Рефераты. Философия (WinWord97/2000) p>28. Принцип диалектического отрицания.


Этот закон диалектики органически связан с двумя ранее рассмотренными. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Различают три вида отрицания: формально-логическое, метафизическое и диалектическое. В обыденной жизни и в своей деятельности мы употребляем предложения утверждающего или отрицающего характера. Например, «Мирное сосуществование
— условие развития современного общества»; «Чины людьми даются, а люди могут ошибнуться» (А. Грибоедов); «Планеты не являются самосветящимися небесными телами»; «Нет, не тебя так пылко я люблю» (М. Ю. Лермонтов); «Ни разу не вспомнил я ту, что любил, потому что ни разу ее не забыл» (Р.
Гамзатов). Эти предложения, суждения не отражают процесс развития. Они пример формально-логического отрицания. Материалистическую диалектику интересуют прежде всего и главным образом такие отрицания, которые служат условием и моментом развития. В этой связи несостоятельным является метафизическое понимание отрицания. В рамках метафизики отрицание представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало (смена эпох теорий и т. д.). Гносеологические корни такого понимания отрицания кроются в непризнании наличия внутренних противоречий у предметов. Причины их развития или не рассматриваются, или сводятся к действию внешних сил. Основным содержанием диалектического отрицания являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию, зарождающегося нового. Главной причиной отрицания служит возникновение, развитие и разрешение противоречия. Ни в одной области не может происходить развития, не отрицающего своих прежних форм существования. Возникновение философских школ, смена формаций, создание новых научных теорий — все это свидетельства диалектического отрицания. Характерные его признаки - объективность, имманентность (самоотрицание), абсолютность, конкретность (в смысле определенности способа отрицания и в смысле единства противоположностей — уничтожения и сохранения), результативность — должно возникнуть что-то новое. Таким образом, диалектическое отрицание выступает как выражение связи нового со старым, преемственности в развитии. Во всяком диалектическом отрицании объединены такие действия, как уничтожение старой формы, переделка содержания с сохранением и развитием всего жизнеспособного в нем, переход на высшую ступень развития. Отрицание отрицания прежде всего предполагает: а) повторяемость в процессе развития; б) возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; в) относительную завершенность конкретных циклов развития; г) несводимость развития к движению по кругу. В этом сущность рассматриваемого закона. Если первое качество отрицается вторым, а второе — третьим, то, следовательно, у первого и третьего должно быть нечто общее, что существенно отличало бы его от среднего. Этот процесс Гегель и назвал отрицанием отрицания. Внутренний механизм процесса диалектического отрицания включает следующие компоненты: две стороны антагонизма — положительную и отрицательную; нарастание отрицательной противоположности; преобладание отрицательной тенденции над положительной; отрицание старого новым, возникновение нового качества.
Когда новое только что родилось, старое в течение некоторого времени еще остается, ибо последнее сильнее его. Это всегда бывает и в природе, и в общественной жизни. Спиралевидность развития предполагает цикличность.
Развитие как бы повторяет пройденные уже ступени, но повторяет их иначе, на более высокой ступени, в иных условиях и среде. Поступательное движение не тождественно движению по прямой. По выражению Н. Г. Чернышевского,
«исторический путь — не тротуар Невского проспекта». Закон отрицания отрицания имеет всеобщий характер. Он действует в природе, обществе и мышлении. Правда, его проявление везде своеобразно. Из интегрального характера этого закона вытекает важное методологическое требование: необходимо осуществлять комплексный подход к явлениям развивающейся действительности, рассматривать системы и структуры в их генетическом развитии.

29. Основные категории диалектики и их роль в познании.

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Материалистич. д. - метод изуч-я различ. явлений, раскрытия закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти. Через диал-ку форм, методов, приемов познания раскрыв. мир. Осн. принципы Д. - всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов. Одной из центр. проблем античн ф. - пробл. единого и многого. Со временем она превр. в пробл. связи единичн./общего, части/целого и т.д. Такие универс. связи бытия стали важными предметом д-ки. Формой познания сложных, гибких, противореч. унив. связей бытия служат категории диалектики. Для Д. хар-но формирование парных категорий, отраж. полярн. стороны целостных явлений, процессов. Диал. хар-р отношений выр-ся в противоп., но неразрывно связ. понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. В сочет., взиамодополн. категории диал-ки образ. сеть унив. понятий, спосбн. отражать подвижность и противор-я бытия.(Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного предмета. Содержание - совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Причина-следствие. Качество - целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе его связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св- в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич. единство кач-ва и кол- ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок - переход количественных измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры). Категории системного исследования: система - упорядоченное мн-во взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой и организацией; эл-т - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов; структура - относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.) Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.
Познание мира с т.зр. соотн-я “е-о” предпол. умение сравнивать предметы, выявл. их сходсто и разл-е, осознавать отдельн., единичн. хар-р реальн. предм., классифиц. их. Рельн. предметы единичны, общее в отл. от ед. представл. не конкр. простр-временными предметами, а чертами сходства.
Этому посв. полемика ном. и реализма. Диал-ка е. и. о. проявл. в том, что общее не сущ. само по себе, а связ. с единичным, сущ. в нем и через него.
Единичное же входит в тот или иной класс предм., заключ. в себе его общ. черты. Общее мыслится не как голая абстракция, но в неразрыв. связи с многообразием единичн предметов. Диал-ка общего и единичного отраж. в языке, облад. мощной спос-стью к обощению. Речев. выр-е индив., неповт. ситуаций стирает черты индив-сти. Вместе с тем язык обл. мех-ми индивидуализации предметов, событий, указаний на конкр. единичн. явл
(напр., имена собств., опис. инд. черт, пространств. локализации, врем. даты и их сочет. Процедуры индивидуализ. имеют больш. знач-е для выд-я конкр. единичн. события, факта, обесп. информативн. хар-р познания.


30. Понятие культуры, ее сущность, динамика, исторический характер.

Понятие «культура» (от латинского cultura — возделывание, обрабатывание) изначально связано с «хорошо сделанным». Исходная форма культуры — это человеческий труд вместе с его результатами. Культура — это совокупность инновационных видов и способов материальной и духовной деятельности вместе с их результатами, которая выражает сущностные силы человека. Различают материальную и духовную культуры. Первая охватывает производство, обмен и распределение материальных благ; вторая — духовное производство: производство идей, идеалов, знаний, предметов искусства, традиции и обычаи, моральные и правовые нормы и т.п. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА (идеи, знания, художественные образы, моральные и правовые нормы) МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
(материальное производство, обмен, распределение материальных благ).
Материальная культура — показатель уровня практического освоения человеком природы. Духовная культура — это, прежде всего, сокровища всех богатств человеческого духа и разума. Законом развития культуры, которая содержит в себе общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное, является преемственность, удержание всего положительного, что создано предыдущими поколениями. Существует несколько различных подходов к типологизации культур. Довольно часто культуру делят на западную и восточную. И здесь есть свои преимущества, так как в этом случае удается сосредоточить внимание на фундаментальных характеристиках культуры каждой группы. Однако в конце XX века явно прослеживается тенденция к поиску общего в различных типах культур, идет процесс развития диалога культур, что вполне отвечает требованиям сегодняшнего времени.Кроме указанного деления существуют и другие более мелкие дробления культуры (национальная культура, субкультура, массовая культура). Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она социальна по своей сути.
Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация = окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего обитания + обществ. отношения
(формы социальной организации культуры), обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное образование. Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества. Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж. личностную сторону деятельности ч- ка в обществе, выполн. F трансляции опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти.
Нов. идеи включаются затем в историч. процесс, внося в него новые элементы.
Любое изобретение человека может превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно- технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира.Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич. процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ. жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех "предложений", кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется "социальн. отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-ва.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.