), так и в живой и неживой природе, если последнюю рассматривать в процессе ее эволюции, возрастания сложности и организованности. Сложное, подвижное отношение между противоположностями было названо диалектическим противоречием. Иначе говоря, термин "единство и борьба противоположностей" и "диалектическое противоречие" заключают в себе одно и то же содержание. Правда,  надо  учитывать,  что  если   в       общественной жизни борьба противоположностей в философском смысле может быть отнесена и к реальной  борьбе социальных  групп,  людей,  столкновению  их  реальных  интересов  и  т.д.,   то применительно к природе, к сознанию (да во многом и к обществу)  слово  "борьба" не следует понимать буквально.  Нелепо быль бы думать, например, что при решении математических задач "борются"  операции  сложения  и  вычитания,  возведения  в степень и извлечения корня, что в процессе  обмена  веществ  "борются"  процессы ассимиляции  и  диссимиляции  веществ  и  т.д.  Очевидно,  что  термин   "борьба противоположностей" по отношению ко всем этим явлениям имеет специальный  смысл, что слово "борьба" употребляется метафорически и что, пожалуй, лучше употреблять его не отдельно, а в составе формулы "единство-и-борьба противоположностей".

В истории культуры издавна существовали концепции, в которых признавалась такая полярность (борьба противоположностей), но трактовалась в духе взаимодополнительности, взаимоуравновешенности, нахождения известного баланса противоположных сил. В частности, это было характерно для мифологического сознания и для тесно связанных с ним ранних философских систем. Основополагающие полярности, так называемые банарные оппозиции (типа низа и верха, света и тьмы, добра и зла, правого и левого, женского и мужского начал), являлись для мифологического сознания принципами как бы некоего вселенского "гомеостаза", то есть постоянно воспроизводящихся циклов нарушения и восстановления равновесия между этими полярностями.

Английский философ К.Поппер пишет: "Если мы приглядимся немного к этим так называемым противоречивым фактам, то обнаружим, что все примеры, предложенные диалектиками, подтверждают всего-навсего то, что в мире, в котором мы живем, проявляется иногда структура, которую можно, пожалуй, описать с помощью слова "полярность". Пример такой структуры - существование положительного и отрицательного электричества".

Но все дело в том, что диалектика вовсе не ограничивается фиксацией таких полярностей, а стремится понять их "пульсацию", дающую ключ к уяснению сложных, динамичных, живых процессов существования, изменения и развития всего сущего. Соотношение противоположностей подвижно. Усиление или ослабление (разрушение) одной из сторон ведет к изменению ее роли, значимости в рамках противоречивого единства изменяющегося, развивающегося предмета и, соответственно, влияет на роль и значение, "удельный вес" другой противоположности, их напряженного противоречивого единства в целом, его баланса, дисбаланса и т.д. Одним словом, здесь открывается целый комплекс нелегких, но важных проблем.


I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Закон единства и борьбы противоположностей В. И. Ленин назвал сутью, ядром диалектики. Этот закон раскрывает источники, действительные причины вечного движения и развития материального мира. Знание его имеет основополагающее значение для понимания диалектики развития природы, общества и мышления, для науки, практической революционной деятельности.

Анализ противоречий объективной действительности, раскрытие  их  природы  -  важнейшее  требование  всякого  научного  исследования    и практического действия.


1. Единство и борьба противоположностей

Каждый из нас не раз имел дело с самым обыкновенным магнитом и хорошо знает, что его главным отличительным признаком является наличие таких взаимоисключающих, но связанных неразрывно сторон, как северный и южный полюсы. Как бы мы ни пытались отделить северный полюс магнита от южного, нам это сделать не удастся. Разрезанный пополам, на четыре, восемь и т.д. частей магнит все же будет обладать теми же двумя полюсами.

Противоположности и есть те внутренние стороны, тенденции, силы предмета, которые исключают, а вместе с тем и предполагают друг друга. Отношение неразрывной взаимосвязи этих сторон составляет единство противоположностей.

Противоречивые стороны заключены во всех предметах и явлениях. Все они представляют собой органическую связь, неразрывное единство противоположностей. Противоречивы не только элементарные частицы, но и образованный из них атом. В центре его находится положительно заряженное ядро, вокруг которого движутся отрицательно заряженные электроны. Химический процесс -  это  противоречивое  единство  ассоциации (соединения) и диссоциации (разъединения) атомов.

Противоположности имеют место и в живых организмах. Наследственность - это тенденция организма сохранять  приобретенные  по  наследству свойства, изменчивость же - это его  способность  вырабатывать  новые  свойства,

совершенствоваться, развиваться.

Психическая  деятельность   человека   характеризуется противоположными

процессами возбуждения и торможения, концентрации и иррадиации (распространения) возбуждений в коре больших полушарий головного мозга.

Противоречивые стороны присущи и процессу познания. Человек пользуется такими противоположными и взаимосвязанными приемами исследования, как индукция и дедукция, анализ и сентез и др.

Таким образом, противоречивость предметов и явлений мира носит всеобщий, универсальный характер. В мире нет предмета или явления, которые не раздваивались бы на противоположности.

Противоположности не только исключают, но и обязательно предполагают одна другую. Они сосуществуют в едином предмете или явлении и друг без друга немыслимы. Мы уже отмечали неразрывное единство противоположных полюсов магнита. Столь же неразрывны ассимиляция и диссимиляция в живом организме, анализ и сентез - процессе познания. Капиталистическое общество невозможно без противоположных классов.

Итак,  мы  установили,  что     предметы   и      явления     есть      единство

противоположностей.  Каков  же  характер  этого  единства? Сосуществуют  ли

противоположности в этом единстве мирно или вступают противоречия, в борьбу друг с другом?

Развитие самых различных предметов и явлений действительности говорит о том, что противоположные стороны не могут мирно сосуществовать в едином предмете: противоречивый, взаимоисключающий характер противоположностей с необходимостью вызывает борьбу между ними. Не могут не вступать в противоречия, не бороться старое и новое, нарождающееся и отживающее в предметах. Противоречие, борьба противоположностей и составляет основной источник развития материи и сознания.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.