Первый
слой представлен философией, а также примыкающей к ней математикой. Это слой
всеобщего знания.
Второй
слой составляет частные науки, которые изучают объекты в рамках одной из форм
материи и движения, либо на стыке двух соседних структурных уровней
материального мира (промежуточные науки типа биофизики). Сюда же относятся
сельскохозяйственные и медицинские науки, техническая сфера знаний. Этот слой
науки, называют частнонаучным.
В
середине XX в. возникли две отрасли научного знания междисциплинарного
характера – общая теория систем и теоретическая кибернетика, которые образуют
особый, третий, слой науки, занимая промежуточное положение между философией и
математикой, с одной стороны, и частными науками – с другой.
Классификация
наук, предложенная по, так сказать «объёмному» принципу, существенно дополняет
традиционное деление наук на гуманитарные, естественные и технические,
поскольку ни общая теория систем, ни теоретическая кибернетика не сводится ни к
гуманитарным, ни к естественным, ни к техническим наукам.
Теория систем и кибернетика –
порождение эпохи НТР. Подобно тому, как в прошлом веке возникли
неаристотелевская логика и неевклидова геометрия, начало XX в. было
ознаменовано возникновением теории относительности и квантовой механики,
середина века – общей теории систем и теоретической кибернетики, которые тоже
радикальным образом изменили научную картину мира как высшую форму
систематизации научного знания.
Структура
философии определяет её функции. В соответствии со своим статусом
философия выполняет по отношению ко всем без исключения отраслям знаний две
основные функции – мирную и методологическую. В ретроспективном плане философия
всегда выполняет мирную функцию, а в перспективном, в отношении к дальнейшему
развитию науки, имеет методологическое значение.
МЕТАФИЗИКА.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ.
В
античности идущая от Аристотеля традиция считала метафизику «первой
философией», наукой о бытии. Метафизика есть онтология. В античности сколько-нибудь
отчётливое разделение метафизики, науки и теологии (учения о Боге) отсутствует.
Основные вопросы античной философии таковы: «Что есть бытие?», «Что есть
идея?» (Платон), «Что есть форма и материя?» (Аристотель).
Средневековая
философия не отождествляет все знания с метафизикой. Теперь метафизика
признаётся высшей формой рационального познания, но она соотносится со
сверхразумным знанием. Вопрос о сущем остаётся основным вопросом философии, но
он приобретает нерационалистические черты, связанные с религиозной верой и
открытием. «Что есть Бог?» – вот основной вопрос средневековой философии,
которая, подобно античной философии, остаётся по преимуществу онтологией.
Кант
делает решающие шаги к разрушению метафизики как онтологии, на первое место он
ставит вопрос познания: «Что я могу знать?». У Канта философия и метафизика
превращаются преимущественно в гносеологию. Кант считал, что метафизика
возможна как чисто априорное знание. Такую метафизику Кант построил, но с
противоречиями реальной жизни не суждено было справиться и ему.
Гегель
увидел в метафизике ограниченность рассудительного мышления, которая
преодолевается диалектическим разумом. Гегель связал, разум с диалектикой,
рассудок – с метафизикой, противопоставив тем самым диалектику метафизическому методу.
По Гегелю, а он дал начало новой философской традиции, диалектика есть
противоположность метафизики как философии, неадекватной действительному
положению дел. Диалектика исправляет недостатки метафизики, не справляется с
жизненными противоречиями, переходами, процессами развития. Основной вопрос
гегелевской философии – это вопрос о логике. Философия становится особой
философско-диалектической логикой.
Неопозитивисты зачислили в метафизику – а они
понимали её как умозрительное конструирование – и диалектику, и в целом
философию Гегеля и Маркса. Метафизику они решили изгнать из науки. Это
мероприятие окончилось неудачей, что и вынуждены были признать постпозитивисты.
Основным вопросом философии нео- и постпозитивизма стал вопрос о природе
научного знания.
Неопозитивистская
тенденция, существенно смягчается пониманием неустранимости из арсенала знаний
философских истин, привела к аналитической философии. Основной вопрос философии
теперь сводится к вопросу не просто о науке, а о рациональности, будь то в
науке или в жизни.
Таким
образом, многовековое развитие философских представлений привело в конечном
счёте к двум толкованиям содержания метафизики. Согласно негативным
представлениям, метафизика есть неудовлетворительный конкурент диалектике.
Положительное толкование состоит в понимании её как совокупности основных
принципов философии.
Вывод.
Почему
же необходимо изучение философии?
Во-первых,
на базе философии формируется система знаний, научная картина мира,
правильный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень и
эффективность последних научных изысканий. Не менее важно и то, что философия помогает
формировать необходимый в обществе благоприятный нравственный климат, духовный
мир человека, его нравственные ценности, отвечает на смысло-жизненные вопросы.
Во-вторых,
философия помогает более оптимальным образом развивать все науки,
преодолевать в них возможные методологические трудности и кризисы.
В-третьих,
философия даёт теорию познания с её методами духовного освоения действительности.
В-четвёртых,
по мере усвоения философии логическое мышление становится более культурным,
более правильным, более адекватным действительности; у человека, иначе говоря,
формируется диалектический метод мышления, стимулирующий критическое и творческое
отношение к окружающему миру.
В-пятых,
поскольку в каждом акте мышления в неявном виде используется динамическая
система философских категорий (вернее, вся духовная культура человека, стержнем
которой является философия), поскольку уровень философской подготовки во
многом определяет оптимальность принимаемых решений руководителем любого
ранга.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Смирнова Н.Н., Конспект лекций по философии; СПб.:
ООО «Издательство “Альфа”», 2000г.
2.
Шаповалов В.Ф., Основы философии. От классики к
современности: Учеб. Пособие для вузов. – М.: «ФАИР-ПРЕСС», 1998г.
3.
Философия, Ю.А. Гусев, Н.И. Жуков, В.Г. Изох и
другие. (под ред. Н.И, Жукова) – Мн.: БелСоЭС «Чернобыль», 1995г.
4.
Канке В.А. ,Философия. Истор. и систем. курс:
Учебник для вузов 2-е издание. Переработанное и дополненное, М : Издательская
корпорация «Логос», 1997г.